Марина, спасибо! А нельзя Проспект регистрировать одновременно с регистрацией первичного выпуска акций? Т. е. совместить этапы 2 и 4?
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Как ни странно, в столь нелегкое для бизнеса время, участились обращения клиентов по вопросу регистрации именно ПАО (публичного акционерного общества). Обобщив и систематизировав материал, получилась некая памятка по данному вопросу. В связи с чем, появилось желание поделиться ей с форумчанами, может кому-то будет полезна данная информация.
Разъяснения относительно возникновения и прекращения публичного статуса акционерных обществ дал Банк России в Письме от 25 ноября 2015 года № 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Закон связывает публичный статус акционерного общества с публичным размещением или публичным обращением его акций или конвертируемых в акции ценных бумаг, наличием договора с организатором торгов о листинге акций, регистрацией проспекта акций и раскрытием акционерным обществом информации в форме ежеквартального отчета, сообщений о существенных фактах, консолидированной финансовой отчетности. Устав и фирменное наименование такого акционерного общества должны содержать указание на то, что общество является публичным.
Согласно требованиям статьи 7.1 Закона об акционерных обществах, с 01.07.2015 вновь создаваемые путем учреждения акционерные общества не могут сразу являться публичными. Создаваемое путем учреждения акционерное общество может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленном статьей 7.1 Закона об акционерных обществах.
1. Регистрация непубличного акционерного общества.
Нюансы
2. Передача реестра профессиональному Регистратору.
После государственной регистрации акционерного общества (с пакетом документов, в который, в том числе входят: зарегистрированный Устав, свидетельство ОГРН и ИНН, информационное письмо с кодами ОКВЭД, ОКПО, банковские реквизиты) идем к выбранному в Решении об учреждении акционерного общества Регистратору. В день подписания Договора с Регистратором подписывается акт приема- передачи документов реестра. Таким образом, практически одновременно передается реестр регистратору и подаются документы на регистрацию выпуска в ЦБ. Регистратор принимает реестр без зарегистрированного Решения и Отчета об итогах выпуска. В дальнейшем никакие операции в реестре провести нельзя до тех пор, пока Эмитент не предоставит зарегистрированные эмиссионные документы.
3. Регистрация первичного выпуска ценных бумаг при учреждении и отчет об итогах выпуска акций.
4. После полной оплаты Уставного капитала может быть несколько вариантов развития событий.
Если для публичного размещения акций достаточно, то можно приступать к регистрации Проспекта. Для чего, например, часть акций (уже размещенных, принадлежащих акционеру) перевести через номинального держателя — депозитария на биржу и центральный депозитарий. Заключить предварительный договор листинга именно тех бумаг, которые находятся в обращении. Биржи, в целях заключения договора листинга с организациями, планирующими приобретение статуса публичного общества, специально разрабатывают отдельные типовые формы Договоров.
Если акций не достаточно, тогда дополнительный выпуск по открытой подписке, но возможно можно и по закрытой подписке. Затем регистрация Проспекта, Договор листинга.
На данном этапе, в зависимости от ситуации, существует много промежуточных звеньев, например, раскрытие информации о наличии преимущественного права (если есть в уставе и применимо), раскрытие информации о регистрации проспекта и выпуска ценных бумаг, о дате начала размещения, окончание периода преимущественного права, раскрытие информации о цене размещения, окончание периода оплаты акций для преимущественного права, окончание срока размещения ценных бумаг, отчет об итогах реализации преимущественного права (если применимо), раскрытие информации о результатах реализации преимущественного права и об окончании размещения, подача уведомления об итогах выпуска ценных бумаг и т.п.
5. И вот только теперь, можно созывать Общее собрание акционеров, которое принимает решение, что АО удовлетворяет признакам публичности и меняет наименование на ПАО.
Общество вправе представить для внесения в ЕГРЮЛ сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным, при условии регистрации проспекта его акций и заключения обществом договора с организатором торговли о листинге его акций
Утверждается новая редакция Устава (устав само собой разрабатывается под биржевые требования, там есть своя специфика про независимых директоров, количество членов совета директоров и прочее). Не забываем, что в публичном акционерном обществе обязательно образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ГК РФ), число членов которого не может быть менее пяти.
