У нас за выписками специальный сотрудник всегда ходил — из ЕГРП в МФЦ, из ЕГРЮЛ — в ближайшую ИФНС. А иногда и из ЕГРЮЛ в МФЦ заказывал.
Почти у каждой компании время от времени возникает потребность в получении выписки из ЕГРП. Это может быть связано как с проверкой приобретаемой недвижимости, так и при сделках с собственной недвижимостью — например, при продаже, залоге, предоставлении в аренду недвижимости выписку может потребовать банк, нотариус или контрагент. Сам по себе этот процесс особой сложности не представляет. Однако часто вызывает вопросы не столько правового, сколько организационно-технического характера: какие документы нужны, куда обращаться, в каком размере и как платить пошлину. Поэтому подумала, что небольшая памятка по этой процедуре будет полезной.
Для получения выписки из ЕГРП нужен минимум документов
Подача запроса на получение выписки из ЕГРП не требует долгого и утомительного сбора документов. Заявителю достаточно паспорта и квитанции об оплате госпошлины (для физических лиц – 200 рублей, для юридических лиц — 600 рублей — см. приказ Минэкономразвития РФ от 16.12.2010 № 650 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество <…>»). Госпошлину можно оплатить как безналом, так и наличными – в банке или через специальный терминал, установленный в Росреестре или в МФЦ.
С 01.01.2017 будут действовать новые тарифы на получение выписок из ЕГРП. Бумажная выписка из ЕГРП по запросу физлица будет стоить 750 руб., по запросу компании — 2200 руб. Подробнее читайте здесь.
Копии документов, подтверждающих регистрацию прав на недвижимость не нужны: для получения выписки на квартиру достаточно назвать точный адрес объекта. Для нежилых помещений и земельных участков желательно также заранее уточнить кадастровый номер, некоторые специалисты при приеме документов могут спросить и его.
Если запрос формируется не от того лица, который обращается за выпиской (например, запрос от юрлица оформляет представитель), нужна еще и доверенность (п. 8, 9 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180).
Форму запроса можно скачать на сайте Росреестра. Но она нужна только в одном случае — при отправке его почтой. В случае личного обращения запрос оформляют и распечатывают сами сотрудники, заявителю остается его только подписать.
Куда обращаться за получением выписки из ЕГРП?
Еще несколько лет назад получить выписку можно было только путем личного обращения в управление Росреестра (отделение Регпалаты). Сейчас же в вопросе о том, куда обратиться за выпиской, предоставляется довольно широкий выбор.
Первый вариант — традиционный: пойти в офис Росреестра. О том, как организована очередность и о часах приема лучше узнавать в конкретном управлении – на местах все может отличаться. Сайт Росреестра обещает прекрасную возможность избежать очередей с помощью предварительной записи на прием на удобную дату и время с использованием специального сервиса «Офисы и приемные», выбрав удобную дату и время или по единому номеру центра телефонного обслуживания 8 (800) 100-34-34.Однако эта услуга, насколько мне известно, пока работает не везде. В Москве также можно подать этот запрос в порядке «живой» очереди — как показывает практика, это удобнее и надежнее предварительной записи через сайт. Есть и интересный нюанс — например, в некоторых территориальных отделах Росреестра по Москве отказываются принимать запросы от физлиц, предлагая им обращаться в многофункциональные центры. Поэтому с запросом от компании в Росреестр можно идти смело. Если хочется сэкономить на пошлине или по другим причинам запрос от физлица кажется более удобным — нужно быть готовым к такому повороту событий, или же сразу обращаться в МФЦ.
Обращение в МФЦ — это второй вариант, который возможен, если в регионе созданы многофункциональные центры. По существу, этот способ мало чем отличается от первого: МФЦ является не самостоятельным органом, а лишь посредником при предоставлении различных госуслуг. Но некоторые отличия все же есть – в некоторых городах эти центры могут выигрывать в плане комфортности офисов, ожидания очереди, а также по ряду организационных моментов (например, у них может быть установлено более удобное время приема документов, при этом принимать и выдавать документы будет большее число специалистов). К тому же, как уже упоминала выше, физлицам могут отказать в приеме запроса в Росреестре. Однако у МФЦ есть и недостаток – увеличение времени получения документов: к законодательно установленному сроку добавляется 1-2 дня — в небольших городах, 4 дня — в Москве. Таким образом, на готовность выписки уйдет не 5 дней, а 6-9. Как поясняют сотрудники, это время курьерской доставки готового документа из Росреестра в МФЦ. Однако в некоторых городах этот недостаток можно обойти, если вовремя «поймать» и получить документы в офисе Росреестра. Подать документы в МФЦ можно как по предварительной записи, так и в порядке «живой очереди»
Выписка на почту – обычную и электронную
Третий и четвертый варианты, которыми предлагает воспользоваться Росреестр — это направление запроса и получение документов по обычной почте, а также в электронном виде.
