Здравствуй, Регфорум!
Если организация получила уведомление о проведении проверки Федеральной антимонопольной службой (далее — "ФАС"), то приятного в данном факте безусловно мало. В этом случае проверяемому субъекту стоит основательно подготовиться к проверке. В настоящей публикации я постарался осветить проблему порядка проведения проверок ФАС.
Полагаю необходимым пояснить, что в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ при производстве по делам о рассмотрении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации положения настоящего Федерального закона не применяются.
Порядок проведения проверок антимонопольным органом деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован нормами Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – «Закон о защите конкуренции»).
На основании ч. 1 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 — 17.1, 19 — 21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.
Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, основанием для проведения плановой проверки являются:
1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.
Как следует из ч. 4 вышеназванной статьи, основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В силу ч. 5 настоящей статьи, предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.
Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа (ч. 6 ст. данной статьи).
Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа, проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. (ч. ч. 9 и 12 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции соответственно).
Ч. 1 ст. 25.2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что доступ должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки проверяемого лица. Не допускается доступ должностных лиц, проводящих проверку, в жилище проверяемого лица. Ч. 2 – то, что при воспрепятствовании доступу должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица этими должностными лицами составляется акт в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
Ч. 1 ст. 25.3 вышеназванного Федерального закона регламентировано, что должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осуществлять осмотр территорий, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица.
Ч. 2 ст. 25.3 – что в осуществлении осмотра вправе участвовать проверяемое лицо, его представитель, а также иные привлекаемые антимонопольным органом к участию в проверке лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц антимонопольных органов. В случае, если для осуществления осмотра требуются специальные познания, к его проведению по инициативе антимонопольного органа могут привлекаться специалисты и (или) эксперты.
Ст. 25.4 регулирует порядок проведения истребования документов и информации при проведении проверки. При проведении документарной проверки антимонопольный орган обязан направить проверяемому лицу мотивированное требование о предоставлении документов и информации проверяемому лицу либо его представителю заказным письмом с уведомлением о вручении либо под роспись, при проведении выездной проверки — проверяемому лицу либо его представителю под роспись. Истребуемые документы представляются в виде надлежаще заверенных копий, в течение трех рабочих дней.
Ст. 25.6 установлен порядок оформления протокола проверки. Данный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю.
Помимо вышеназванных положений Закона О защите конкуренции, порядок проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части прав и обязанностей сотрудников антимонопольных органов, а также проверяемых ими лиц закреплен в Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственных функций по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее – «Административный регламент»). Данный Административный регламент утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 340 (находится во вложении).
В соответствии с п. 1.5. Административного регламента, должностные лица антимонопольного органа при осуществлении проверок наделены следующими правами:
На основании п. 1.6. Административного регламента, за должностными лицами антимонопольного органа при проведении проверок закреплены следующие обязанности:
Согласно п.1.7. Административного регламента, к правам вышеуказанных лиц относятся:
Как следует из п. 1.8. Административного регламента, в обязанности проверяемых антимонопольными органами лиц входит представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Благодарю всех за внимание!