Не все доначисления одинаково законны. Вот только оспорить претензии налоговой в нынешней ситуации далеко не всегда реально – даже если на правду они мало похожи. И налогоплательщики вольно или невольно начинают идти в обход: смена учредителей и директора, «альтернативная ликвидация», банкротство.
Вот только час от часу не легче. На пути «альтернативных ликвидаторов» поставили УК РФ – практики по этому поводу пока не так много, но она набирает обороты. 482-ФЗ запретил организации-должнику при «самостреле» выбирать арбитражного управляющего. Но настоящий хардкор наступит с 01.09.2016г. со вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2016г. № 222-ФЗ.
1. Расширяется понятие «контролирующего лица» – добавляется признак возможности влияния на действия должника в силу должностного положения, родства или свойства. Увеличивается период, в течение которого лицо признается контролирующим с двух до трех лет.
2. При наличии в реестре более 50% задолженности перед уполномоченным органом (ФНС) будет действовать презумпция виновности руководителя в доведении предприятия до банкротства – добавляется новое основание для привлечения к субсидиарной ответственности. И менять директора бесполезно – каждый будет нести ответственность за свой период полномочий.
3. Расширяется понятие сделки, совершенной в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов – теперь в данную категорию попадут и сделки, в результате которых должник стал неплатежеспособным.
4. Усложняется оспаривание сделок должника в отношении налогового органа по ст. 61.3 ЗоНБ, если оплата налогов имела характер обычной хозяйственной деятельности – напрямую такой термин в новой редакции п. 4 ст. 61.4 ЗоНБ не упомянут, но по сути речь именно об этом.
5. Существенно изменены п. 7.1, 8, 9, 11, 20 ст. 110, ст. 139 ЗоНБ – уточнен объем сведений, включаемых управляющим в предложение о порядке продажи предприятия, уточняется право собрания кредиторов предлагать свой порядок продажи, право на обращение в суд с ходатайством об утверждении порядка продажи закреплено за кредиторами, имеющими более 20% по реестру. Первые торги допустимо провести повторно, продавая имущество по частям. Специализированная организация для проведения торгов привлекается только с согласия собрания кредиторов. За организатора торгов возлагается обязанность привлечения покупателей, ознакомления их с документами и имуществом в натуре. Осмотр, фотографирование, копирование – все включено. Закрепляется обязанность подписывать заявку на торгах через ЭЦП. Обязанность по заключению с заявителями договоров о задатке возлагается на операторов электронной площадки.
Увеличены требования к СРО операторов электронных площадок – более 70% членов СРО должны иметь опыт более 4 лет, более 80 тысяч торгов.
6. Устанавливается срок проведения конкурсным управляющим инвентаризации – три месяца, если более длительный срок не установлен судом.
7. Расходы на предотвращение техногенных, экологических катастроф, гибели людей, получают безусловный приоритет перед удовлетворением любых иных требований кредиторов.
8. Эксклюзивно для налогового органа срок на заявление требований в реестр продлевается на шесть месяцев, если не вынесен или не вступил в силу судебный акт или акт иного гос.органа о выявлении задолженности по налогам (абз. 3 п. 4 ст. 142 ЗоНБ).
9. Порядок передачи имущества путем предоставления отступного регламентирован отдельной статьей – 142.1 ЗоНБ. Теперь для передачи имущества через отступное должны быть полностью закрыты текущие платежи, первая и вторая очередь. Стоимость отступного не может быть менее 50% от минимальной цены на торгах. Имущество должника может быть передано через отступное только тем кредиторам, которые изъявили на то желание в надлежащей форме. При этом налоговый орган получает отступное деньгами за счет иных претендентов на имущество.
10. Уточняется порядок распределения непроданного и оставшегося имущества должника – ст. 148 ЗоНБ.
Что имеем в итоге? Усиливается личная ответственность директоров за неуплаченные организацией налоги. Торги становятся прозрачнее (что отчасти дает поводы для злоупотреблений со стороны агрессивных покупателей), рынок СРО операторов электронных площадок монополизируется. Процедура распределения непроданного имущества с одной стороны становится более понятной, с другой – сложнее реализуемой.
При таких условиях спасение рядового налогоплательщика становится задачей нетривиальной. Ликвидация через банкротство остается актуальным инструментов, но вот пользоваться им стоит очень осторожно и профессионально.