6. Уведомление ЦБ об изменении сведений об Эмитенте.
В заключении хотела напомнить, что акционерные общества обязаны проводить ежегодный аудит.
Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом:
Таким образом, создание и содержание ПАО сопряжено с определенными обязательными расходами, приведу часть из них:
Марина, спасибо! А нельзя Проспект регистрировать одновременно с регистрацией первичного выпуска акций? Т. е. совместить этапы 2 и 4?
Не слышала о таком. Если читать Стандарты, то "Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг ….., за исключением случаев, если соблюдается хотя бы одно из условий предусмотренных" п. 1.3. Стандартов.
Но в каком случае Вам это понадобится и какую информацию будете включать в этот проспект? Я Соглашусь с мнением в Комментариях ниже
«А так как проспект начнешь писать, так все станет ясно - пустышка это или нет, и много чего другого. А проспект с ответами на вопросы: " не был", " не знаю", "не раскрывается", "данных нет. данные будут после" и т.п. такой проспект даже если его случайно формально зарегят он не нужен »
расходы в конце дорогие, у меня выходило дешевле) , а так коротко и по теме +)
а вы что уже имели конкретный практический опыт создания из непубличного АО ПАО? и довели это до конца в полном объеме? То что было год назад или до 01 июля 2015 не в счет тогда все это можно было сделать легко и почти за даром и особой разницы то и не было между АО непубличным и ПАО в этой части разве что раскрытие очень слегка информации и сайт информ агентства
кстати там забыто что-то в расходах расходы по информагентству за ленту новостей и страничку в инете во всяком случае начиная с момента рег-ции проспекта а лучше даже с момета утверждения проспекита и подачи документов на его рег-цию. Ну и по бирде также всплывает вопрос еще и осайте непосредственно АО кроме информагентства сайте Ао для раскрытия информации, это видимо с момента как начнете связываться с биржей.
«Как ни странно, в столь нелегкое для бизнеса время, участились обращения клиентов по вопросу регистрации именно Публичного акционерного общества. »
Вот это несколько удивляет. Как думаете, почему спрос? За инструкцию спасибо - памятки для ориентира - всегда дело хорошее. А ценник - полезен для того, чтоб показать клиенту, раздумывающему, какую форму выбрать (а раздумывают нередко те, кому ПАО-то и не нужно, но "где-то слышал, что это круче").
хорошо, что появился текст, где совместными усилиями можно попробовать разобрать процедуру досконально, хотя ни у кого нет практики еще исходя из сроков последних указов ЦБ
«(заключается предварительный договор)»
это что за зверь? )))
«3. Передача реестра профессиональному Регистратору.»
нет, это пункт 2, до регистрации выпуска цб
Реестр передается после ФНС с полноценными договором и актом п/п, акт на решение, отчет и уведомление после ЦБ будет дополнительный. Из совсем нового, февральского: одновременно в день передачи реестра открывают л/с зарегистр. лицам, т.е. с доками эмитента подаются доки, анкеты, заявления от акционеров. Если акционеры - ЮЛ, то это доп. акт п/п документов.
далее этап 3, а не 2
«2. Регистрация первичного выпуска ценных бумаг при учреждении и отчет об итогах выпуска акций.»
далее на мой взгляд, исходя из писем ЦБ принимается решение ОСА
Заключаем договор листинга с биржей
«услуги биржи от 80 000 рублей, далее ежегодно от 60 000 руб. для 3-го уровня;»
договор с биржей бесплатный на данном этапе, т.к. его заключают с целью получения статуса ПАО, цб к листингу пока не допущены, АО еще не ПАО, а договор нужен, т.к. его отсутствие - основание для отказа в регистрации проспекта цб в ЦБ (пп. 2 п.4 ст. 7.1 ФЗ об АО). На ММВБ такой дог. разработан, и он заключается бесплатно (мне так ответили по электронке, письменно)
далее подаем в ЦБ доки на регистрацию проспекта цб
Не очевидна из ФЗ и указаний ЦБ последовательность действий, понятно лишь, что сначала ЦБ, а потом ЕГРЮЛ
ЦБ регистрирует проспект, после решения БР о регистрации проспекта цб в регоргане регистрируем новый устав и статус ПАО, а потом
«6. Уведомление ЦБ об изменении сведений об Эмитенте.»
