Персональный
счет для бизнеса
Доцент кафедры государственного управления ИОН РАНХиГС, к.ю.н., юрист

Роботы-юристы наступают

  • 13 января 2017 в 14:54
  • 3742
  • 8
  • 11

Привет всем! Идею пятничной темы подсказала новость, которую опубликовали вчера многие СМИ и растиражировали пользователи соцсетей. Броские заголовки обещают сенсацию, заявляя о том, что Сбербанк намерен заменить роботом порядка 3000 юристов. Об этом на Гайдаровском форуме рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Вадим Кулик.

Так, Российская газета цитирует слова Вадима Кулика: «Это означает, что порядка 3000 рабочих мест мы будем только по этой специальности высвобождать в этом году. И такие планы у нас достаточно большие. Мы таких роботов сейчас производим по целому ряду направлений».

Звучит прогрессивно и технологично. Тем более, дискуссия о возможности замены человеческого интеллекта искусственным для выполнения юридической работы ведется уже не первый год. Будущее наступило? Учитывая масштабы планов Сбербанка и внушительные цифры, может показаться, что это так.

Но после прочтения новости все становится более прозаичным. Вадим Кулик пояснил, что в конце прошлого года робот-юрист уже начал выполнять первую работу. Он сам составляет исковые заявления. Теперь практически все иски, которые пишутся в отношении физических лиц, будут составлены роботами, и эта система заработает уже в течение первого полугодия — сообщают СМИ.  

Можно представить, как пишутся такие иски: по шаблону, в котором меняются только данные ответчика, номер договора и сумма задолженности. Напоминает ситуацию, когда опыт сотрудника договорного отдела (как правило, крупной организации), гордо именуемый «подготовка и экспертиза договоров» оказывается на практике лишь отработанными навыками «копирования-вставки» и внеcения реквизитов в утвержденную и неприкосновенную «типовую форму» договора.

Так что за громким названием скрывается обычная (пусть даже качественная) автоматизация рутинных процессов — не более того.

Эту новость прекрасно прокомментировал на своей личной страничке в facebook доцент УрГЮА Сергей Халатов:

«… Что нам сказали? Нам сказали, что в Сбербанке работает не менее трех тысяч человек, гордо именуемых юристами, которые занимаются тем, что вбивают в форму документа наименование суда, ФИО и адрес должника и сумму долга. Все эти данные работник Сбера берет из баз данных. Всё!

Еще раз. Работу, которую может выполнять пятиклассник после трех дней обучения или выпускник вспомогательной коррекционной школы — после двадцати дней, в Сбербанке делали «юристы». Это нижнее днище нижнего ада.

Ресурсоснабжающие организации уже не один десяток лет используют шаблоны и базы данных для написания заявлений в суд. Они просто не знали, что это теперь называется «робот» и об этом нужно рассказывать на экономических форумах».

P. S. В связи с новостью вспомнила о выпущенном еще в 2014 году довольно любопытном Атласе новых профессий (своеобразный альманах отраслей и профессий будущего) от бизнес-школы «Сколково» и АСИ. В нем, например, прогнозируется, что до 2020 года появятся такие юридические профессии как виртуальный адвокат и сетевой юрист. Первый будет являться специалистом по удаленному юридическому сопровождению в интернете по праву той страны, в которой будет вестись дело (вне зависимости от страны, в которой практикует сам юрист), второй — заниматься формированием нормативно-правового взаимодействия в сети (в том числе, в виртуальных мирах), разработкой системы правовой защиты человека и собственности в интернете, включая виртуальную.    

Как думаете, коллеги, что в ближайшее время в нашей профессии будет стандартизировано и автоматизировано? Какими техническими средствами и способами автоматизации пользуетесь в работе вы сами? Какие умения юриста (особенно новые и нестандартные), на ваш взгляд, будут востребованы в будущем, а какие — станут рудиментами?

