Ни для кого не секрет, что в последнее время стало, мягко говоря, сложно открыть расчетный счет. Вполне понятно с чем связана эта ситуация: с политической и экономической обстановкой в стране, да и в мире в целом, а также с регулярным отзывом лицензий у не значимых банков и ужесточением «санкций» для системно-значимых. Судя по количеству желающих открыть р/с можно сказать, что проблема на данный момент достаточно острая, а решение ее очень востребовано. Поэтому давайте сделаем небольшой обзор банков и особенностей их работы, исходя из опыта, чтобы облегчить выбор и чуток прояснить ситуацию для всех желающих открыть счет.
Сбербанк
Начнем как всегда со Сбербанка. Как известно, уже давно банк на первом месте практически во всех списках, и до недавних пор весьма лояльно относился к открытию счета. Но это было тогда, сейчас стало посложнее и дело доходит до безумства, а именно до жестких допросов директора, с неоднозначными вопросами и просьбами нарисовать бизнес-план с ходу. Можно подумать, что заняться нечем начинающему бизнесмену, чем планы рисовать.
В числе прочих неудобств Сбера можно еще отметить загруженность отделений по открытию счетов, в связи с чем наблюдается немножко наплевательское отношение к клиентам, и долгое ожидание открытия, то есть если раньше можно было прийти в отделение и открыть счет, то сейчас нужно прийти, записаться на прием, забронировать счет (рекомендуют в отделениях), далее уже прийти на допрос, и только если вы пройдете все это, то вам откроют счет. Конечно, нельзя обобщать эту ситуацию, отделений много. Но в целом ситуация такая. Справедливости ради, стоит отметить, что все еще есть отделения, которые весьма лояльно относятся в вопросу открытия счета.
Что касается системы предварительной проверки в Сбере, то возможна только проверка на наличие директора в стоп-листе Сбера. Это, так сказать, милости просим. А также проверку можно пройти после предварительной брони счета по вышеуказанной ссылке, но это немного сомнительный метод предварительной проверки. Тут стоит помнить, что проверку вы проходите, но это не гарантирует вам открытие счета, т.к. впереди допрос с пристрастием. Что касается допроса, то в целом, ряд вопросов несложный и однотипный для всех банков, например:
- Сколько планируете оборотов в месяц или сколько будет платежек?
- Чем конкретно занимаетесь?
- Какие ВЭДы?
- Где юрадрес, что за помещение?
- и т.п.
Создается такое впечатление, что вопросы придумали для детей, т.к. сложно предположить, что нельзя, не зная на них ответы, выучить их заранее!
Как уже ранее отмечалось, вопросы весьма неоднозначные, и ответы на них могут быть такими же. Опять-таки сложно предположить, что если вы отметили планируемый оборот в 3 млн. в месяц, будь у вас возможность увеличить до 5 млн., то вы не станете этого делать только потому, что указали 3 млн. Тут скорее все направлено на психологическую ситуацию и простой человеческий фактор.
Банки с открытием через агентов
Далее в списке банки, предлагающие открытия через агентов, с выездом, таких пока 3, а именно:
- Альфа-банк;
- Онлайн-банк Точка (группа Открытие);
- Райффайзенбанк.
В числе этих банков можно выделить Точку, т.к. открытие простое, оперативное и приятное. У банка есть очень простое и удобное приложение для смартфона. При этом, по внесению и получению денег обслуживаться можно во всех отделениях банка Открытие. Также из приятных мелочей есть система предварительного информирования блокировки счета налоговой, что во многих ситуациях может быть весьма полезно. В числе отрицательных моментов можно заметить установку лимитов на обороты по счету в некоторых случаях, которая, по словам менеджеров, очень легко снимается по предоставлению договора с контрагентом и звонку в офис.
Далее по простоте Альфа-банк. Тут, в отличие, от Точки, где заявка создается в личном кабинете агента, нужно высылать на почту менеджеру документы для проверки и телефон для связи, что делает процесс открытия более долгим нежели в Точке (иногда ситуация наоборот складывается).
На последнем месте Райффайзен-банк. Здесь все происходит на порядок дольше чем в первых 2 банках, т.к. очень долго проходит проверка. Клиенту звонят и менеджер и сотрудники службы безопасности банка.
Стоит отметить, что указанные выше банки принимают документы на открытие счета и по факту тоже. То есть можно прийти в отделение и подать на открытие, но тогда придется ждать пару дней результата, поэтому и удобно через агентов открывать, что не приходится ходить в отделение, терять время и т.п. Плюс, предварительная проверка. И это все бесплатно, хотя данный фактор уже зависит от агента. Помимо открытия, стоит еще иметь в виду подключение Онлайн-банкинга. Так как и в Альфе и в Райффе приходится ходить в отделение, исключение составляет только Точка, т.к. все подключается и начинает работу сразу же и даже корпоративные карты в кол-ве 3 штук (больше — по запросу) выдают и активизируют на месте.
«Сложные» банки
И напоследок, «сложные» банки с системой открытия подача-проверка-открытие от 3 дней. Сюда можно включить такие банки как:
- Промсвязьбанк (ссылка на онлайн-сервис по подготовке документов на открытие),
- ВТБ24,
- Россельхоз,
- Росбанк (в этом банке открытие занимает 2 дня, то есть первый день проверка, а на второй уже клиент-банк, но ходить все равно надо 2 раза).
В этих банках также очереди на открытие как в Сбере, но уже поменьше (зависит от отделения, бывает вообще без очереди). Решение об открытии выносится централизованно. Этим занимается отдельная от банка, независимая СБ, которая так организована для исключения возможности корыстной работы. Но не стоит забывать о таком факторе как запись сотрудника банка об уровне риска для открытия счета. Также стоит помнить, что важно указать телефон, который реально принадлежит директору, то есть на него оформлен (недавно один из клиентов получил в том числе и по этой, причине отказ – телефон купил для работы и не оформил на себя).
Еще стоит напомнить и про возможность открытия счета по доверенности, но в большинстве банках весьма негативно и с нежеланием относятся к такого рода открытиям, хотя и не имеют права отказать в приеме документов по данному фактору. Но вот принять, а потом выдать бумажку с отказом — это всегда пожалуйста.
Кстати, не стоит забывать что банки не имеют права с ходу отказать, а должны рассмотреть дело и выдать официальный документ отказа с печатью банка, чтоб клиент при желании мог подать жалобу в Центробанк. О «защите прав» речи не идет, но, для общего развития, знать это стоит.
Плюс ко всему, в некоторых банках и в некоторых отделениях банков (по системе работы отделения тоже друг от друга отличаются, что немного странно с учетом того, что банк один и тот же) требуют чтобы человек открывающий счет по доверенности был подписантом КОП, что является неудобным для работы фактором.
По поводу фин. мониторинга банков можно сказать, что у всех банков они очень похожие и нет более или менее лояльных. При привлечении внимания и возникновении подозрений, даже если вы предоставите все документы по операции и компании, вас все равно могут попросить закрыть счет.
В целом, даже несмотря не некоторые отличия в процессе и условий открытия счета, можно сказать что все банки настроены весьма решительно по отношению к организациям, т.к. к банкам, весьма решительно, в свою очередь, настроено правительство в лице Центробанка, по понятным причинам.
Несмотря на все сложности, падать духом, конечно же, не стоит. Стоит помнить о простом человеческом факторе, который в принципе лежит в основе всего в мире, просто стоит более детально подойти к вопросу.
P.S.: Делитесь, кто какой может, информацией по поводу открытия счетов, в комментариях! Успехов всем!