Ответ: Дефолт
Старый кризис вступает в новый год
Автор:
Константин ГРИГОРЬЕВ
21.09.2009
Мировому финансовому кризису исполнился год. Власти и стратегические инвесторы различных стран отметили событие обнадеживающими прогнозами о наступающем выздоровлении экономики. Эксперты между тем предупреждают, что отмечать дни рождения кризиса придется, возможно, еще не раз.
Год назад инвестиционный банк Lehman Brothers объявил себя банкротом. Считается, что это положило начало мировому финансовому кризису. Но в это время он уже был в самом разгаре в США и Европе. Год назад случилась его вторая волна, которая накрыла остальной мир, объясняет главный аналитик «Альфа-Банка» Наталия Орлова. В США просрочка по ипотечным кредитам росла пугающими темпами с 2006 года. А в 2007 году финансовые корпорации уже объявляли о гигантских списаниях своих токсичных активов. Экономический рост начал постепенно замедляться, страны еврозоны и Япония вступали в рецессию.
Мировой экономический тормоз
В сентябре прошлого года, когда американский банковский сектор уже был взорван ипотечным пузырем, мир замер на пороге финансового краха. Новость о банкротстве Lehman Brothers помогла преодолеть его в считанные часы. Мировая экономика забуксовала, финансовые проблемы начали расти как снежный ком. Инвесторы поняли, что в мире больше нет ни одной тихой гавани, где можно переждать экономические неурядицы.
Мгновенно сократились ведущие биржевые индексы: Dow Jones потерял сразу 4,42%, NASDAQ — 3,60%. А индекс цен акций 500 крупнейших по рыночной капитализации компаний S&P 500 лишился 59,00 пункта, 4,71%. Одними из первых на новость отреагировали российские фондовые биржи. Индекс ММВБ за день обвалился более чем на шесть процентов, РТС — более чем на четыре, торги закрыли.
Одновременно резко упали ведущие индексы на азиатских биржах. 18 сентября индекс Гонконгской фондовой биржи Hang Seng за первые часы торгов снизился на 7,7%, на Шанхайской фондовой бирже ведущий индекс Shanghai Composite Index потерял 5,8%, в Токио Nikkei, отражающий котировки акций 225 ведущих компаний Японии, несмотря на интервенции Банка Японии, потерял 3,5%. В этот же день обвалились банковские акции в США. Котировки Morgan Stanley упали на 25%, Citigroup INC — на 11%, Ultra Financials — на 15%, JP Morgan Chase — на 12%, Goldman Sachs — на 14%.
Экономические власти различных стран почти сразу объявили, что будут бороться с кризисом сообща. Федеральная резервная система США, Банк Канады, Европейский Центральный банк, Банк Англии, Банк Японии и Швейцарский национальный банк договорились о совместном вливании в банковскую систему $247 млрд.
Но события развивались стремительно. К концу 2008 года многие финансовые рынки сократились уже вдвое. Фондовый рынок Бразилии, по данным ФБК, к тому времени потерял 43%, Индии — 53%, Китая — 65%. В США биржи просели на 38%, в Японии — на 28%. Сильнее всех обрушился российский рынок — на 76%.
Целые государства оказались на грани национального банкротства и обращались к внешним инвесторам за стабилизационными займами. Власти продолжали наращивать вливания в экономику. К середине ноября прошлого года мировые финансовые затраты на борьбу с кризисом составили $9,4 трлн — то есть 15% от мирового ВВП, подсчитали в ФБК. По оценке министра финансов Алексея Кудрина, к февралю 2009 года стоимость мер по преодолению кризиса только в России уже перевалила за $60 млрд.
Руины финансового благополучия
Но эти меры не помогали переломить ситуацию. В США ВВП сократился на 1,6%. Совокупный ВВП 16 стран еврозоны в первом квартале потерял 2,5%. Самая крупная экономика Европы — Германии — упала на 3,8%.
Несмотря на закрытость экономик большинства стран СНГ, кризис нанес заметный удар и по ним. В целом темпы экономического роста на пространстве СНГ составили в 2008 году всего 5%, что на 3,5% ниже по сравнению с 2007 годом. Самый низкий показатель — 2,1% — оказался на Украине.
Например, российский ВВП в первом квартале упал в годовом исчислении на 7%, промышленное производство сократилось на 14,3%. Безработных стало больше на 33,9%, их число достигло 7,1 млн человек — или 9,5% от всего экономически активного населения. Произошел гигантский отток капитала — объем инвестиций в Россию в I квартале 2009 года уменьшился на треть. За первый квартал 2009 года активы Нацфонда Казахстана уменьшились почти на 20%, приостановили производство 642 предприятия.
«Наибольшие потери в кризисной ситуации отмечаются в экономике России и Казахстана», — рассказал недавно в интервью «Эхо» председатель Центра социально-экономического развития Вугар Байрамов. Дело в том, что экономики этих стран слишком зависимы от внешней среды. При этом, например, Азербайджан также зависим от нефтяного фактора, но понес наименьшие потери только благодаря тому, что имеет достаточно высокий показатель объема государственных резервов на душу населения (он в 3 раза превышал аналогичный показатель в России).
