С 1 сентября 2014 года вступают в силу изменения в ГК РФ, в том числе, и в части норм о ликвидации юридических лиц. Сегодня я решил составить небольшой обзор о том, какие именно изменения, на мой взгляд, наиболее существенны для регистрации.
Итак, в первую очередь, статья 61 ГК РФ претерпела значительные изменения. Для начала, пункт первый данной статьи стал императивным — ликвидация юр. лица влечет полное прекращение его прав и обязанностей, без их перехода в порядке правопреемства другим лицам. В прошлой редакции была возможность предусмотреть обратное в специальных законах.
Пункт второй закрепил общую норму о том, что у юр. лиц теперь только один учредительный документ, в котором можно закрепить, кто принимает решение о ликвидации: участники (учредители) организации, или уполномоченный на то орган данной организации. Теоретически, таким образом можно уполномочить руководителя организации на принятие решения о начале ликвидации, однако специальные законы такого, конечно же, не всегда допустят. По крайней мере, в нынешней редакции. К примеру, ст. 33 закона «Об ООО» прямо указывает, что принятие решения о ликвидации общества лежит на общем собрании участников, и принимается оно единогласно. Кстати, принятие этого решения не может быть отнесено к компетенции другого органа юр. лица. Вряд ли в будущем эту норму будут менять. Но вот в случае, например, с религиозной организацией, можно вполне предусмотреть такую норму в уставе.
Пункт третий ст. 61 унифицировал нормы о том, когда решение о ликвидации принимает суд. Итак, какие могут быть, согласно Кодексу, варианты:
- Иск от госоргана или органа МСУ, которым право на такие заявления дано законом:
- в связи с грубыми нарушениями при создании юр. лица, что влечет недействительной его гос. регистрацию;
- осуществление юр. лицом деятельности без лицензии, спец. разрешения или членства в СРО, когда его деятельность это обязательно предусматривает;
- систематическое осуществление организацией деятельности, противоречащей ее уставу (в ГК прямо указано, что это относится к общественной организации, фондам и религиозным организациям).
- Иск от учредителя (участника), в случае невозможности достижения целей, ради которых эту организацию создали (имеется в виду, когда, например, невозможно ликвидировать компанию через единогласное принятие решения всеми участниками).
- Другие основания, предусмотренные законодательством. Например, размер чистых активов компании меньше, чем минимальный размер ее уставного капитала.
Пункт 4 статьи 61 является новеллой для ГК РФ. Там сказано о том, что с того момента, как принято решение о ликвидации ГК РФ, все сроки по исполнению обязательств организации перед ее кредиторами, считаются наступившими. Это, как я понимаю, во избежание споров о том, когда нужно исполнять требования кредиторов при ликвидации должника.
В пятом пункте статьи сказано, что если суд принял решение о ликвидации организации, то обязанности по ее ликвидации могут быть возложены на ее участников (учредителей) или на орган, который на это уполномочен учредительным документом. Если же лица, на которые такая обязанность возложена, от этого уклоняются, то ликвидацией будет заниматься арбитражный управляющий, с отнесением расходов на юридическое лицо, а при их недостаточности — солидарно на участников (учредителей). Я намеренно указываю в скобках учредителей, так как, в случае, например, с АНО, ее учредители не становятся участниками, так как она является унитарной некоммерческой организацией.
В пункте 6 указано, что любая организация может быть признана банкротом. За исключением следующих:
- казенного предприятия;
- учреждения;
- политической партии;
- религиозной организации.
- Если это предусмотрено федеральным законом, банкротом может быть признана и государственная корпорация.
Подготовьте документы для ликвидации
ООО или
ИП на Регфоруме
Признанные банкротом организации подлежат ликвидации в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Итак, хотя статью «перелопатили» до основания, но изменений не так много. По сути, налицо сведение норм в единый кодекс, их унификация для различных ОПФ (с некоторыми оговорками для исключений), а также добавлены некоторые моменты с учетом сложившейся практики. Что же касается принятия решения о ликвидации руководителем организации, то, в принципе, в некоторых унитарных организациях такое возможно, но категорически неприемлемо в корпоративных, особенно в хозяйственных обществах, даже с учетом того, что большинство специальных законов пока не приведено в соответствие.