партнер юридической фирмы "Тиллинг Петерс", руководитель налоговой практики
Посты
16
Лайки
127

Допрос в налоговой инспекции: процедура вызова, привлечение свидетелей, последствия неявки

  • 29 ноября 2016 в 9:44
  • 54К
  • 24
  • 12
  • Пост актуален в 2024 году

    Вас вызвали на допрос в налоговый орган. Что делать? Это опасно? Имеет ли юридическую силу вызов на допрос по телефону? Кого в первую очередь вызывают в качестве свидетелей? Можно ли избежать общения с налоговиками? И что будет после допроса? Ответы на эти вопросы постараюсь отразить в статье, состоящей из двух частей. Сегодня — первая часть. 

    Читайте о поправках в ст. 45 НК РФ.

    Как должен быть оформлен вызов на допрос в налоговый орган?

    Итак, что делать? Для начала — не паниковать. И определиться, вызвали или все-таки не вызвали. Дело в том, что в отдельных случаях представители налоговой инспекции приглашают потенциальных свидетелей на допрос телефонным звонком, без направления им повестки. И это вполне закономерно, ведь в положениях ст. 90 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) процедура вызова свидетеля на допрос не описана. Однако в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (далее — письмо ФНС России № АС-4-2/12837) отмечается, что свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. В письме ФНС России № АС-4-2/12837 указывается, что в повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:

    • о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля (необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля);
    • о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
    • о месте проведения допроса.

    Логично, что в отсутствие такой повестки вызов свидетеля на допрос трудно признать состоявшимся. Поэтому если Вас настойчиво приглашают посетить налоговый орган по телефону, Вы вправе такие просьбы проигнорировать.

    Кого могут вызвать на допрос?

    Теоретически на допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов, могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации, заключения и исполнения различных сделок и т. д.

    Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее контрагентов. Но кроме генерального директора и главного бухгалтера свидетелями могут оказаться и любые другие сотрудники проверяемой организации (причем как уволившиеся, так и ныне работающие). По практике на допрос могут быть вызваны руководители отделов по работе с контрагентами, работники складов и транспортных служб организации. При этом надо помнить, что есть две категории лиц, которые не могут быть допрошены налоговым органом в качестве свидетеля. К ним относятся:

    1. лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Это общеправовой момент, поскольку аналогичное требование к свидетелям выдвигает и уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство;
    2. лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц: адвокат, аудитор.

    Представители второй группы лиц, которые не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетелей, должны отвечать следующим критериям:

    а) получить информацию (сведения), необходимую для налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей;

    б) полученная такими лицами информация (сведения) должна относиться к профессиональной тайне этих лиц. НК РФ выделяет в качестве таких лиц адвоката и аудитора, однако приведенный в ст. 90 НК РФ перечень не может считаться закрытым, т.к. в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.02.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. К таким случаям действующее законодательство относит, в частности, следующие режимы:

    Можно ли отказаться (или что будет, если я не приду)?

    С точки зрения п. 3 ст. 90 НК РФ отказаться от дачи показаний физическое лицо может только по основаниям, предусмотренным российским законодательством. Что можно отнести к таким основаниям?

    Прежде всего, положения ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Таким законом является Семейный кодекс РФ, который в ст. 14 определяет в качестве близких родственников — родственников по прямой восходящей и нисходящей линиям (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

    Российское законодательство содержит и дополнительные (но при этом и весьма экзотические) основания для отказа свидетеля от дачи свидетельских показаний. К таким основаниям относится, например, предусмотренное п. 4 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса РФ право отказаться от дачи свидетельских показаний депутатам законодательных органов — в отношении сведений, ставших им известными в связи с исполнением депутатских полномочий; Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации — в отношении сведений, ставших ему известными в связи с выполнением своих обязанностей; Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации — в отношении сведений, ставших им известными в связи с выполнением своих обязанностей. Вряд ли эти возможности применимы в ситуации мероприятий налогового контроля в отношении конкретного налогоплательщика, однако, упомянуть о них было необходимо.

    Получая повестку, «потенциальный» (но еще не «будущий») свидетель чаще всего задается вопросом: что со мной случится, если я не приду? В соответствии со ст. 128 НК РФ в случае неявки либо уклонения от явки по неуважительным причинам лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, лицо может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний (то есть вы явились в налоговый орган, но на вопросы отвечать отказались), а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

    Стоит отметить, что налоговая ответственность при этом будет наступать каждый раз при каждой неявке на допрос в рамках одного и того же налогового правонарушения (постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 по делу № А74-1519/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А74-1519/2011).

    Вторая часть статьи будет посвящена тому, где, когда и как проводится допрос, о чем обычно спрашивают на допросе и как в далнейшем налоговики используют эту информацию. 

    Добавить
    партнер юридической фирмы "Тиллинг Петерс", руководитель налоговой практики
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    <Письмо> ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками"

    2.1. Налоговые органы на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса вправе вызывать на основании письменного уведомления.

