Привет, Регфорум! Договоры поставки – суровая реальность моей работы. Точнее, самая обыденная и местами унылая ее часть. Однако, как показала практика, то, что преподавали нам в свое время на парах гражданского права, имеет весьма посредственное отношение к реальности. Я хотела бы поделиться с коллегами личным опытом составления и работы с таким, казалось бы, банальным договором, и, возможно получить интересный фидбэк, который мы с вами, коллеги, могли бы взять на вооружение в своей работе.
Истина в том, что юрист не определяет то, как будет работать отдел продаж, задача юриста — под эту работу подстроиться и, по возможности, немного ее отполировать через грамотные договоры, отражающие то, как действительно работает компания.
А компания работает следующим образом: покупатели высылают по электронной почте заявки «пришлите немного этого и этого, и счет, пожалуйста», менеджеры выставляют счета, покупатели оплачивают, и товар готовится к отгрузке. И все бы ничего, но вспоминая классические формулировки ГК РФ о договорах поставки, становится немного грустно – ни мы, ни покупатели не знаем, что конкретно, в каком количестве и когда они это захотят отгрузить к себе на склад. А ведь есть еще и производство, на него высылаются заказы, и все эти сроки необходимо согласовать. Как ни крути, но схемы «100 партий по 10 кружек каждый месяц такого-то числа» не получается. Немногие контрагенты готовы сидеть на четко определенном объеме закупок в месяц ,так как в моей сфере большинство покупает товар под поставку на конкретном гос.аукционе. То есть, ни в договоре, ни в спецификациях существенных условий договора поставки, упомянутых в ГК РФ, мы прописать не можем. Однако, судебная практика допускает возможность указания существенных условий в сопроводительных документах (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 г. по делу № А41–20470/11; постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 г. № 09 АП‑11777/2012‑АК, № 09 АП‑9833/2012‑АК по делу № А40–11426/12–138–102).
По итогам, мною было разработано две модели Договора – постоплата и предоплата. Замечу, что с учетом вышесказанного, это не договоры поставки, а всего лишь рамочные договоры, определяющие общие принципы взаимодействия сторон.
Необходимо указать хотя бы родовую или групповую принадлежность товара. В моем случае это «Товаром будут являться изделия медицинского назначения». Для определения наименования групп или видов товара можно использовать классификатор ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Однако лучше конкретизировать наименование товара насколько это возможно. Но, к сожалению, это не мой случай. То есть по сути, понятие «Предмет» договора в таком виде не согласовано (во всяком случае с точки зрения суда).
Где именно будут определяться существенные условия – например в накладной или в счете. При предоплате самый выигрышный и понятный вариант — это согласование существенных условий в счете. Соответственно – момент согласования это момент оплаты счета покупателем. В счете указываются наименование,количество, ассортимент и цена. Однако с постоплатой все не так радужно – что считать моментом согласования существенных условий? По факту они согласовываются в той самой электронной переписке, но суд скорее всего это не примет за аргумент, ибо подтверждение должно быть документальным. Итак, варианты следующие: согласование в момент принятия товара покупателем, то есть в данном случае привязка идет к подписанию товарно-транспортной накладной. В этом есть риски для обеих сторон,ибо принятие товара происходит уже после того,как стороны договорились, поставщик скомплектовал заказ, и были произведены расходы на доставку. И в последний момент Покупатель по какой-либо причине отказывается принимать товар, и здесь Поставщик оказывается в проигравших – ведь до этого момента условия не были согласованы вовсе (в договоре ведь не описано ничего из необходимого). Какой же второй вариант? Ведь у оферты должен быть акцепт, и желательно он должен быть раньше,чем все вышеперечисленные события. Одно из возможных решений выглядит следующим образом:
«Поставщик, в соответствии с полученной от Покупателя Заявкой, оформляет счет и передает его в адрес Покупателя по электронной связи. Покупатель акцептует (утверждает) полученный счет Поставщика оттиском своей печати и подписью уполномоченного лица Покупателя. Акцептованный (утвержденный) Покупателем счет передается Поставщику по электронной связи и является неотъемлемой частью настоящего Договора».
Мне здесь нравится все, кроме того, что печать и подпись уполномоченного лица на отсканированном и пересланном документе это все таки не ЭЦП. Поэтому в любой договор и особенно в данный рекомендую вставлять формулировку:
«Вся переписка сторон ведется по адресам электронной почты, указанным в разделе *таком то* Договора. Все уведомления и сообщения, отправленные Сторонами друг другу по указанным адресам электронной почты признаются Сторонами официальной перепиской в рамках настоящего Договора».
Сразу скажу, что все, что касается принятия судом электронной переписки в качестве доказательств, пока еще очень спорно, и хотелось бы попозже более подробно раскрыть эту тему, однако данная формулировка всегда облегчит задачу, а во вторых – при ведении такой переписки с акцептованием счетов обязательно ведите реестр входящей и исходящей электронной корреспонденции. Ну, и в конце концов, экспертизу подписи и оттиска печати никто не отменял, но это, конечно, уже крайний случай.
Напомню, что условие о сроке поставки указано в ст. 506 ГК РФ. Это по сути момент времени, когда товар должен быть передан покупателю. Согласно ч. 1 ст. 508 ГК РФ, если срок поставки не определен, но при этом есть условие о поставке товара партиями, то поставка осуществляется равномерными партиями, помесячно. Не думаю, что это условие подходит абсолютно всем, и поэтому в своем Договоре с предоплатной системой я определила срок 30-ю днями с момента оплаты счета Покупателем. При постоплате срок поставки ставится в зависимость от получения заявки покупателя, либо от получения акцептированного счета поставщиком. Необходимо помнить, что если не согласовать срок поставки, то договор может быть признан разовой сделкой купли-продажи. (Постановление ФАС Центрального округа от 15.10.2009 N Ф10-3839/09 по делу N А14-17112-2008-618/29; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.12.2008 по делу N А43-30902/2007-15-792; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.05.2011 по делу N А33-10003/2010). Последний аспект срока – как ни странно,но понятия «срок поставки» и «срок действия договора» могут ввести в заблуждение. Срок действия договора это та самая формулировка «Договор вступает в силу с... и действует до...». Договор с несогласованным сроком действия действует до указанного в нем момента исполнения обязательств (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Однако, если в вашем Договоре и Спецификациях не предусмотрено конкретное количество товара или партий, которые должны быть осуществлены, в таком случае и полного исполнения обязательств также быть не может, следовательно, сторонам придется либо подписывать соглашение о расторжении Договора (и это при позитивном развитии событий), либо встречаться в суде, когда одна из сторон устанет выполнять свои обязательства, а другая будет ожидать их исполнения.
По закону, существенным условием не является. Однако, стороны в своем договоре могут придать ей характер существенного условия(абз. 2 ч. 1 ст. 432 ГК РФ).Согласно общим положениям ГК РФ о договоре изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ).
В моем случае указание цены не представляется возможным в силу относительной неопределенности предмета поставки и его количества. Еще существует щекотливый момент – ведь мы, будучи Поставщиком в Договоре, фактически оставляем за собой возможность изменения цены, делая отсылку к действующему прайс-листу. Ведь фактически мы работаем именно так. Исходя из возможности пренебрегать указанием цены в Договоре, мы вынуждены этим воспользоваться. То есть нам, как Поставщикам, интересно прописать безусловное право на одностороннее изменение цены.
Однако тем, кто прописал цены в Договоре или в спецификации,следует помнить о том,что судебная практика признает направление оферт (писем, счетов-фактур) и совершение конклюдентных действий другой стороной (оплата товара по цене, указанной в счете-фактуре) расценивается судом в качестве изменения условий договора поставки в части цены на товар. То есть, при оплате счета Поставщика Покупателем по цене, отличной от указанной в Договоре, оферта Поставщика считается акцептованной, а условия Договора в части цены измененными.
Что касается общей суммы товара по договору, то ее можно определять из сумм стоимости партий товара на протяжении срока действия договора. В договоре рекомендуется отразить, включает ли цена товара налог на добавленную стоимость. Если стороны предусмотрели, что цена включает в себя НДС, необходимо определить, какая ее часть является собственно стоимостью товара, а какая часть – НДС (например, указать действующую ставку налога).
Буду рада любым комментариям, замечаниям и мнения на указанную тему!
В нашем случае само включение раздела "Спецификация" в договор лишено, к сожалению, всякого смысла, в силу особенностей работы отдела продаж. Поэтому сама ситуация с различными спецификацией и ТН невозможна. Как мной было упомянуто, единственным разумным выходом из ситуации будет являться отражение существенных условий каждой конкретной поставки в конкретной накладной,которая,соответственно,и будет каждый раз иметь определяющее значение.
К слову,условие о цене мы никак не можем согласовать устно - этим согласованием в 90 % случаев является оплата выставленного нами счета. Счет оплачен - цена согласована. Счет не оплачен - здесь да,допускается устное обсуждение условий, но по итогам все равно выставляется счет,который будет (или не будет) оплачен.
А это будет зависеть от условий конкретного договора. В том случае,если в нем предусмотрено, что дополнительные условия возможно согласовывать в накладных, то,по моему мнению, накладная имеет приоритет. Однако обращаю Ваше внимание, что судебная практика по данному вопросу довольно неоднозначна, некоторые судьи,например,признают накладные частью договора в том случае,если в них содержится четкая отсылка к самому договору, а некоторые считают необходимым совпадение всех условий, таких как 1)указание на эту возможность в самом договоре 2) отсылка к договору в накладной 3) наличие всех существенных условий.