«пять рабочих дней с возможностью продления до тридцати рабочих дней»
было три, например, на справке о налоговом резидентстве, а стало 5?
Здравствуй, Регфорум!
Тема проставления апостиля достаточно благодатная, поэтому не откажу себе в удовольствии изложить уважаемым коллегам еще несколько пассажей на эту тему.
В России существует несколько уполномоченных на проставление апостиля учреждений. Главный принцип разделения их полномочий в этой части – тип документа.
Министерство юстиции проставляет апостиль на нотариальные и судебные документы.
Министерство образования проставляет апостиль на образовательные документы.
Архив ЗАГС проставляет апостиль на документы, выдаваемые органами ЗАГС.
МВД проставляет апостиль на документы, выдаваемые по линии МВД (в основном это справки о наличии/отсутствии судимости).
Кстати, оговорюсь, что официально справка о наличии (отсутствии) судимости может быть получена лишь самим лицом, в отношении которого эта справка выдается, либо его представителем по доверенности. Причем в Москве можно получить такие справки на любого гражданина РФ, вне зависимости от места регистрации по месту жительства, и иностранного гражданина, если он хотя бы день находился в РФ.
Размер госпошлины одинаков и составляет 2500 рублей. Сроки – порядка недели, кроме образовательных документов, срок апостилирования которых достигает одного-двух месяцев. Проставление апостиля осуществляется по территориальному признаку. Это значит, что, к примеру, на согласие на выезд ребенка, оформленное московским нотариусом, апостиль можно поставить только в Управлении юстиции по городу Москве.
Это связано с весьма прозаическими причинами. Апостиль не проставляется автоматически, по факту заноса документа. Должностное лицо обязано сличить подпись и печать на документе с имеющимися образцами. Это значит, что, к примеру, в Управлении юстиции по Москве имеются образцы печатей и подписей всех нотариусов Москвы, а также образцы подписей их врио. Соответственно, образцов подписей и печатей нотариусов других регионов в московском управлении нет, поэтому на документы, оформленные за пределами Москвы, апостиль в Москве и не поставишь.
Исключение на данный момент составляют апостили на образовательные документы – апостиль на дипломы и аттестаты, выданные по всей России, можно поставить в Департаменте образования города Москвы.
В настоящий момент принят Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации». Закон упорядочил процедуру и установил требования о том, какие именно документы считать официальными. Это документы, выданные органами исполнительной власти, судами, прокуратурой, образовательными учреждениями и документы, оформленные в нотариальном порядке, – в этой части, пожалуй, ничего нового нет, кроме того, что все эти требования теперь собраны в одном документе. Прибавились документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.
Закон вводит единый срок для проставления апостиля – пять рабочих дней с возможностью продления до тридцати рабочих дней в случае, если требуется проверить информацию в документе. Опять же особняком стоит апостиль на образовательные документы – срок проставления такового не может превышать сорок пять рабочих дней.
Что же делать с иными документами, например, медицинскими справками различного рода, справками, сертификатами, подтверждающими факт обучения (на курсах повышения квалификации, о прохождении обучения, прослушивании курса, пр.), документами, выдаваемыми банками, страховыми компаниями, муниципальными органами, коммерческими организациями (те же справки 2-НДФЛ)? Апостиль на такие документы в принципе поставить нельзя. В лучшем случае, если можно с документа сделать нотариальную копию, то апостиль можно будет поставить на нотариальную копию. Но в этом случае он будет удостоверять подлинность печати и подписи нотариуса, а к содержанию документа отношения иметь не будет.
Закон четко определяет перечень документов, на которые апостиль проставлен быть не может: на документах, совершенных дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также на документах, имеющих прямое отношение к коммерческой или таможенной операции, в том числе в случаях, если указанные документы выполнены в виде копий, верность которых засвидетельствована нотариусами. Как видим, в ряде случаев не поможет даже нотариальная копия.
Что же делать с такими документами? Просто переводить на необходимый язык и заверять перевод (нотариально, в посольстве, в стране назначения присяжным/судебным переводчиком — тут нужно отталкиваться от требований иностранного государственного учреждения).
В будущем планируется создание единого электронного реестра апостилей, что, безусловно, хорошо, потому что в этом случае можно будет легко проверить, проставлялся ли апостиль на конкретный документ.
