В июне 2016 г. появилось письмо ФНС России от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений».
Фактически данный документ закрепляет сложившуюся в последнее время практику использования правоохранительных органов при осуществлении налогового контроля и для усиления давления на предпринимателей. Как следствие — увеличивается собираемость налоговых поступлений.
С точки зрения предпринимателя такое взаимодействие сотрудников правоохранительных и налоговых органов влечет дополнительные риски, связанные с возможностью привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.
В данной статье мы постараемся осветить основные моменты, которые необходимо знать каждому предпринимателю о налоговых преступлениях.
Среди налоговых преступлений в сфере предпринимательской деятельности выделяются следующие виды:
Под сокрытием денежных средств или имущества организации понимается воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам, т.е. совершение действий после вступления в силу решения о взыскании недоимки.
Вместе с тем, с точки зрения способа совершения преступления под уклонением от уплаты налогов понимаются как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, так и бездействия, выражающиеся в умышленном непредставлении налоговой декларации в налоговый орган.
Иными словами, признаки уклонения от уплаты налогов могут быть выявлены до проведения налоговой проверки, когда как признаки сокрытия денежных средств или иного имущества организации могут быть выявлены только после проведения соответствующей проверки и вступления в силу решения налогового органа.
По ст. 199 УК РФ, 199.1 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и неисполнение обязанности налогового агента):
Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.
Таким образом, при начислении в ходе налоговой проверки суммы налогов к уплате свыше указанных размеров предприниматель рискует стать субъектом уголовного преследования.
Важно отметить, что в указанные суммы входят только размеры самих неуплаченных налогов (недоимок по налогам), а штрафы и пени при расчете размера для уголовно-правовых целей не учитываются.
Следует отметить, что субъектом уголовной ответственности по ст. 199, 199.1 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и неисполнение обязанностей налогового агента) могут быть как руководитель организации, ее главный бухгалтер, так и лица, фактически выполняющие данные функции.
Таким образом, перечень субъектов уголовной ответственности по данным видам налоговых преступлений является открытым. Так, например, в п. 7 постановления Пленума ВС РФ № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» указано, что:
иные служащие организации-налогоплательщика, оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник <...>
Вместе с тем, по ст. 199.2 УК РФ (сокрытие имущества) предусмотрен специальный субъектный состав лиц, подлежащих уголовной ответственности – собственник, руководитель организации, индивидуальный предприниматель или иное лицо, выполняющее управленческие функции.
Предпринимателю стоит задуматься о защите собственных интересов на случай уголовного преследования при наступлении совокупности следующих обстоятельств:
Следует отметить, что поскольку необходимым условием для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления является наличие прямого умысла, направленного на минимизацию налогов, уклонение от их уплаты или сокрытие имущества организации, сама по себе недоимка по налогам или риск выявления неоплаченных вовремя налогов не означает автоматического привлечения к уголовной ответственности.
Основной особенностью тактики защиты по налоговым преступлениям является то обстоятельство, что налоговая и уголовная ответственность неразрывно связаны между собой и защита от уголовного преследования должна выстраиваться на этапе проведения налоговой проверки и/или получения запросов о предоставлении информации со стороны правоохранительных органов.
Особое внимание следует обращать на:
Основной задачей проверяемого лица является опровергнуть доводы проверяющих относительно наличия умысла, направленного на уклонение от уплаты налогов или сокрытие имущества.
Конкретными способами защиты могут быть, в частности:
В заключение хочется добавить, что с учетом сложившейся в последнее время практики наполнения бюджета силами правоохранительных органов, не стоит пренебрегать обращением за квалифицированной юридической помощью к адвокатам при возникновении рисков привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.
Важное замечание: в статье 199, а также 199.1 ук рф в связи с относительно недавними изменениями в законодательстве изменилось определение размера. Так, крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.
В статье 199.2 крупным размером является сумма 2,25 млн. руб. Изменения введены ФЗ 325 от 03.07.2016. И да, это имеет обратную силу для действий, совершенных ранее.