юрист, к.ю.н.

Роботы-юристы наступают

  • 13 января 2017 в 14:54
  • 3437
  • 8
  • 11

Привет всем! Идею пятничной темы подсказала новость, которую опубликовали вчера многие СМИ и растиражировали пользователи соцсетей. Броские заголовки обещают сенсацию, заявляя о том, что Сбербанк намерен заменить роботом порядка 3000 юристов. Об этом на Гайдаровском форуме рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Вадим Кулик.

Так, Российская газета цитирует слова Вадима Кулика: «Это означает, что порядка 3000 рабочих мест мы будем только по этой специальности высвобождать в этом году. И такие планы у нас достаточно большие. Мы таких роботов сейчас производим по целому ряду направлений».

Звучит прогрессивно и технологично. Тем более, дискуссия о возможности замены человеческого интеллекта искусственным для выполнения юридической работы ведется уже не первый год. Будущее наступило? Учитывая масштабы планов Сбербанка и внушительные цифры, может показаться, что это так.

Но после прочтения новости все становится более прозаичным. Вадим Кулик пояснил, что в конце прошлого года робот-юрист уже начал выполнять первую работу. Он сам составляет исковые заявления. Теперь практически все иски, которые пишутся в отношении физических лиц, будут составлены роботами, и эта система заработает уже в течение первого полугодия — сообщают СМИ.  

Можно представить, как пишутся такие иски: по шаблону, в котором меняются только данные ответчика, номер договора и сумма задолженности. Напоминает ситуацию, когда опыт сотрудника договорного отдела (как правило, крупной организации), гордо именуемый «подготовка и экспертиза договоров» оказывается на практике лишь отработанными навыками «копирования-вставки» и внеcения реквизитов в утвержденную и неприкосновенную «типовую форму» договора.

Так что за громким названием скрывается обычная (пусть даже качественная) автоматизация рутинных процессов — не более того.

Эту новость прекрасно прокомментировал на своей личной страничке в facebook доцент УрГЮА Сергей Халатов:

«… Что нам сказали? Нам сказали, что в Сбербанке работает не менее трех тысяч человек, гордо именуемых юристами, которые занимаются тем, что вбивают в форму документа наименование суда, ФИО и адрес должника и сумму долга. Все эти данные работник Сбера берет из баз данных. Всё!

Еще раз. Работу, которую может выполнять пятиклассник после трех дней обучения или выпускник вспомогательной коррекционной школы — после двадцати дней, в Сбербанке делали «юристы». Это нижнее днище нижнего ада.

Ресурсоснабжающие организации уже не один десяток лет используют шаблоны и базы данных для написания заявлений в суд. Они просто не знали, что это теперь называется «робот» и об этом нужно рассказывать на экономических форумах».

P. S. В связи с новостью вспомнила о выпущенном еще в 2014 году довольно любопытном Атласе новых профессий (своеобразный альманах отраслей и профессий будущего) от бизнес-школы «Сколково» и АСИ. В нем, например, прогнозируется, что до 2020 года появятся такие юридические профессии как виртуальный адвокат и сетевой юрист. Первый будет являться специалистом по удаленному юридическому сопровождению в интернете по праву той страны, в которой будет вестись дело (вне зависимости от страны, в которой практикует сам юрист), второй — заниматься формированием нормативно-правового взаимодействия в сети (в том числе, в виртуальных мирах), разработкой системы правовой защиты человека и собственности в интернете, включая виртуальную.    

Как думаете, коллеги, что в ближайшее время в нашей профессии будет стандартизировано и автоматизировано? Какими техническими средствами и способами автоматизации пользуетесь в работе вы сами? Какие умения юриста (особенно новые и нестандартные), на ваш взгляд, будут востребованы в будущем, а какие — станут рудиментами?

