Спасибо! Особенно за личный опыт.
По мере работы с банками и не только, вне зависимости от прочих факторов, возникают проблемы, и, надо заметить, это вполне естественно, и при возникновении стоит не паниковать, а просто их решать, осознавая, что это рабочий процесс, даже, может, где-то и хорошо, что компания прошла проверку банка, налоговой и получила акт, это, так сказать, увеличивает доверие органов или банка к компании: ведь вроде уже проверяли и все хорошо.
В целом, характер проблем при работе с банками один и тот же: ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Именно этим законом пугают генеральных директоров при «допросах с пристрастием» в налоговых, при этом не имея ни доказательств, ни оснований.
Чтоб все было понятно, для начала, стоит принять тот факт, что, если денежки ходят туда-сюда, в больших количествах и непонятно зачем, и Вы не предоставляете никаких отчетных документов, то вполне естественно, что у банка возникнут вопросы. Можно привести параллель из жизни, когда вы даете деньги ребенку в школу, то всегда понимаете, на что или спрашиваете, т.е. на еду, на развлечения или же, не дай бог, на сигареты и алкоголь. С банками то же самое – вопрос всегда один и тот же: на что ушли деньги, и можете ли вы это подтвердить? Причем, слава богу, только документально, и как нельзя поверить пьяному сыну, что на деньги, которые вы ему дали, он купил молоко, так и банк не поверит вам, что деньги ушли на аренду помещения, если вы не можете предоставить необходимые документы. Следует понимать, что банк и лично Председатель банка, несут ответственность за каждого клиента и, нарвавшись на сомнительную операцию, начинают ее проверку, чтобы, не дай бог, не лишиться лицензии или же попасть на большой «штраф». ЦБ регулярно проверяет банки, операции клиентов банка, выбирая случайным методом, а иногда и не случайным, и достаточно 5 подозрительных операции (не путать с сомнительными операциями) и у банка могут отобрать лицензию. Догадайтесь, кто определяет подозрительна ли операция или нет? Верно! Сотрудник ЦБ, обычный человек, и тут ничего нельзя поделать, т.к. любую ситуацию можно трактовать, как минимум, двояко. Вот исходя из таких соображений, банки не дают спуску компаниям.
Теперь (вкратце, т.к. каждая ситуация со своими нюансами) о проблемах и методах их решения.
Запросил и чудесно! Предоставьте документы, которые они требуют. Если не укладываетесь в сроки, то можно написать письмо с просьбой расширить сроки, можно написать, что документы будут предоставлены в определенный срок, и если у Вас не подорвано доверие в банке, то Вам обязательно пойдут на встречу. Такой вариант годится даже, если счет заблокирован, и Финмониторинг требует доки, а вам срочно нужно совершить операцию. Документы же невозможно не предоставить, если есть желание, все остальное, как известно из поговорки, причины. Следует учесть, что при совершении операции с контрагентом, у Вас должны быть копии учредительных документов и свидетельств о регистрации организации и, желательно, всегда «свежая» выписка из ЕГРЮЛ: такой пакет документов от контрагента увеличивает шансы защиты и доверия. Так сказать, мини-проверка и идентификация вашего контрагента в глазах банка.
Стояли у банкомата и снимали по 10000 весь день, а на следующий день карту заблокировали? Это естественно! Тот же вопрос: куда ушли деньги? Стоит понимать, что это расходная операция, которая не облагалась налогом, поэтому может рассматриваться, как отмывание. Поэтому делаем красивенький авансовый отчет, как полагается, прикладываем кассовые чеки, товарные чеки: то есть, объясняем, куда ушли деньги, и предоставляем в банк. Вопрос решен.
Увы, ситуация сложная, поэтому стоит послушаться. Тут единственный вопрос, что деньги могут «выпустить» только на другой счет организации, а другой не открыть по причине того, что этот требуют закрыть или еще что-то в таком роде. Тут ситуация патовая, поэтому пишите письма (корпоративные) или же «вопрос торга».
Это не беда. Почти в любой стране (у меня был опыт даже с ЮАР) есть Российское Посольство, а там сидит консул, который, как и нотариус, является должностным лицом, имеющим право заверять подпись, доверенность или копию. Во всех банках предусмотрена возможность представления интересов, открытия и закрытия счета по доверенности. Вопрос другой, что не все хотят на уступку пойти, тут опять-таки упорство, письма и ну или ... Сами поняли.
Этот процесс, конечно же, сложнее, чем открытие счета в РФ. Но также как и обычно, переводите и заверяйте документы, далее предоставляете в соответствующий банк. После открытия нужно подать уведомление об открытии счета за пределами РФ. Кстати говоря, для красоты ситуации можно документы перевести, заверить и апостилировать в Минюсте. Стоит удовольствие 1500 руб/документ. Стоимость выйдет не малая с учетом перевода, в среднем 2 тыс. баксов за комплект, но красотааааа...
Касаемо перечисления на тот счет: все также как и с Финмониторингом, просто предоставить подотчетную документацию и получить паспорт сделки от ЦБ. Скажем, у Вас возник Кредит на счету за границей и Вам нужно его погасить, соответственно, предоставляете документы на выдачу Кредита на том счету, естественно, переведенные и заверенные нотариально, и подаете все в ЦБ, далее получаете паспорт сделки, предоставляете в банк и все. Все красиво, а главное легально!
Вполне легально, по крайней мере по условиям договора с банком. Такие банки лучше обходить стороной!
Предлагаю обратить внимание на Указание ЦБ «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 года (прилагается).
Cуть небольшой статейки (указания) в том, что нельзя снимать наличные деньги на оплату аренды или же выдачу, возврат займов.
По поводу аренды можно сказать, что этого следовало ожидать, с учетом того, что банки начинали еще в том году требовать перечислений по счету с указанием в назначении платежа «за аренду», и, заметьте, как всегда, все нужно только на бумажке.
Что касается займов, то согласитесь, что это достаточно заезженная и подозрительная тема, и порядком надоела. Кто знает, может оно и к лучшему, и приведет к чему-нибудь новому, ведь пока старое не заканчивается, новое не начинается.
Хочется добавить в конце, что подход к решению вопросов наличных денег достаточно деструктивный, т.к. ситуация не исчезает, а просто видоизменяется. Чтобы решить проблемы, нужно истребить корни, а не листья срывать, давая возможность вырасти новым, а корни достаточно глубоко, поэтому копать нужно будет усердно и долго. Все это понимают, и никто просто не берется, каждый просто старается урвать побольше листьев.
Спасибо за внимание!
Отличная статья! Из своего опыта, я бы еще добавил, что необходимо регулярно заходить в банк-клиент (даже если у компании всего несколько платежей в месяц) и обязательно читать письма и сообщения от банка. И самое главное отвечать на них!
Приятно продолжать читать столь адекватное изложение действительности. Ждем еще)))
«Во всех банках предусмотрена возможность представления интересов, открытия и закрытия счета по доверенности.»
Что хотел подметить - в данном случае в банк.карточку вписывается тогда доверенное лицо (а не директор) и соответственно подпись на платежках и эл.ключ выдаются на это доверенное лицо, а не директора. Т.е. в организации в данном случае нужно будет организовать внутренние процессы по даче указаний (и протоколирования их) по подписанию платежных документов доверенным лицом, находящимся в РФ.
За статью, спасибо. Интересно и познавательно
Если не предоставлять нотариально заверенную карточку с образцами подписи и печати, тогда да, в карточке будет тот кто действует по доверенности, а если сделать карточку нотариально, то будет ген директор организации и т.д.