партнер DS Law

О ходе третейской реформы: борьба за право судить

  • 22 февраля 2017 в 9:03
  • 1442
  • 5
  • 8

Всего год отвели законодатели постоянно действующим третейским судам, для того чтобы они смогли начать работать по новым правилам.

С 1 ноября 2016 года начали действовать Правила предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, утвержденные Правительством РФ в соответствии со Федеральным законом от 29.12.2015 №382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Те, кто не успеет перестроиться на «новые рельсы» и не получит соответствующий акт Правительства РФ до 1 ноября 2017 года, потеряют право на осуществление деятельности по администрированию арбитража и должны будут уйти с рынка. Исключение сделали для Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ, которых обязали депонировать в Минюсте правила постоянно действующего арбитражного учреждения, соответствующие требованиям нового закона, до 1 февраля 2017 года (о депонировании МКАС и МАК отчитались на сайте ТПП). Желающим создать новое постоянно действующее арбитражное учреждение придется это делать по новым правилам. 

Нужно отметить, что Правительство должно выдавать акты арбитражам на основании рекомендаций Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Его состав опубликован на сайте Минюста РФ. Состав совета вызвал вопросы у юридического сообщества. Оказалось, что в него вошли представители третейских судов, которые сейчас сами находятся в процессе легализации деятельности. Борьба за получение права на арбитраж обещает быть интересной.

Самым обсуждаемым аспектом реформы стала возможность передачи части корпоративных споров постоянно действующим третейским судам. Виды таких споров определены в статье 225.1 АПК РФ. В частности, это споры, связанные с принадлежностью акций, долей установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, споры, связанные с обращением взыскания на акции и доли, споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, споры, вытекающие из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров. Арбитражные соглашения о передаче в третейский суд указанных споров можно заключать с 1 февраля 2017 года.

При этом стоимость разбирательства в третейских судах нового образца будет безусловно выше, чем в системе арбитражных судов Российской Федерации (госпошлина за рассмотрение корпоративного спора в настоящее время составляет 6000 рублей). Как правило в состав расходов входит авансовый регистрационный сбор, а также административные и гонорарные сборы.

Например, административный сбор в АНО «Институт современного арбитража», который претендует на роль постоянно действующего арбитражного учреждения, анонсируется 20 000 рублей, минимальная стоимость разрешения спора - 170 000 рублей. Рассмотрение спора в составе 3 арбитров по неимущественным требованиям, которые оцениваются как эквивалент требований в 30 000 000 рублей, составит более 1 500 000 рублей. Но в отношении этой стоимости арбитражный регламент суда допускает торг (расчет стоимости арбитражного сбора).

Арбитражная ассоциация в Правилах арбитража по корпоративным спорам устанавливает тарифы на свои услуги в долларах США. Авансовый регистрационный сбор – 1000 долларов США, минимальная стоимость рассмотрения спора – 3000 долларов США, неимущественный спор при оценке приравнивается к имущественному спору с ценой иска 1 000 000 рублей (см. здесь). 

Пока сложно сказать, будут ли арбитражные соглашения о передаче корпоративных споров в третейский суд популярны. Вероятно, в 2017 году не стоит ожидать резкого увеличения третейских оговорок по указанным вопросам. Новые постоянно действующие арбитражные учреждения пока только создаются и им еще предстоит заслужить доверие бизнеса.

Добавить
партнер DS Law
Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:
Мария, по возможности, уточните пожалуйста. При администрировании постоянно действующего третейского суда, созданного до 1 сентября 2016 года и не получившего право на осуществлении функций постоянно действующего арбитражного учреждения, может быть рассмотрено до 1 ноября 2017 года только арбитражное соглашение, заключенное до 1 сентября 2016 года, или также арбитражное соглашение, заключенное после 1 сентября 2016 года?
25 февраля 2017 в 23:21
На мой взгляд с оговорками, заключенными после 1 сентября 2017 года в отношении суда, не получившего право на осуществление функций ПДАУ, могут возникнуть сложности. Действительность подобного арбитражного соглашения будет определяться уже по новому законодательству. И это может стать поводом для их оспаривания.
28 февраля 2017 в 17:50

Сообщение от Мария Калинина

«На мой взгляд с оговорками, заключенными после 1 сентября 2017 года в отношении суда»

А после 1 сентября 2016 года?
1 марта 2017 в 9:43
Имела в виду 2016 год.
1 марта 2017 в 10:19
Стоимость третейского разбирательства всегда была несколько выше, чем в арбитраже, но приведены примеры  просто с перекосом по дороговизне. В системе третейских судов при торгово промышленных палатах регионов стоимость значительно ниже. Например в Самаре начинается от 6 000 рублей, а в Третейском суде при РОСТЕХ 100 000 рублей, что тоже существенно ниже приведенных примеров.
1 марта 2017 в 8:49
Предполагаю, что с таким порядком доступа к правосудию ценник на третейское разбирательство может существенно "потяжелеть" после 1 ноября 2017 года и у созданных ранее постоянно действующих третейских судов.
1 марта 2017 в 9:48
Согласна, на этом хотят заработать.
1 марта 2017 в 10:20
Примеры приведены московские. Конечно, перекос огромный  на фоне регионов.
1 марта 2017 в 10:22