я понимаю процедуру так
«Цитата из статьи «3. Передача реестра профессиональному Регистратору.» нет, это пункт 2, до регистрации выпуска цб Реестр передается после ФНС с полноценными договором и актом п/п, акт на решение, отчет и уведомление после ЦБ будет дополнительный. Из совсем нового, февральского: одновременно в день передачи реестра открывают л/с зарегистр. лицам, т.е. с доками эмитента подаются доки, анкеты, заявления от акционеров. Если акционеры - ЮЛ, то это доп. акт п/п документов.»
ЛеляР спасибо большое за ценное замечание. Я внесла поправки и дополнения по данному разделу поста.
забудьте вы вообще про ПАО вычеркните их вон, это вообще элитарная и особо отждельная песня в каждом случае своя и от непублички вчера зарегистрированной пустышки до ПАо как до звезд.
К тому же тут несколько намудрили вот здест с проспектом и биржей. Какая может быть и близко биржа если у вас непубличка и нет проспекта. Сперва сделайте проспект потом решение о смене наименования на публичность потом попробуйте договриться с бирждей, может получится. А без проспекта зачем вы там на бирже. А как вы зарегите проспект если у вас пустышка? что там напишите? нет не был не велась нет данных ну зарегите вы такой проспект даже и вдруг и кому это будет нужно на бирже? с атким скорей всего туда и не подпустят
так что бросьте вы все это дело ну примерно так как полеты к звездам тут видмо туннелироваться надо новые источники энергии так сказть а на старых не прокатит
ну проспект-то можно через год или два регистрировать после создания, когда будет что писать))
меня вот такой момент интересует:
кусок ст. 7.1 ФЗ об АО
4. Дополнительными основаниями для отказа в регистрации проспекта акций, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций при приобретении непубличным обществом публичного статуса являются:
2) отсутствие заключенного обществом договора с организатором торговли о листинге акций общества.
Вот если АО не пустышка, а будущее ПАО на ряженое, и проспект цб реальный, дог. о листинге д.б. по ФЗ об АО до проспекта? А биржа его фиг заключит
да ты делай просто проспект не привязывайего ни к чему ну только к ранее размещенным акциям например распределенным среди уч-лей. И потом его делай через год два пять. Когда будет о чем его делать и писать. Конечно наши регистраторы такой срок не возьмут на кой он им нужен, они могут вести речь только о этапах и действиях на определенных этапах а потом будут они или другие или вообще не будет этапа или он возникнет потом когла-нибудь. А потом после проспекта этого на первый выпуск среди уч-лей (зарегистрированного естественно потом когда-нибудь когда будет о чем)) на биржу с решением о смене в пубьличное и проси их заключить с тобой договор (какой именно они там на бирде и сейчас сами то не особо для этого случайя не знают и настроены к нем очень отрицательно скорей всего) ну пусть действительно прелдварительный , что ка ктолько ты переишешься в ПАО так с тобой окончательный заключат, а проспет то у тебя уже будет на ранее размещенные акции. Хочешь потом сколько угодно дополнительный размещай, хочешь новые проспекты на них регистрируй, хочешь вообще не размещай доп. акции в ближнем будущем, если ты спева забабахал большой ук и разделенный на акции мелкого номинала правда тогда с акционеров буждешь акции проадвать поскольку больше не с кого, ну а акционерам того и надо чтоб свои акции продать
,Сашасан, все верно говорите. Но когда обращаются люди, им нужно давать ответ. Всех ситуаций не опишешь, они в каждом случае разные. Тут как раз есть возможность порассуждать, обсудить, сообща определить траекторию, так сказать. Ну и по ходу найти ответ, исходя из уже имеющегося у коллег опыта и мнения. Спасибо, кстати, за мнения!