    Повестку присылают, только в том случае, когда возбуждено уголовное дело. А тут четко налоговые правоотношения. ВЫЖЮРИСТ))


    29 ноября 2016 в 11:11
     А в вышеуказанном письме о повестке разве речи нет ?
    29 ноября 2016 в 14:05
    Не будьте занудой. Для обывателя привычно слово "повестка", которая является уведомлением для явки в суд, в полицию и куда угодно еще. Уведомления налоговая рассылает пачками (о задолженности и пр.), но по ним не требуется явка.
    30 ноября 2016 в 10:40
    Почитайте НК в районе ст. 90 ))
    2 декабря 2016 в 2:47
    В п. 5.1. приведенного вами письма ФНС указано следующее: "Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. Рекомендуемая форма повестки о вызове на допрос свидетеля приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса "Допросы и осмотры". Далее в этом же пункте перечисляются, какие именно сведения рекомендуется включать в повестку.Поэтому вызов свидетеля на допрос в налоговый орган согласно НК РФ должен оформляться именно повесткой, а не уведомлением.Уведомлением же вызывают для дачи пояснений.


    9 декабря 2016 в 18:311

    Раньше бегали на допрос с руководителем в налоговый орган. Не знаю почему мы им не нравились Не скажу, что это было очень неприятно, но дискомфорт был, как будто украл что-то, да забыл где спрятал :)

    спасибо за статью

    29 ноября 2016 в 14:46

    Спасибо за Вашу оценку!

    Кстати, сейчас сотрудникам компании достаточно сложно зайти на допрос вместе с руководителем: налоговые инспекторы требуют для этого нотариально удостоверенную доверенность от вашего руководителя как от физического лица. И даже по такой доверенности могут не пустить вас на допрос. Поскольку ситуация прямо в НК РФ не урегулирована, некомфортно в такой ситуации всем участникам.

    30 ноября 2016 в 10:50
    Согласно вот этому письму ФНС для оформления полномочий представителя свидетеля не нужна обязательна нотариальная форма доверенности:

    О порядке оформления полномочий представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации

    Дата документа: 30.10.2012
    Вид документа: Письмо
    Принявший орган: ФНС России
    Номер: АС-3-2/3920@


    Федеральная налоговая служба рассмотрела Ваше интернет - обращение от 01.10.2012 о порядке оформления полномочий представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), и сообщает следующее.

    Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 31 Кодекса и пункту 1 статьи 90 Кодекса налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. 

    Кодексом не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе. Вместе с тем, при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. 

    Согласно статье 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон  № 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном в Законе № 63-ФЗ, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Закон № 63-ФЗ не регламентирует участие адвоката от имени доверителя в процессуальных мероприятиях, проводимых в отношении него.

    Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

    Согласно положениям статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

    Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации   доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Таким образом, в налоговом законодательстве дифференцировано понятие налогоплательщик и свидетель. Следовательно, положения статьи 26 Кодекса, в соответствии с которой регламентировано право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на свидетелей не распространяются.

    Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке статьи 90 Кодекса.

    Необходимо также отметить, что в случае допроса свидетеля в порядке статьи 90 Кодекса, который пользуется квалифицированной юридической помощью, адвокат в порядке пункта 3 статьи 99 Кодекса вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. При этом ответы на вопросы при проведении допроса дает свидетель самостоятельно.

    Допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.

    Таким образом, полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке статьи 90 Кодекса, не могут быть оформлены в соответствии с  представленными Вами образцами, так как в них речь идет о даче показаний (пояснений) от имени свидетеля его представителем.


    Действительный государственный советник 
    Российской Федерации 3 класса
    С.Н.Андрющенко

    https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/4039022/

     

    9 декабря 2016 в 18:40
    Хочется добавить, что норма пп. 12) п. 1 ст. 31 НК РФ является отсылочной к ст. 87 НК РФ, то есть, налоговый орган вправе вызывать свидетелей только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки, а не когда ему там вздумается. Так например вызов на комиссию по легализации объектов налогообложения не является законным с точки зрения НК РФ.
    30 ноября 2016 в 12:433
    Дмитрий, все так, спасибо за уточнение.
    30 ноября 2016 в 13:04
    А вы случайно не знаете, могут на допрос вызвать кормящую мать? Ребенку 6 месяцев, спасибо!
    22 января 2017 в 13:58

    Цитата из статьи

    «»

    И да, кроме последствий, предусмотренных ст. 128 НК РФ, ссылаются на ч.1 ст. 19.4 КоАП и процедуру проведения оперативно - розыскных мероприятий в отношении неявившегося на допрос по повестке о вызове  в соответствии с Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009
    10 сентября 2020 в 14:29

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом
    Андреев Николай31 октября 2024 в 9:09
    Смена наименования, подача в Федресурс, пп. «ф»: интересное из чата
    Андреев Николай11 октября 2024 в 9:40
    Какое значение ставить в Р15016, если заявитель — нотариус