Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Антон Иванов дал интервью телеканалу "РБК-ТВ"
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Антон Иванов дал интервью телеканалу "РБК-ТВ", в котором рассказал о том, какие изменения предлагаются разработчиками поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Интервью с Антоном Ивановым. Новый Гражданский кодекс. Часть 1
Поправки в гражданский кодекс могут упростить рассмотрение споров в арбитражном суде, особенно, если будет принята норма о раскрытии списка бенефициаров. Такое мнение в эксклюзивном интервью телеканалу РБК-ТВ высказал председатель высшего арбитражного суда Антон Иванов. Он пояснил, что зачастую процессы в суде затягиваются из-за того, что очень сложно найти реальных собственников коммерческих структур. Смотрите полную версию интервью.
....
НОВЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС: ЗАО И ОАО УЙДУТ В ПРОШЛОЕ
- Прежде всего, в отношении коммерческих организаций происходят такие изменения, при которых исчезают общества с дополнительной ответственностью, и исчезает деление акционерных обществ на закрытые и открытые, для Высшего арбитражного суда это важное изменение, потому что у нас было много судебных споров, связанных с обращением акций в закрытых акционерных обществах. Теперь, когда это деление исчезло, наверное, и споры уйдут.
Главное то, что для бизнеса это не будет обременительно, потому что изменение названий не требует немедленного внесения изменений в учредительные документы, разработчики предложили мягкий вариант, при котором вносить изменения в учредительные документы нужно будет только тогда, когда вы захотите поменять учредительные документы вообще, по другим поводам.
АФФИЛИРОВАННОСТЬ И КОНТРОЛЬ
- Не секрет, что наша экономика является высоко монополизированной, и она пронизана множеством неформальных связей, когда вроде бы формально независимые компании оказываются играющими по одним и тем же правилам, и за ниточки дергают те, кто остается в стороне, и ни за что они при этом не отвечают. Ныне действующий гражданский кодекс содержал понятия материнского и дочернего акционерного общества, и основного и зависимого, эти понятия были очень скудными, поскольку не учитывали всего спектра влияния вот этих вот неформальных связей, которые в нашей экономике существуют.
Например, достаточно было, чтобы компании были не материнской и дочерней, а внучатой,
правнучатой, и уже все гарантии, которые были предусмотрены кодексом, исчезали. Поэтому и было предложено использовать понятие аффилированные лица, используемые в антимонопольном законодательстве, и ввести понятие лицо, которое контролирует юридическое лицо главным изменением, которое состоится в кодексе. Если он будет принят, будет неформальный подход к определению контролируемости или аффилированности, суду будет дано право и за пределами того перечня, который существует, признать тем не менее компанию контролируемой или аффилированной. Это очень важно, потому что в принципе подобные полномочия есть у судов и в других странах.
РАСКРЫТИЕ СПИСКА БЕНЕФИЦИАРОВ
- Что касается раскрытия списка бенефициаров, то пока этот вопрос не решен, но мы считаем, что это очень важно, потому что мы постоянно видим, что весь центр Москвы куплен оффшорными компаниями, они судятся между собой в наших судах, и мы не знаем, кто за ними стоит.
И здесь фискальные интересы может быть даже не так важны, здесь важнее другое, ведь их контрагенты по гражданско-правовым договорам или истцы к ним не могут иногда отыскать владельцев, которые покрыли бы убытки, например, причинные нарушением обязательств, или оплатили бы какие-то иные расходы, связанные с ведением бизнеса. Если бы существовала практика раскрытия бенефициаров, это было бы намного удобнее
и проще, и защищало бы, прежде всего, интересы контрагентов, других участников гражданского оборота, нормальных честных бизнесменов, которые поверили в существующие отношения,
доверились этим кредиторам.
Интервью с Антоном Ивановым. Новый Гражданский кодекс. Часть 2
После принятия поправок в гражданский кодекс отношения между собственниками российских компаний станут более прозрачными и понятными, как и процедура возмещения убытков. Такое мнение в эксклюзивном интервью телеканалу РБК-ТВ высказал председатель высшего арбитражного суда Антон Иванов. Он пояснил, что сейчас факт нанесения вреда бизнесу одним или несколькими собственниками доказать очень сложно, и сумма возмещения убытков в процессе судебного разбирательства может быть снижена.
...
НОВЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС: КОРПОРАТИВНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
- Вводится ряд разумных и вполне обоснованных правил, в том числе из англо-саксонской правовой системы. Прежде всего, это соглашения акционеров или корпоративные соглашения, отдельный пласт изменений, который связан с реформой корпоративного права и позволяет участникам договариваться о том, как они будут вести себя внутри создаваемого юридического лица. Другим важным изменением является появление такого понятия, как опционный договор, потому что российский гражданский кодекс предлагает только один вариант регулирования отношений - предварительный договор. Что касается широкого арсенала возможных средств, то появление опционного договора, как договора уже действующего и дающего право выбора сторонам, конечно, соответствует интересам бизнесменов.
ЗАВЕРЕНИЯ И ГАРАНТИИ
- Ещё одно важное изменение, заимствованное из английского права - это заверения и гарантии, которые включаются в договор и, главное, влекут определенные последствия в случае их нарушения. Сейчас у нас правовые последствия отсутствуют в кодексе, и можно написать в договоре, например, что у тебя нет супруга, и ты не должен получать согласие супруга на сделку, а потом этот супруг появляется неожиданно и оказывается, что за это наказания никакого не положено.
ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ
- Последнее, что в кодексе заимствовано из англо-саксонского права - это так называемое понятие
возмещения заранее согласованного в случае нарушения условий обязательства. Не секрет, что убытки по российскому праву часто очень трудно доказывать, а неустойка может быть снижена, и поэтому в договорное право вводится конструкция, которая предполагает заранее определение четкой суммы, которую надо уплатить в случае нарушения определенных обязательств, которая в дальнейшем не снижается.