да они подчас сами не знают что им надо, многим просто хочется произвести впечталения этим ПАО что типа у меня тоже ПАО, ВТБ ПАО и у меня ПАо что-то типа такое, но не понимают что это практически невозможно дороговато нудно раскрыие информации забодает и на бирде то кто их акции вообще-то покупать будет и кому они там собственно нужны будут особенно если в этом ПАО ничего нет кроме названия.
самый раз им ООО ну или уж так хочется просто АО непубличное а там пройдут годы посмотрят что дальше будет, вот думаю самая рациональная песня
Именно в таком контексте и пытаемся объяснять, что "хотеть" и "иметь" разные вещи. Когда видят всю схему, начинают думать: а действительно, наверное лучше и "ООО". Но бывают разные амбиции у людей, согласитесь?
но с пустышкой сейчас в ПАО лучше не лезть, это напрасная трата сил и времени всех, а когда она станет непустышкой если станет конечно пройдут годы, вот тогда и пусть начинает амбиции. А так ка кпроспект начнешь писать так все станет ясно пустышка эта или нет и много чего другого. А проспект с ответами на вопросы не был не знаю не раскрывается данных нет данные будут после и т.п. такой проспект даже если его случайно формально зарегят он не нужен он урод и только хуже стаким будет. Так что амбиции придется умерить. А раньше да спокойно можно было ПАО зарегить почти также как непубличку почти одинаково ибез разницы а еще раньше что ЗАО что ОАО для дела регистрации было чисто бумажно было совершенно по большому счету без разницы. Но все изменилось теперь законодательсьтво поменялось с 01 июля 2015 года в части рег-ции ПАО. и принцип не зачем быть ПАо тем кто никак на ПАо не тянет
но в принципе автора нужно похвалить за то что подняла тему, попробовала систематизировать материал, представить определенную схему действий
Спасибо, именно этого и хотела, именно представить схему. Благодрана любой критике, в споре рождается истина, можно сообща выстроить все "ближе к истине" и "к практике".
Марина, пока критики быть не может, т.к. нет практики) Пока нужны мнения, чтобы разобраться, ваша статья нужная, но местами спорная
Марина, здравствуйте!
Не
читайте до обеда советских газет (?, М.Булгаков, «Собачье сердце»). Не берите на веру письма, указания,
инструкции и т.п. ЦБ РФ и иных гос.органов, если их не зарегистрировал Минюст в
качестве нормативного правового акта (?, Б.Ельцин, п.10 Указа Президента РФ от
23.05.1996г. N763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").
Неверен Ваш исходный правовой вывод о том, что из ст.7.1 Закона об акционерных обществах (в действующей редакции) следует, что "вновь создаваемые путем учреждения акционерные общества не могут сразу являться публичными. Создаваемое путем учреждения акционерное общество может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус".
Поэтому п.1 в части регистрации непубличного акционерного общества из предложенного Вами алгоритма также не верен. Предлагаемая Вами последовательность влечет потерю времени и денег эмитента. Можно учреждать акционерное общество сразу в форме ПАО, а если ЦБ не регистрирует ценные бумаги такого ПАО, то обжаловать в арбитражном суде действия ЦБ в порядке гл.22, 24 АПК РФ. А если из-за проволочки в регистрации ценных бумаг ПАО понесены убытки, то взыскивать их с ЦБ в порядке искового производства.
«ну практически то кто-нибудь пробовал судиться по такому отказу? »
По данной ситуации есть судебная практика и она не противоречит выводам описанным мною в статье. Ниже привожу выдержки из
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2016 г. N 17АП-14200/2016-ГК
Дело N А60-24329/2016
……
установил:
открытое акционерное общество "Бийский котельный завод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным отказов Центрального банка Российской Федерации в лице Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Банк России) в государственной регистрации выпуска ценных бумаг от 13.04.2016 N Т5-22-1-1/20947, от 13.04.2016 N Т5-22-1-1/20931, об обязании рассмотреть заявления от 24.03.2016 N 16604, от 24.03.2016 N 16608 о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и вынести решения с учетом принятого по делу судебного решения.
