Понятие и особенности налоговых споров

  • 28 февраля 2020 в 10:23
  • 4.4К
  • 0
  • 1

    Здравствуйте, уважаемые участники Регфорума!

    Поговорим об особенностях налоговых споров?

    Налоговые отношения — сфера потенциальных конфликтов. Урегулировать споры можно оперативно и незатратно на досудебной стадии. Перед судебным обжалованием важно определиться с подсудностью.

    В статье рассмотрены способы разрешения конфликтов с налоговыми органами. Перечислены особенности досудебного и судебного порядка разрешения. Раскрыты способы, позволяющие налогоплательщикам предотвратить проблемы.


    Содержание:

    1. Понятие и особенности налоговых споров
    2. Категории налоговых споров
    3. Налоговые споры и способы защиты прав налогоплательщиков
    4. Кто вправе оспорить действия и решения налоговой службы
    5. Что представляют собой налоговые досудебные споры
    6. Формы досудебного обжалования
    7. Судебная стадия рассмотрения
    8. Как предупредить конфликты с налоговыми органами



    Понятие и особенности налоговых споров


    Своевременная уплата налогов и иных обязательных сборов не гарантирует отсутствие конфликтов с налоговой службой. К примеру, руководитель компании не согласен с решением по итогам проведённой выездной проверки, или фискальный орган отказывает пенсионеру в предоставлении льготы по налогу на имущество. Подобные разногласия между налогоплательщиками и контролирующим органом - это налоговые споры.

    Налоговый спор - разновидность правового спора между государством (в лице его органов) и другими участниками налоговых правоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов, сборов и взносов в фонды пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

    В силу специфики правоотношений разрешение конфликтных ситуаций не всегда возможно на основании одного только Налогового кодекса. К примеру, актуальны налоговые споры по ЕНВД из-за расчёта площади торгового места. Между тем в главе 26.3 НК РФ нет пояснений относительно того, как определяется эта величина. При этом площадь торгового места влияет на размер налога при ведении розничной торговли. Много дискуссий вызывает разграничение понятий «площадь торгового зала», «площадь зала обслуживания посетителей». Приходится ориентироваться на письма Министерства финансов и налоговой службы, а также судебные прецеденты.

    Налоговые споры как разновидность экономических споров характеризуются следующими особенностями:

    • субъектным составом. Участники налоговых споров определены в НК РФ (ст. 9): с одной стороны — плательщики налогов, сборов и страховых взносов (граждане и организации) и налоговые агенты, с другой стороны — государство в лице налоговых и таможенных органов.
    • Характером правоотношения: конфликт касается только налогов, сборов, страховых взносов, проведения налогового контроля и оспаривания актов и действий налоговиков.
    • Юридическим неравенством участников: с одной стороны представляются интересы государства.
    • Принятием конкретных форм: досудебный или судебный конфликт.



    Категории налоговых споров

    Система российских налоговых споров охватывает несколько классификаций по различным основаниям.

    В зависимости от стороны, инициирующей конфликт:

    • госорган,
    • плательщики налогов, сборов, страховых взносов.

    По предмету разногласий:

    • о восстановлении прав;
    • о выполнении фискальных обязательств.

    По содержанию требований:

    • о применении санкций,
    • о незаконности решений налоговых структур,
    • о возмещении убытков от незаконных действий сотрудников службы.

    По порядку обжалования:

    • внесудебные;
    • судебные.



    Налоговые споры и способы защиты прав налогоплательщиков


    Налогоплательщик вправе воспользоваться следующими способами:

    • административным: обратиться в вышестоящий налоговый орган;
    • судебным: в порядке КАС РФ или АПК РФ;
    • обращением в прокуратуру;
    • обращением в администрацию Президента РФ;
    • зачётом излишне уплаченных платежей или возвратом излишне взысканной суммы налога (сбора).
    Все требования налогоплательщика можно разделить на 3 группы:
    • об установлении наличия или отсутствия спорных правоотношений;
    • о понуждении совершить какие-то действия или принять акты;
    • об оспаривании.


