Вас вызвали на допрос в налоговый орган. Что делать? Это опасно? Имеет ли юридическую силу вызов на допрос по телефону? Кого в первую очередь вызывают в качестве свидетелей? Можно ли избежать общения с налоговиками? И что будет после допроса? Ответы на эти вопросы постараюсь отразить в статье, состоящей из двух частей. Сегодня — первая часть.
Читайте о поправках в ст. 45 НК РФ.
Как должен быть оформлен вызов на допрос в налоговый орган?
Итак, что делать? Для начала — не паниковать. И определиться, вызвали или все-таки не вызвали. Дело в том, что в отдельных случаях представители налоговой инспекции приглашают потенциальных свидетелей на допрос телефонным звонком, без направления им повестки. И это вполне закономерно, ведь в положениях ст. 90 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) процедура вызова свидетеля на допрос не описана. Однако в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (далее — письмо ФНС России № АС-4-2/12837) отмечается, что свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. В письме ФНС России № АС-4-2/12837 указывается, что в повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:
- о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля (необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля);
- о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
- о месте проведения допроса.
Логично, что в отсутствие такой повестки вызов свидетеля на допрос трудно признать состоявшимся. Поэтому если Вас настойчиво приглашают посетить налоговый орган по телефону, Вы вправе такие просьбы проигнорировать.
Кого могут вызвать на допрос?
Теоретически на допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов, могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации, заключения и исполнения различных сделок и т. д.
Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее контрагентов. Но кроме генерального директора и главного бухгалтера свидетелями могут оказаться и любые другие сотрудники проверяемой организации (причем как уволившиеся, так и ныне работающие). По практике на допрос могут быть вызваны руководители отделов по работе с контрагентами, работники складов и транспортных служб организации. При этом надо помнить, что есть две категории лиц, которые не могут быть допрошены налоговым органом в качестве свидетеля. К ним относятся:
- лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Это общеправовой момент, поскольку аналогичное требование к свидетелям выдвигает и уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство;
- лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц: адвокат, аудитор.
Представители второй группы лиц, которые не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетелей, должны отвечать следующим критериям:
а) получить информацию (сведения), необходимую для налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей;
б) полученная такими лицами информация (сведения) должна относиться к профессиональной тайне этих лиц. НК РФ выделяет в качестве таких лиц адвоката и аудитора, однако приведенный в ст. 90 НК РФ перечень не может считаться закрытым, т.к. в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.02.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. К таким случаям действующее законодательство относит, в частности, следующие режимы: