Приветствую всех участников Регфорума! Ни для кого не секрет, что за последний год налоговые органы в разы ужесточили политику по отношению к налогоплательщикам. Коснулись изменения практически всех сфер жизни юридических лиц: от простейших регистрационных действий, таких как увеличение уставного капитала или даже создание юридического лица до действий налоговиков в рамках участившихся налоговых проверок. Поэтому хочется поделиться последними актуальными наработками в сфере взаимодействия с налоговыми органами.
Читайте о поправках в ст. 45 НК РФ.
Сразу хочу оговориться: налоговые органы действительно поменяли курс общения с налогоплательщиками, но этому способствовало использование неумелых серо-черных схем, в которых оплата налогов не подразумевалась вовсе. Это не есть правильное поведение субъектов предпринимательской деятельности, и государство в последнее время стало активно об этом нам намекать.
Совсем недавно на всероссийском совещании-семинаре налоговых органов начальник Управления по работе с задолженностью ФНС России Леонид Загайнов сообщил, что в государственный бюджет за прошедшие 10 месяцев 2016 года денежных средств было взыскано на 17% больше аналогичного периода прошлого года.
Трактовать данное заявление можно двояко. С одной стороны, это может означать повышение уровня администрирования налогов, благоприятной стороной которого стало равномерное распределение взыскания налогов с большего количества налогоплательщиков.
С другой стороны, это может говорить о том, что взысканию задолженности стало подвергаться меньшее количество налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), однако довзыскание пеней и начисление штрафов стало происходить в более крупном размере).
В последнее время мониторинг судебной практики по отмене решений налоговых органов стал вводить в депрессивное состояние, потому что, несмотря на огромное количество решений (в том числе вышестоящих инстанций), единый подход к добросовестности проверяемого налогоплательщика, получающего налоговую выгоду от заключенных сделок, до сих пор выработан не был.
Итак, раз в три года (сейчас этот срок может сократиться и до 12 месяцев) налоговый орган направляет юридическому лицу решение о проведении выездной налоговой проверки и запрашивает у него все документы, имеющие прямое или косвенное отношение к проводимым сделкам. Проходит приблизительно полгода, и налогоплательщик получает акт налоговой проверки, а потом и решение по итогам ее проведения, в котором половина контрагентов наделяется признаком «недобросовестности», реальность осуществленных сделок подвергается сомнению, а самому налогоплательщику вменяется отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента.
Три основные проблемы, поднимаемые ИФНС при проведении выездной проверки:
По мнению налоговых органов, появление организаций, применяющих налоговые спецрежимы, чаще всего направлено на уклонение от уплаты налогов. Однако у крупной фирмы могут быть иные причины дробления бизнеса. Фирмы не всегда преследуют только цели приобретения налоговых преимуществ. Причинами данных преобразований могут быть такие плюсы дробления бизнеса, как снижение риска потери бизнеса, деление видов деятельности по разным юридическим лицам с целью повышения эффективности управления бизнесом, продвижение на региональные рынки под новым именем (продвижение нового бренда); отказ от ведения некоторых неперспективных видов деятельности и прочее. На практике такими доказательствами могут служить решения учредителей, бизнес-планы, планы стратегического развития компании, а также иные документы, подтверждающие намерение организации повысить эффективность управления бизнес-процессами, развить новые виды деятельности, снизить издержки управления, повысить контролируемость затрат. Таким образом, применяя любой способ дробления бизнеса на законном основании, компания должна представить налоговым органам доказательство, что помимо получения налоговой выгоды она преследовала еще и реальную экономическую цель.
В качестве короткого вывода хочу отметить: шансы налоговой отстоять рассчитанную по итогам налоговой проверки первоначальную сумму – ровно 50%. Предсказать, какая ситуация окажется для налогоплательщика благоприятной, довольно трудно. Единственное, чем собственники бизнеса могут начать заниматься уже в конце 2016 года – начинать выстраивать новую схему построения бизнеса, которая будет удобна в использовании и, в то же время, будет устраивать налоговый орган, хотя бы на первое время.
Следует отметить, что налоговые органы на сегодняшний день имеют на руках 90% схем по оптимизации налогообложения, используемых в группах компании. И в качестве основной тенденции в отношениях между налоговым органом и налогоплательщиком можно назвать уход от серых схем и построение такой модели ведения бизнеса, в которой взаимоотношения между контрагентами будут максимально белыми и прозрачными.