Решением суда первой инстанции от 07.08.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Заявителем подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение в связи с применением закона, не подлежащего применению, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
……
Как следует из материалов дела, акционерами общества 10.04.2015 принято решение о реорганизации общества в форме разделения на непубличное акционерное общество "Бийский котельный завод" и публичное акционерное общество "Ремонтное предприятие "Бийского котельного завода".
……
Обществом поданы в Банк России заявления на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг акционерного общества "Бийский котельный завод" и публичного акционерного общества "Ремонтное предприятие "Бийского котельного завода", подлежащих размещению при реорганизации общества, от 18.03.2016.
Сославшись на нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах, Банк России отказал в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, о чем сообщил заявителю в уведомлениях от 13.04.2016 N Т5-22-1-1/20947, от 13.04.2016 N Т5-22-1-1/20931.
Общество, считая отказы незаконными и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 20, 27.5.5 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", статей 7, 7.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), пунктами 47.1, 49.1, 54.1, 54.2 Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Положение о стандартах эмиссии ценных бумаг), утвержденного Банком России от 11.08.2014 N 428-П.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что отказы в государственной регистрации выпуска ценных бумаг являются правомерными, поскольку вновь создаваемые акционерные общества не могут сразу являться публичными, кроме того, заявителем не представлены копии уставов юридических лиц, создаваемых в процессе реорганизации.
Суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 7.1 Закона об акционерных обществах, непубличное общество приобретает статус публичного общества (публичный статус) путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным.
Общество вправе представить для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным, при условии регистрации проспекта его акций и заключения обществом договора с организатором торговли о листинге его акций.
Непубличное общество приобретает публичный статус со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого общества, содержащем указание на то, что общество является публичным.
Названная статья введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2015.
Возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении акционерного общества, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, с 01.07.2015 вновь создаваемые путем учреждения акционерные общества не могут сразу являться публичными. Создаваемое путем учреждения акционерное общество может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленном статей 7.1 Закона об акционерных обществах.
В данном случае речь идет о создании акционерных обществ, в том числе с публичным статусом, и государственной регистрации выпусков ценных бумаг этих обществ после 01.07.2015.
Поэтому вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы факт принятия решения внеочередного общего собрания акционеров о реорганизации общества 10.04.2015, то есть до введения в действие статьи 7.1 Закона об акционерных обществах, не имеет правового значения, указанные положения закона применены судом первой инстанции правильно.
В связи с тем, что указание обществом на создание публичного акционерного общества в документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, не соответствует действующему законодательству, и это исходя из положений статьи 21 Закона об акционерных обществах является самостоятельным основанием к отказу в такой регистрации, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о соблюдении требований законодательства и наличии оснований для проведения регистрации отклонены судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
…..
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.08.2016 по делу N А60-24329/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
……
Добрый день, Марина, приветствую всех участников форума. Относительно выложенного Постановления 17ААС, который согласился с толкованием ст.7.1 Закона об акционерных обществах отмечаю, что, заявитель, как и иные эмитенты, предпочли не связываться с Мегарегулятором и не пошли до конца (имею в виду первую, вторую кассации и надзор). Чего нельзя сказать обо мне, т.к. поучаствовал до положительного исхода (по первой кассации) для эмитентов в двух случаях:
1. По специальной норме закона о банкротстве и презумпции достоверности акта государственной регистрации ПАО в ФНС
Закон о банкротстве допускает (ст.141, 115) учреждение на базе активов должника одного или нескольких ОАО.
Из ст.8 Закона об акционерных обществах следует, что момент создания общества, (в том числе и публичного), определяется его государственной регистрацией. Из смысла п.4 ст.5 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ сведения из ЕГРЮЛ, указанные в п.1 (подпункт “б” – организационно-правовая форма) ст.5 данного закона, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Это своего рода презумпция истинности государственного правового акта. Следвательно, если ФНСрегистрирует учреждение ПАО сразу, (без предварительной стадии НАО), то это имеет титульное значение. После госрегистрации ПАО в ФНС все, включая ЦБ, суды и иные организации обязаны считать, что это ПАО.