ВВП Кыргызстана снизился в 2008 г. на 6,6 процента, власти признавали «существенное замедление темпов роста кредитного портфеля и депозитной базы коммерческих банков», сократились торги на фондовых биржах республики. В Узбекистане, где и так потребительские расходы невысоки, началось еще большее их сжатие, страдали предприятия, поставляющие продукцию на экспорт: Асакинский автомобильный завод, Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова и другие.
Принужденный оптимизм
В течение всего этого времени мировые финансовые власти и некоторые эксперты не уставали говорить, что экономика достигла своего дна или вот-вот достигнет. Но после каждого скачка рынка она незамедлительно находила какое-то новое «дно». И только летом, во втором квартале 2009 года, накачанная госсредствами экономика, кажется, действительно начала проявлять первые признаки оживления.
«Монетарные и финансовые власти стран достаточно мощно накачали ликвидностью мировую финансовую систему. Все эти своевременные и крупномасштабные меры способствовали тому, что экономический спад государств, в которых они были предприняты, не стал разрастаться», — объяснил «Газете.Ru» аналитик УК «Альфа-Капитал» Максим Симагин.
Финансовые отчеты крупных компаний стали иногда предвосхищать сделанные ранее мрачные прогнозы экспертов. «Я вижу первые признаки улучшения», — передал Bloomberg слова главного экономиста по США Goldman Sachs Яна Хатциуса. Позитивные подвижки аналитики нашли в Германии, Японии, США и в азиатских странах. В России и СНГ власти охотно поддержали оптимизм. Ведь уже в июне российские рынки активно росли вслед за западными и азиатскими. Ожидание конца рецессии почти магическим образом действовало на инвесторов. Улучшались и экономические показатели.
Правда, рост экономика демонстрировала лишь от месяца к месяцу. В сравнении же с аналогичными периодами прошлого года она по-прежнему показывала глубокое падение. Только фондовые индексы Азии годовщину кризиса отметили выравниванием показателей с докризисными временами. 15 сентября сводный индекс региона MSCI Asia Pacific оказался почти таким же, что и год назад, сообщил Bloomberg.
Нынче власти и инвесторы по всему миру превратились в оптимистов. Лидеры стран G20 добились успехов на пути к тому, чтобы «сломать хребет» экономическому кризису, передало 19 сентября РИА «Новости» слова из обращения президента США
Барака Обамы. «Рынок подстегнули региональные рынки, поскольку инвесторы видят начало стабилизации региональных экономик», — заявил «Ассошиэйтед Пресс» аналитик Sinolink Securities Каи Сянь. «Поток хороших экономических новостей превратился в настоящий обвал, — сказал агентству глава отдела инвестиционной стратегии AMP Capital Investors Ltd. Шэйн Оливер. — Полгода назад инвесторы ждали чего-то вроде Великой депрессии, а вместо этого мы видим явные признаки восстановления».
И даже ставшие осторожными за время неудачных прогнозов российские власти начали излучать оптимизм. «Наши прогнозы носят консервативный характер, но мы уверены, что реалии будут лучше и гораздо лучше того, что мы планируем», — пообещал днем ранее глава правительства России Владимир Путин. А накануне этого полное оптимизма заявление сделал вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, объявив разворот экономики. «Принятые меры позволили России среди первых начать выходить из кризиса», — сказал он.
Когда лопнут новые пузыри?
Однако многие аналитики уверены, что радость правительств может оказаться преждевременной. «Рост экономики и ралли на бирже недолгосрочные», — говорит Наталья Орлова. Она напомнила, что у этого кризиса уже были волны, и предупреждает, что будут новые.
Действительно, задолженности государств все еще сопоставимы с размером их ВВП, то есть со стоимостью самих экономик. Например, даже в Японии или Италии госдолг уже выше стоимости экономики. А это значит, что в реальном секторе потенциал для роста совсем небольшой. Кроме того, практически так и не восстановился потребительский спрос. По мнению главного экономиста НБ «ТРАСТ» Евгения Надоршина, вторая волна кризиса будет связана одновременно с финансовым сектором и потреблением. «У банков ситуация будет очень сложной, они не будут активно кредитовать нефинансовый сектор», — объясняет он.
По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике Джозефа Стиглица, проблемы в банковской сфере сейчас еще тяжелее, чем до начала кризиса в 2007 г. Он, как передают «Ведомости», объяснил это тем, что банки стали крупнее и отягощены еще большим объемом плохих кредитов. Экономика еще долго будет оставаться слабой, темпы ее роста не смогут компенсировать рост численности населения, а «если работники не будут получать доход, сложно понять, как США создадут спрос, необходимый мировой экономике», заявил он в интервью Bloomberg.
«Вложения крупнейших американских банков на финансовых рынках по сравнению с докризисным периодом увеличились в несколько раз, — сказал «Газете.Ru» главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. То есть инвесторы, воодушевившись ростом показателей, начали надувать новые пузыри на биржах, рискуя вызвать вновь кризисные ситуации на рынках.
http://www.respublika-kaz.info/news/finance/5404