Признаться, сложно представить ситуацию, в которой было бы удобно делать запрос и получать выписку по почте. В этом случае не только увеличивается срок готовности документа на время пробега корреспонденции туда-обратно (как запроса, так и выписки), но еще и добавляется необходимость самостоятельного заполнения запроса (при обращении в Росреестр и МФЦ это делают сами сотрудники). Удобнее запросить выписку в электронном виде. Это можно сделать при помощи сервиса Росреестра «Получение сведений из ЕГРП». Для этого в несколько шагов заполняется несложная форма на сайте.
Отправляя электронный запрос, можно выбрать один из способов получения выписки и забрать ее в виде:
На финальном этапе оформления предлагается нажать две кнопки — «отправить запрос» и «подписать и отправить». Эта часть формы вызывает вопросы. «Подписать и отправить» можно только с использованием ЭЦП, поэтому этот вариант может выбрать только тот, у кого эта подпись оформлена. В то же время, при выборе кнопки «отправить запрос», приходит e-mail, в котором указан специальный номер запроса, а после его проверки (примерно в течение суток) — еще одно письмо о необходимости оплатить госпошлину. Тем самым, на первый взгляд, нет никаких препятствий для получения выписки из ЕГРП даже без наличия ЭЦП. Поэтому буду признательна, если кто-то из коллег поделится информацией и собственным опытом получения выписок через электронный сервис.
Пошлина в этом случае составляет 150 рублей для физлиц и 300 рублей – для компаний (приказ Минэкономразвития РФ от 16.12.2010 № 650 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество <…>»). Заплатить можно через несколько аккредитованных организаций, чтобы не прикладывать квитанцию. После прохождения платежа должен прийти код для скачивания выписки по ссылке с сайта. Срок исполнения – такой же, как у обычной выписки – 5 рабочих дней
Если выписки нужны часто, можно оформить ключ доступа к информационному ресурсу ЕГРП. Для оформления запроса на этот ключ также понадобится ЭЦП.
Выписку могут привезти прямо в офис или домой
Наконец, есть еще пятый вариант получения выписки – довольно экзотический. Он представляет собой особую дополнительную услугу Росреестра — выезд к заявителю. Для некоторых категорий заявителей услуга бесплатна (ветераны ВОВ, инвалиды I и II групп), для остальных – предоставляется на платной основе, с заключением договора.
Например, в Москве стоимость такой услуги составит 2500 рублей для компаний и 1500 рублей для физических лиц за каждый выезд (приказ ФГБУ «ФКП Росреестра» от 24.04.2013 № П/067 «Об утверждении тарифов на оказание услуг по выезду к заявителям с целью доставки документов к месту оказания государственных услуг и доставки заявителям документов, подготовленных по итогам оказания услуг»). Таким образом, весь процесс – подача заявки и получение выписки обойдется компании в 5000 рублей, а физлицу – в 3000 рублей, без учета суммы госпошлины.
Кстати, статус рассмотрения заявления (причем вне зависимости от того, каким способом оно было подано), можно отслеживать здесь.
P.S. Коллеги, рассказывайте о своем удачном (и не очень) опыте получения выписок в комментариях — особенно по электронным запросам. Пояснения добавим в статью.
Спасибо coldOK , который поделился своим опытом получения выписок по электронным запросам:
У нас за выписками специальный сотрудник всегда ходил — из ЕГРП в МФЦ, из ЕГРЮЛ — в ближайшую ИФНС. А иногда и из ЕГРЮЛ в МФЦ заказывал.
Интересно, а можно ли в отделениях Росреестра МО брать выписки на Московские объекты и наоборот?
Уточнила - в любом МФЦ Москвы можно заказать и получить выписку на объект, расположенный в любом регионе РФ (не только в МО). Причем даже сроки те же. Единственное отличие - пошлина будет 300, а не 200 руб.
Всегда запрашиваю на сайте. Получаю в основном по электронной почте, но, бывало, заказывал получение в "Серпе и Молоте". С оплатой никогда проблем не было, пробововал банковской картой, пробовал и Киви. Можно было бы и по корпоративной карте оплачивать, но в выписке по операции ни слова о Росреестре или ЕГРП не значилось.