Имея большой опыт работы в этой сфере, конечно, можно «выловить» подделки и сейчас. К примеру, большинство поддельных апостилей «палятся» на том, что подписи должностного лица на них не те, которые должны быть. Например, на апостили 2015 года определенного учреждения ставят подпись лица, который в этом учреждении уже не работает, и подписывал апостили годом ранее. Кроме того, каждый апостиль имеет свой уникальный номер. Примерно зная, какие номера идут в какой период, можно выявить подделку, увидев «произвольный» номер.
Другие публикации автора:
«пять рабочих дней с возможностью продления до тридцати рабочих дней»
было три, например, на справке о налоговом резидентстве, а стало 5?
ЛеляР, речь идет о справке о резидентстве для Казахстана? На них с 1 декабря 2014 года апостиль не поставишь. До этого момента апостиль можно было поставить в региональном учреждении юстиции, и срок составлял опять те же пять рабочих дней. Возможно, что иногда (скорее, даже очень редко) апостиль проставляют раньше срока, но это - скорее исключение.
Сейчас такие справки можно легализовать только путем проставления отметки Торгово-промышленной палаты. Пока в Казахстане в таком виде принимают.
нет, не о справке для Казахстана
я делаю много справок для разных стран, в т.ч. с консульской легализацией.
Минюст ставил апостиль в 3 раб. дня, это в т.ч. прописано в регламенте Минюста для Москвы и РФ
В Казахстане, кстати, ТПП проходит крайне редко, в некоторых территориалках, в массе - нет
Я надеялась, что в этом ФЗ что-либо разрешится по казахам, т.к. по нормативке нет четкого ответа. Минюст ссылается на ст. 12 (13) Кишиневской (Минской) конвенции , что гов. о том, что апостиль не нужен,
а казахи считают, что нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы при представлении нерезидентами документов только в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применяются к налоговым правоотношениям, причем казахи четко обосновывают (перештудировала гору их доков)
можно использовать итог по делу А40-101773/2014, где суд обязал Минюст проставлять апостиль, в т.ч. апеляционный, дело закрыто, но как-то не хочется рисковать
жаль, что ФЗ особо ни о чем в итоге
Анастасия, пункт регламента по Москве про срок: Срок исполнения государственной функции в случае отсутствия необходимости истребования образца подписи .......... не должен превышать 3 рабочих дней - это последний абзац в разделе "Для проставления апостиля представляются (предъявляются):"
а это регламент по РФ
Раздел: Срок предоставления государственной услуги, п. 27
27. Срок выдачи (отправки) официальных документов с проставленным апостилем заявителю не должен превышать 3 рабочих дней, следующих за днем поступления от заявителя официальных документов в центральный аппарат Минюста России или территориальный орган Минюста России.
Анастасия, а регламенты тоже обновятся?
ФЗ видела, но прочла бегом, по диагонали пока
не знаю, информацию такую пока не видела. На мой взгляд, нынешние регламенты достаточно подробны. Чего там уж менять, все и так хорошо? :))
«Чего там уж менять, все и так хорошо? :))»
хотя бы срок, если он вдруг стал 5 дней вместо 3
А я знаком с вашей компанией! Очень приятные впечатления! Периодически обращался к вам ещё с момента, когда вы находились на Таганской.
Все очень долго.
Мне Решение районного суда уже два мясяца заверяют, ждут, когда им судья подтвердить свою подпись. Стоит 2 500 рублей. Типа 33 рабочих дня, не считают праздники и выходные.
Это ненормально, должно все быстро и оперативно работать.
ненормально, но если судья вновь назначенная, то, очевидно, образца ее подписи в Управлении юстиции еще нет, вот и занимаются месяцами получением этого образца. Та же ситуация с вновь назначенными нотариусами. Конечно, нужно ввести процедуру, при которой при назначении должностного лица у него сразу же берут образец подписи и отправляют в орган, проставляющий апостиль.
Подскажите, пожалуйста, каким образом можно проставить апостиль на моё собственное письмо в Генеральное Консульство Италии в Москве с объяснением причины о том, что я и мой супруг живем в разных странах.
Насколько я понимаю сначала подобное заявление нужно заверить нотариально, а потом уже апостилировать. Вопрос в каком учреждений?