Про ПАО закон о банкротстве не говорит, а ОАО уже учреждать нельзя (согласно п.4 ст.3 закона №99-ФЗ от 05.05.2014). Наибольшим юридическим эквивалентом ОАО является ПАО, кроме того, именно ПАО соответствует в наибольшей мере нормам Закона о банкротстве:
- соразмерное удовлетворение требовании? кредиторов (абз.16 ст.2),
- продажа акций эмитента на организованном рынке ценных бумаг (п.6 ст.115),
- ограниченный срок процедур банкротства (п.2 ст.93, п.2 ст.124),
- удовлетворение текущих и реестровых требований кредиторов из конкурснои? массы (ст. 131, 134),
- согласно установленнои? законом очередности требований (ст.134),
- в том числе, путем замещения активов должника на акции (ст.ст. 141, 115).
Нормы Закона о банкротстве носит специальный характер по отношению к нормам о юридических лицах, установленным ГК РФ и Законом об акционерных обществах (Определение ВерховногоСуда Российской Федерации от 23.03.2016 N304-КГ16-638 по делу NА45-6996/2015). Поэтому только у кредиторов должника есть право выбрать ПАО при замещении активов должника.
Три инстанции признали за эмитентом право на учреждение сразу в организационно-правовой форме "ПАО" в режиме замещения активов предприятия, находящегося в процедуре несостоятельности, ЦБ обязан судом зарегистрировать ценные бумаги ПАО, уже идут торги акциями.Кассация прошла вчера, скоро текст напечатают, но можно смотреть позицию первой и второй инстанций, см. подробнее дело А48-2990/2016.
2. По общей норме о свободе экономической деятельности и отсутствии в законе об акционерных обществах прямого запрета на учреждение ПАО, минуя стадию НАО.
Из ст.7 Закона об акционерных обществах следует, что термин «акционерное общество» включает в себе два типа обществ: непубличное и публичное. Cт.8 указанного закона предусматривает создание обществ путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица. Ограничений на учреждение обществ в форме ПАО в ст.8 данного закона не содержится.
Статьей 9 Закона об акционерных обществах установлены нормы об учреждении акционерных обществ, в данной статье нет указаний на то, что учреждаемое общество не может быть сразу учреждено как публичное.
Из п. 8 ст.84.2 данного закона следует, что законодательно допускается учреждение публичного общества без промежуточных стадий: “Требования настоящей статьи не применяются при: приобретении акций при учреждении или реорганизации публичного общества, преобразовании негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, в публичное общество …”.
Статья 7.1 Закона об акционерных обществах называется «Приобретение непубличным обществом публичного статуса». В предмете “Теория государства и права” на 1 курсе юрфаков учат, что названия закона, его главы или статьи, является частью диспозиции нормы права. Приобретение статуса ПАО (ст.7.1 упомянутого закона) и учреждение ПАО или НАО (ст.ст. 8, 9 этого закона) – это, как говорят в Одессе, две большие разницы
Поэтому ст.7.1 Закона об акционерных обществах не является ограничением прав на учреждение публичных обществ, т.к. из её наименования следует, что её действие распространяется на случаи приобретения акционерным обществом (ЗАО, ОАО, непубличное АО) публичного статуса, но не распространяется на случаи первоначального учреждения обществ, в том числе в виде публичного акционерного общества.
Согласно абзаца второго п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничительное толкование регистратором ст.7.1 Закона об акционерных обществах незаконно ущемляет право эмитента на свободу экономической деятельности, установленное ч.1 ст.8 и ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации, п.п.1, 2 ст.1 ГК РФ.
Первая инстанция отказала, но вторая и третья инстанции арбитражного суда признали за эмитентом право на учреждение сразу в организационно-правовой форме "ПАО", ЦБ обязан судом зарегистрировать ценные бумаги ПАО.Кассация прошла 06 марта 2017г., скоро текст напечатают, но можно смотреть позицию второй инстанций, см. подробнее дело А48-3364/2016.
Определения ВС РФ № 310-КГ17-8595 от 19.07.2017 и № 310-КГ17-9025 от 26.07.2017.