Добавить
юрист, к.ю.н.
Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:
Первая мысль, которая мне пришла в голову после прочтения этой новости - в данном случае идет речь об автоматизации "типовых" процессов, кторые тоже имеются в работе юристов... То есть эти 3000 "несчастных" являются в данный момент скорее всего просто менеджерами, которые делают и рассылают "болваночные иски", а не юристами в широком смысле...
13 января 2017 в 16:583
Автоматизация рутинных процессов, к которым относится подготовка претензий и исков, заявлений о выдаче судебных приказов и т.п. - дело хорошее. Позволяет освободить время юристу для юридической работы и фактически устраняет ошибки в документах (опечатки, описки, ошибки в расчетах). Я это делал в биллинге оператора связи еще в 2002 году.
13 января 2017 в 16:591

Сообщение от Марат Дзюнов

«и фактически устраняет ошибки в документах (опечатки, описки, ошибки в расчетах)»

вероятно поэтому в решениях и определениях, например, АС, в частности, по банкротству ФЛ странным образом всплывают чужие ФИО)))Вставлять, копировать тоже надо уметь)))
15 января 2017 в 6:181
скупой платит дважды - даже не мудрость, а аксиома
при наличии описанных роботов заказчик будет платить сначала сберу (читай грефу), а потом - эдак раз в нцать больше профессионалу, который из принципа загнет ценникгреф любит фарс, что с него взять)))
невозможно при серьезных задачах использовать типовой программный продукт с "юристом" из статьи)))примитивный пример с веток регфорума: как заполнить слегка нестандартный адрес.ну а если копнуть хотя бы слегка поглубже, то без комментариев)
15 января 2017 в 6:262

Сообщение от ЛеляР

«невозможно при серьезных задачах использовать типовой программный продукт»

пару часов назад, стоя у Шайбы, наблюдал как
площадку у Шайбы дворник чистит вручную совковой лопатой (от падающего снега)
одновременно с этим улицу метут два маленьких трактора
а проезжую часть два больших самосвала
15 января 2017 в 11:35

Самое прикольное будет, когда заработают судьи-роботы.

15 января 2017 в 16:531

Сообщение от Александр Зверев

«Самое прикольное будет, когда заработают судьи-роботы.»


Судья Дредд будет выносить приговор прямо на улице: "Виновен"! :)

16 января 2017 в 7:513
А ещё роботы-судьи будут имитировать настоящих. Приходишь в суд, а электронный болван как начнёт орать на тебя! )) Так и представляю, Судья-Вертер прерывистым голосом (как в советском фильме по Булычёву): "Всем встать. Встать я сказа-л...Я су-дья. Кто истец? Ты и-стец?Те-бе пи-пец. Ха-ха-ха. Ги-та-ри-сты".))) Простите за флуд ).
17 января 2017 в 9:521
Уже есть такие профессии  как виртуальный бухгалтер и сетевой бухгалтер - т.к. в этой сфере конкуренция значительно выше. Я сам до наложения санкций бухгалтерил для заказчиков в США и Канаде, проживая в Севастополе.
У юристов конкуренция ниже, поэтому такие новые направления только начинают осваиваться. 
А то что Грефф назвал роботами - уже лет как семь реализовано в 1С и прочих бухгалтерских программах. Текст можно воткнуть любой - хоть исковое, хоть поздравительное.
16 января 2017 в 17:491
Обсуждали на днях тему с коллегой. Не совсем даже в контексте новости о том, что Сбербанк своих юристов увольнять собрался, а в рамках более общей темы о том, какое юридическое образование/специализация более востребовано рынком сейчас. Коллега высказал апокалиптическую мысль о том, что умирает профессия. Мол, идем мы к светлому будущему, когда и иски будут подавать роботы, и дела решать роботы, и законы писать тоже роботы. Я стараюсь воспринимать мир позитивнее и надеюсь, что на наш век работы хватит ;) Но мне кажется, что современный юрист (и не только юрист, представитель разных, особенно гуманитарных, профессий) должен быть специалистом "широкого профиля", легко ориентироваться в вопросах, относящихся к разным отраслям права, понимать межотраслевые связи и т.д.. А это сложно - если требовать "высокой планки".
23 января 2017 в 3:041
Сбербанк заменяет 3000 юристов на роботов. А между тем, такой робот-юрист уже давно в открытом бесплатном доступе: www.riskover.ru
18 марта 2017 в 16:19