Анжелика, спасибо за статью!
Добрый день, коллеги!
Все чаще Пенсионный Фонд Российской Федерации штрафует плательщиков страховых взносов по ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.
Штрафуют, соответственно, за следующее:
непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета.
В том числе участились случаи наложения штрафных санкций при своевременном представлении отчетности, однако непринятия ее Управлением ПФР в связи с наличием ошибок или по иным причинам, в том числе и сбоям в системе телекоммуникационной передачи данных.
Штрафные санкции в данном случае накладываются Управлением ПФР в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Позиция Управления ПФР в отношении того, что своевременно представленная, но не принятая отделением Пенсионного фонда, отчетность не является представленной в установленные законодательством сроки незаконна и необоснованна, поскольку противоречит правовым нормам, сложившейся судебной практике при решении споров такого рода, и непосредственно самой же позиции Пенсионного Фонда Российской Федерации, выраженной в Письме от 18 августа 2014 г.
Какими доказательствами в данном случае необходимо оперировать в судебном процессе.
Во-первых - Норма права.
ч. 1 ст. 46 Федерального Закона № 212-ФЗ четко регламентирует ответственность за непредставление отчетности. В статье нет указания на взыскание штрафа в связи с предоставлением отчетности с ошибками.
Во-вторых - Позиция Пенсионного Фонда РФ
Письмо от 18 августа 2014 г. Пенсионного Фонда РФ - № 14-20/10448
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в
Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Расчет) представляется плательщиками страховых взносов не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок Расчета в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого Расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Согласно части 10 статьи 15 Закона N 212-ФЗ при представлении Расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику подтверждение приема указанных Расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Результатом приема и регистрации Расчета, представленного в форме электронного документа, является формирование территориальным органом ПФР уведомления о подтверждении приема Расчета в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 50 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н (зарегистрирован в Минюсте России 09.04.2013 N 28050), в случае если при проверке файл Расчета не прошел форматно-логический контроль, не позднее одного рабочего дня после приема и регистрации Расчета в территориальном органе ПФР заявителю направляется уведомление о невозможности принятия Расчета и ее причинах.
Таким образом, в случае представления плательщиком Расчета в установленный Законом N 212-ФЗ срок наличие ошибок при проведении форматно-логического контроля не может являться основанием для применения штрафных санкций.
В-третьих – судебная практика
Решение Арбитражного суда МО от 11 декабря 2014 г. по делу № А41-63480/2014
Как усматривается из материалов дела, общество направило расчет за 1-й квартал 2014 г. по телекоммуникационным каналам связи 15.05.2014 и получило уведомление о принятии направленных в электронной форме документов управлением.
То обстоятельство, что в представленном обществом расчете содержались ошибки и расхождения, не влияет на определение момента его представления в орган по контролю за уплатой страховых взносов. Закон о страховых взносах устанавливает ответственность только за непредставление расчета в срок, а не за допущенные при этом ошибки и расхождения.Довод заинтересованного лица о возможности не принимать расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в случае выявления в нем ошибок не основан на положениях законодательства о страховых взносах, вследствие чего подлежит отклонению.
Изложенная в оспариваемом решении и в отзыве заинтересованного лица ссылка на п. 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного приказом Минтруда России от 22.10.2012 № 329н, не может быть принята арбитражным судом, поскольку не является актом законодательства, регулирующим отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Получение обществом 20.05.2014 отрицательного протокола проверки отчетности не может свидетельствовать о нарушении заявителем срока представления отчетности.
Статьей 46 Закона о страховых взносах предусмотрена ответственность лишь за факт непредставления плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета. Оформление расчета с ошибкой не образует состава правонарушения, указанного в названной норме закона.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2011 N Ф03-4160/2011 по делу N А59-138/2011
В рассматриваемом случае расчет страховых взносов миграционной службы за 1 квартал 2010 года должен быть представлен не позднее 30.04.2010.
Частью 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность в виде штрафа за непредставление плательщиком в орган контроля расчета страховых взносов в срок, установленный настоящим Федеральным законом. Статья 61 этого же Закона предусматривает представление расчетов по страховым взносам по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью.
Между государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (Управление АПФР) и Управлением Федеральной миграционной службы по Сахалинской области (Абонент системы) заключено соглашения от 22.04.2010 N 68 "Об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи", согласно которому Управление ПФР и Абонент системы осуществляют обмен документами в электронном виде в рамках СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно указанному Соглашению полученные электронные документы, заверенные электронной цифровой подписью уполномоченных лиц, юридически эквивалентны документам на бумажных носителях, заверенным соответствующими подписями и оттиском печатей сторон.
Фактом доставки электронного документа является формирование принимающей стороной квитанции о доставке электронного документа уполномоченных лиц. При возникновении споров, связанных с принятием или непринятием и (или) с исполнением или неисполнением электронного документа, стороны обязаны соблюдать порядок согласования разногласий в соответствии с Порядком обмена электронными документами с СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
Установив, что расчет по страховым взносам за 1 квартал 2010 года отправлен миграционной службой по электронным каналам связи в пенсионный фонд 30.04.2010, что подтверждается квитанцией из пенсионного фонда о доставке с указанием регистрационных номеров отправителя и получателя, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что указанный расчет своевременно направлен в адрес пенсионного фонда.
Исследовав отрицательный протокол обработки отчетности, направленный миграционной службе 04.05.2010, суд установил, что основанием для его направления явилось указание в наименовании файла регистрационного номера 074-001-002134, присвоенного ранее Федеральной миграционной службе Сахалинской области, тогда как, Управление Федеральной Миграционной службы Сахалинской области имеет регистрационный номер 074-001-095226.
Поскольку после отправления отчетности за 1 квартал 2010 года миграционная служба получила документ (квитанцию) о доставке отчетности в пенсионный фонд 30.04.2010, то суд сделал правильный вывод о том, что миграционная служба представила расчет страховых взносов за 1 квартал 2010 года 30.04.2010, а не 13.09.2010, как это считает пенсионный фонд.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ наказуемым является факт непредставления расчета. Оформление расчета с ошибкой (неверным указанием регистрационного номера страхователя) не образует состава правонарушения, указанного в названной норме Федерального закона N 212-ФЗ»
Определение ВАС РФ от 09.08.2012 N ВАС-10725/12 по делу N А14-4788/2011
Основанием привлечения общества к ответственности явился вывод фонда о том, что общество направило в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год с нарушением срока на шестнадцать календарных дней (09.03.2011). По мнению фонда в установленный законом срок (до 15.02.2011) общество в адрес фонда направило корректирующую форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2010 года, а спорный расчет представило только 09.03.2011.
Суды, оценив представленные доказательства, в том числе, расписку фонда от 15.02.2011 N 28/1402-2011 с датой приема документов от общества 15.02.2011, установили, что отсутствуют основания для привлечения общества к ответственности за несвоевременное представление отчетности, так как фондом не представлено достоверных и достаточных доказательств, опровергающих факт своевременного направления обществом спорного расчета. Судами учтено, что последующее представление обществом спорного расчета не исключает и не опровергает первоначальное представление этого расчета своевременно.
Резюмируя все выше сказанное, решение, принятое Управлением ПФР о привлечении организации к ответственности по ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ при условии своевременно представленной отчетности, но наличия отрицательного протокола ее принятия, незаконно, и вполне может быть обжаловано в судебные органы.