Выписки после приема в работу могут прийти и раньше (бывало через два дня) и позже (максимум 7 дней) установленного срока на исполнение. Иногда может повезти, вы закажите через сайт с получением на "Серпе и Молоте", а получить сможете в бумажном виде раньше, чем через 5 дней. Поэтому рекомендую всегда заказывать через сайт от себя (или от того, кто будет получать бумажный вариант), даже если требуется выписка на бумаге. Просто вы будете ограничены в выборе мест получения.
Спасибо за комментарий, очень ценный опыт!
То есть заказывать можно без ЭЦП, просто нажав кнопку "отправить запрос"? А "Серп и молот" - имеется в виду МФЦ Лефортовский?
Да, просто нажимаете "отправить запрос".
Дополнительный офис ФГБУ "ФКП Росреестра" на втором (или третьем, уже не помню) этаже 10 дома проезда Завода Серпа и Молота (то есть над МФЦ
Лефортовский), похоже, закрылся.
Теперь при выборе получения "в бумажном виде" по московским объектам выдает "Дополнительный офис приема-выдачи документов территориального отдела филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" (Площадка №2), Москва, ул. Тимура Фрунзе, 3". Похоже, что теперь получать там. По новому адресу я еще не был, об очереди на получение ничего не могу сказать.
Мария, спасибо))
Как раз, пару дней назад заказала через сервис Росреестра)) По результату напишу))
Отдельное спасибо за ссылки!
Спасибо, Мария! Как получите выписку, обязательно напишите, как все прошло - будем ждать!
Только надо быть еще и готовым к тому, что вашу банковскую карту после оплаты признают скомпрометированой. Заказывал выписку из ЕГРП через портал Росреестра, оплатил по имеющейся там же ссылке на вариант оплаты через портал oplatagosuslug. По итогу выписку получил, а вот карту заблокировали и пришлось перевыпускать.
А каким образом вы узнали, что карту заблокировали именно по этому поводу?
А я очень "живо пообщался" с представителями банка. Они мне сами сообщили о скомпроментированости карты и предположительной причине этого. И это был единственный платеж через сеть интернет за довольно большой период.
«А я очень "живо пообщался" с представителями банка. Они мне сами сообщили о скомпроментированости карты и предположительной причине этого. »
А можно попросить подробностей? Банк по собственному усмотрению заблокировал карту после осуществления платежа? А комиссию за перевыпуск взял? Как-то оно странно выглядит с первого взгляда...
«А можно попросить подробностей?»
30 мая оплатил услугу росреестру, а 7-го пришла смс "Уважаемый клиент, Ваша карта ***** заблокирована по причине компрометации. По всем вопросам +7495*** , 8800***."
Как-то так. Заблокировали именно возможность оплаты в интернете. Перевыпустили бесплатно.
Спасибо за информацию, будем иметь в виду вероятность таких рисков при оплате картой. Надеюсь, это явление — не массового характера, а исключение из правил.
Мария БазюкGoward
Спасибо за информацию, будем иметь в виду вероятность таких рисков при оплате картой. Надеюсь, это явление — не массового характера, а исключение из правил.
Лично я после этого случая оплату произвожу со счета телефона.
Да, действительно, удобный способ для тех, кто не хочет рисковать картой. Правда, обратила внимание, что комиссия в этом случае чуть больше, чем при оплате картой. Если платить карточкой - 2,3%, а если списывать со счета мобильного - от 4% до 7%, в зависимости от мобильного оператора.
Кстати, вероятность блокировки карты, скорее всего, зависит и от банка, в котором она выпущена.
«Кстати, вероятность блокировки карты, скорее всего, зависит и от банка, в котором она выпущена.»
Вполне возможно. Не спорю. У меня был Альфабанк.
Заказываю электронно с момента запуска данного сервиса. Притом абсолютно во всех случаях сервис работал и работает без нареканий. Необходимости подписывать заявление нет. Выписка, заверенная ЭЦП, приходит в электронном виде на почту.
Вообщем то по мере использования сервисов Росреестра также провожу мониторинг их работоспособоности.
Так что если у кого-либо есть замечания, комментарии или рекомендации к ним - пишите, будем развивать
Получается, что у этого способа - сплошные плюсы) Исключение лишь одно — случаи, когда требуется именно обычная выписка, не "электронная".
Скажите, пожалуйста, а не возникнет ли проблем, если при заказе через сайт оплатит со своей карты одно лицо, а заберет готовую бумажную выписку другое? Забирать просто будет курьер скорее всего, а с его карты оплатить не получится.