Привет всем участникам Регфорума! Продолжаю делиться с вами наработанным опытом в сфере налогового законодательства. Поскольку у меня самой на сегодняшний день остро стоит вопрос по выстраиванию взаимовыгодных отношений между группой компаний и налоговыми органами, лично для меня заглавная тема очень интересна. Думаю, таких юристов и собственников бизнеса достаточно много.
Не буду повторяться и рассказывать об обновлении налоговой политики в государстве – небольшой акцент на этом был сделан в предыдущем посте.
Сразу к заявленной теме: за последние полгода все компании, с которыми я прямо или косвенно взаимодействовала в рамках проводимых выездных проверок, столкнулись с интересным феноменом под названием «Должная осмотрительность при выборе контрагента».
Термин «должная осмотрительность» пока находится на стадии формирования: в Налоговом кодексе такой термин отсутствует, а налоговые органы и суды раскрывают «должную осмотрительность» как комплекс мер, направленных на предупреждение и своевременное выявление недобросовестных контрагентов-налогоплательщиков, существование которых несет риски для государства (в первую очередь, в части отказа нести должную налоговую нагрузку).
Рассмотрим на примере договора поставки товара:
ООО «Покупатель» закупает строительные материалы у 200 контрагентов, а потом бухгалтерия ООО «Покупатель» возмещает НДС по всем этим поставкам. Покупатель изначально находится на особом счету у Федеральной инспекции налоговой службы, в которой состоит на учете, как плательщик НДС; более того – закупка строительных материалов – один из видов экономической деятельности, по которому реализуется множество «серых» схем. Соответственно – риск попасть в углубленную камеральную проверку или получить решение о назначении выездной проверки у Покупателя достаточно высокий.
Проведение налоговой проверки – самый интересный этап, на котором налоговые органы (при поставленной задаче довзыскать, допустим, 100 миллионов) прибегают к любым ухищрениям, чтобы доказать: Покупатель действовал недобросовестно, его контрагенты – мертвые юридические лица, реальные сделки с которыми у вас отсутствовали.
На сегодняшний день примечательна следующая практика: проверяемое юридическое лицо должно нести ответственность за ряд «помоек» (будем называть вещи своими именами) или, более мягко, технических компаний, конечные бенефициары которых не заботились об их налоговой репутации.
И мы, и налоговики понимаем: при невозможности взыскать долг с серой компании (по причине отсутствия по ней оборотов, и как следствие, денежных средств, недвижимого имущества и каких-либо иных ресурсов), государство вправе обратиться к ее контрагенту, аргументируя привлечение к ответственности через отсутствие должной осмотрительности.
Что самое интересное: налоговые органы не интересуются, когда компания стала «помойкой». Иными словами, проверка проводится за трехлетний период, в котором первые два года вы работаете с нормальной компанией без признаков банкротства, недостоверности внесенных в ЕГРЮЛ сведений и тому подобное. Через 2 года собственники решают компанию закрыть (например, через реорганизацию, смену участников и директора или банкротство. Еще один способ – бросить компанию, перестать находиться на юридическом адресе и перестать платить налоги и сдавать отчетность). Компания с подобными признаками автоматически попадает в черный список налоговой, и проходит по всем реестрам как недобросовестный налогоплательщик.
И несмотря на то, что в период «умирания» компании вы уже перестали с ней работать, к ответственности вас все равно смогут привлечь.
За что? За отсутствие должной осмотрительности в период работы: покупатель, как добросовестный участник рынка, должен оценивать риски при выборе стороны договора, и при любых настораживающих признаках прекращать любое с ней взаимодействие. А еще лучше – не только расторгнуть договор, но и сообщить о приближающейся катастрофе в налоговый орган.
Я думаю, многие знакомы с Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Выдержка из Приказа:
налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
К упомянутому Приказу даже прилагается образец пояснительной записки, из содержания которой явно следует: налогоплательщику дается право прямо указать на недобросовестного, по его мнению, налогоплательщика, и представить уточненку.
Иными словами, кто первый сообщил в ФНС о подозрительной компании – тот и выиграл.
Чем не аналог применяющихся ранее способов захвата бизнеса? Схема работы вполне ясна.
Однако предлагаемый метод не очень удобен для компаний, у которых контрагенты меняются достаточно часто, а договоры заключаются – каждые 10-15 минут.
Итак, проанализировав имеющуюся на руках и в правовых системах практику, были выработаны следующие рекомендации по отбору контрагентов и страховочных действиях для подтверждения реальности сделок, которые в дальнейшем смогут помочь доказать проявленную должную осмотрительность.
Пакет документов, запрашиваемый от контрагента перед заключением договора / перед отгрузкой (копии, заверенные уполномоченным лицом)
В Положение об оценке добросовестности контрагента рекомендуется включать полный перечень информации, которой должен руководствоваться менеджер при принятии решении о заключении договора и (или) об отгрузке товара