Добавить
Доцент кафедры государственного управления ИОН РАНХиГС, к.ю.н., юрист
Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:
Первая мысль, которая мне пришла в голову после прочтения этой новости - в данном случае идет речь об автоматизации "типовых" процессов, кторые тоже имеются в работе юристов... То есть эти 3000 "несчастных" являются в данный момент скорее всего просто менеджерами, которые делают и рассылают "болваночные иски", а не юристами в широком смысле...
13 января 2017 в 16:583
Автоматизация рутинных процессов, к которым относится подготовка претензий и исков, заявлений о выдаче судебных приказов и т.п. - дело хорошее. Позволяет освободить время юристу для юридической работы и фактически устраняет ошибки в документах (опечатки, описки, ошибки в расчетах). Я это делал в биллинге оператора связи еще в 2002 году.
13 января 2017 в 16:591

Сообщение от Марат Дзюнов

«и фактически устраняет ошибки в документах (опечатки, описки, ошибки в расчетах)»

вероятно поэтому в решениях и определениях, например, АС, в частности, по банкротству ФЛ странным образом всплывают чужие ФИО)))Вставлять, копировать тоже надо уметь)))
15 января 2017 в 6:181
скупой платит дважды - даже не мудрость, а аксиома
при наличии описанных роботов заказчик будет платить сначала сберу (читай грефу), а потом - эдак раз в нцать больше профессионалу, который из принципа загнет ценникгреф любит фарс, что с него взять)))
невозможно при серьезных задачах использовать типовой программный продукт с "юристом" из статьи)))примитивный пример с веток регфорума: как заполнить слегка нестандартный адрес.ну а если копнуть хотя бы слегка поглубже, то без комментариев)
15 января 2017 в 6:262

Сообщение от ЛеляР

«невозможно при серьезных задачах использовать типовой программный продукт»

пару часов назад, стоя у Шайбы, наблюдал как
площадку у Шайбы дворник чистит вручную совковой лопатой (от падающего снега)
одновременно с этим улицу метут два маленьких трактора
а проезжую часть два больших самосвала
15 января 2017 в 11:35

Самое прикольное будет, когда заработают судьи-роботы.

15 января 2017 в 16:531

Сообщение от Александр Зверев

«Самое прикольное будет, когда заработают судьи-роботы.»


Судья Дредд будет выносить приговор прямо на улице: "Виновен"! :)

16 января 2017 в 7:513
А ещё роботы-судьи будут имитировать настоящих. Приходишь в суд, а электронный болван как начнёт орать на тебя! )) Так и представляю, Судья-Вертер прерывистым голосом (как в советском фильме по Булычёву): "Всем встать. Встать я сказа-л...Я су-дья. Кто истец? Ты и-стец?Те-бе пи-пец. Ха-ха-ха. Ги-та-ри-сты".))) Простите за флуд ).
17 января 2017 в 9:521
Уже есть такие профессии  как виртуальный бухгалтер и сетевой бухгалтер - т.к. в этой сфере конкуренция значительно выше. Я сам до наложения санкций бухгалтерил для заказчиков в США и Канаде, проживая в Севастополе.
У юристов конкуренция ниже, поэтому такие новые направления только начинают осваиваться. 
А то что Грефф назвал роботами - уже лет как семь реализовано в 1С и прочих бухгалтерских программах. Текст можно воткнуть любой - хоть исковое, хоть поздравительное.
16 января 2017 в 17:491
Обсуждали на днях тему с коллегой. Не совсем даже в контексте новости о том, что Сбербанк своих юристов увольнять собрался, а в рамках более общей темы о том, какое юридическое образование/специализация более востребовано рынком сейчас. Коллега высказал апокалиптическую мысль о том, что умирает профессия. Мол, идем мы к светлому будущему, когда и иски будут подавать роботы, и дела решать роботы, и законы писать тоже роботы. Я стараюсь воспринимать мир позитивнее и надеюсь, что на наш век работы хватит ;) Но мне кажется, что современный юрист (и не только юрист, представитель разных, особенно гуманитарных, профессий) должен быть специалистом "широкого профиля", легко ориентироваться в вопросах, относящихся к разным отраслям права, понимать межотраслевые связи и т.д.. А это сложно - если требовать "высокой планки".
23 января 2017 в 3:041
Сбербанк заменяет 3000 юристов на роботов. А между тем, такой робот-юрист уже давно в открытом бесплатном доступе: www.riskover.ru
18 марта 2017 в 16:19