На днях ЦБ еще раз повторил то, о чем и так уже давно было известно, но во что многим очень не хотелось верить: лазеек для АО, самостоятельно ведущих реестр, чтоб избежать принудительной передачи данной функции в чужие руки, не существует.
Итак, Центробанк (который, как известно, вобрал в себя функции по контролю за рынком ценных бумаг, а значит, за всеми акционерными обществами в части регулирования вопросов, связанных с эмиссией, учетом акций и т.п.) выпустил письмо от 31 июля 2014 г. N 015-55/6227 (текст прилагается).
Регулятор настоятельно напомнил всем акционерным обществам, что до 02.10.2014 необходимо выбрать регистратора, согласовать и подписать договор с ним, подготовить документы реестра к передаче, раскрыть информацию о регистраторе и уведомить зарегистрированных лиц, внести данные о регистраторе в ЕГРЮЛ.
При этом в письме особо подчеркивается, что от необходимости передать реестр не спасет никто и ничего, включая наличие лицензий (включая разрешение на деятельность по ведению реестра), или наличие в штате аттестованного специалиста по ведению реестра и т.п.
Кроме прочего, Центробанк высказал свое мнение по вопросу о том, как определяется «независимость» регистратора для публичного АО.
Напомню, новая редакция главы 4 ГК РФ обязывает публичные общества передать ведение реестра и функции счетной комиссии «независимой организации, имеющей предусмотренную законом лицензию» (п. 4 ст. 97). Итак, ЦБ полагает, что, учитывая отсутствие в ГК четких критериев, надо зависимость и независимость определять «на глаз», отталкиваясь от принципов обнаружения аффилированности, прямого и косвенного контроля и т.п.
Таким образом все разговоры о создании «карманных» реестродержателей для крупных публичных обществ и групп компаний можно, если не сворачивать, то переводить на новый уровень: а можно ли сделать так, чтоб по сути регистратор был «свой», но этого никто не замечал?
Наибольший интерес у меня лично вызвал приведенный Центробанком пример «иных обстоятельств, свидетельствующих о зависимости регистратора от общества»: так, если доля комиссии от одного юр. лица за услуги по ведению реестра у конкретного регистратора высока, то можно говорить о зависимости последнего от своего клиента. Возникает вопрос, что же делать в ситуации, когда один регистратор ведет реестры нескольких крупных компаний, а потом – вдруг – часть из них отказывается от услуг, прекращает деятельность и т.п., и клиент остается один. Нужно ли этому одному в такой ситуации срочно искать себе нового регистратора?
В завершение своего послания ЦБ приводит ссылку на выложенный в сети список лицензированных регистраторов (у меня страница по ссылке не открылась).
Общество может быть привлечено к ответственности по ст. 15.22 КоАП за незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом.
Наказания следующие: штраф на должностных лиц в размере 30 000 – 50 000 руб. либо дисквалификация на срок 1 – 2 года, штраф для юридических лиц в размере 700 000 – 1000 000 руб.
А вы и ваши клиенты уже готовы к октябрю? Или выбрали вариант с превращением в ООО?