    Кто вправе оспорить действия и решения налоговой службы

    Оспорить акт налоговой структуры, действие должностных лиц вправе любое лицо, которое считает свои права нарушенными, а именно:
    • физические лица, то есть граждане, в том числе зарегистрированные как индивидуальные предприниматели;
    • организации;
    • представители перечисленных субъектов, если их полномочия оформлены надлежащим образом (на основании доверенности, учредительных документов компании и т.д.).


    Что представляют собой налоговые досудебные споры

    Все конфликты в сфере налоговых правоотношений подлежат досудебному разрешению. Иначе говоря, налогоплательщик должен сначала обратиться в вышестоящую налоговую инстанцию, прежде чем оспаривать в суде ненормативный акт или действия (бездействие) сотрудников фискального органа.

    При этом к ненормативному акту относится документ, касающийся конкретного налогоплательщика. Это может быть:
    • решение о приостановке операций по счёту;
    • отказ в возврате налога;
    • решение о взыскании налога;
    • решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    • требование об уплате налога, пени, штрафа;
    • отказ в предоставлении налогового вычета, в возмещении НДС, по ЕНВД и др.
    К преимуществам досудебного рассмотрения относятся:
    • экономия финансовых средств: не нужно оплачивать госпошлину и судебные расходы;
    • жалоба проста в оформлении;
    • короткий срок рассмотрения;
    • решение по жалобе исполняется в сжатые сроки;
    • возможность приостановить исполнение оспариваемого решения, пока жалоба не разрешится (если подана в течение 1 месяца с даты получения решения).

    Стоит отметить, что уже на стадии досудебного разрешения возможно приостановить исполнение оспариваемого решения, принятого налоговиками, если оно вступило в силу. Обеспечительные меры в досудебных налоговых спорах позволяют налогоплательщику приостановить взыскание доначисленной суммы налога, пени, штрафа до тех пор, пока не вынесут решение по жалобе. Заявление о приостановлении исполнения решения подаётся одновременно с жалобой. Такой обеспечительной мерой в законодательстве является банковская гарантия в налоговых досудебных спорах. Иными словами, при налоговых спорах банк обязуется оплатить налог, сбор, пеню, штраф, если это не сделал налогоплательщик. Судебная практика по налоговым спорам как в прошлом, так и в 2020 году исходит из того, что размер обеспечения должен быть равен оспариваемой сумме.

    По правилам АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании ненормативных правовых актов, действия (бездействие) и решения налоговых органов и должностных лиц, если они связаны с экономической и предпринимательской деятельностью.

    Досудебный порядок позволяет:
    • заявить возражение на акт проверки с результатами мероприятий налогового контроля;
    • выразить несогласие с актом о выявлении фактов нарушений;
    • обжаловать решение о привлечении к ответственности как вступившее, так и не вступившее в законную силу;
    • оспорить действия и бездействие сотрудников фискального органа.
    В России медиация в налоговых спорах не применяется. Однако за счёт досудебного порядка достигается ускоренное рассмотрение жалоб, снижение нагрузок на суды, снижение финансовых и временных затрат заявителя и гарантии налогоплательщиков по защите своих прав. Как отмечают налоговики, такой подход даёт свои плоды. Подведённые итоги разрешения налоговых имущественных споров за 2019-2020 годы свидетельствуют о стабильном снижении поступающих жалоб от налогоплательщиков.



    Формы досудебного обжалования


    На стадии разрешения спора в административном порядке необходимо обращаться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

    В жалобе в излагаются доводы о несоблюдении налоговиками существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если заявитель полагает, что вследствие этого были нарушены его права, а также нарушения в части толкования НК РФ.

    Есть 2 вида жалоб:

    • жалоба на вступившие в силу акты ненормативного характера и действия (бездействие) сотрудников налоговой службы. К слову, обозначенные решения вступают в силу по истечении 1 месяца после вручения лицу, в отношении которого этот документ принят (такая жалоба может быть подана в течение 1 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав).
    • апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности (отказе привлечения к ней).

    К жалобе по налоговым спорам прилагаются документы, подтверждающие доводы заявителя.

    Жалобы по досудебным налоговым спорам согласно статье 139 НК РФ подаются в вышестоящую инстанцию, через орган, вынесший оспариваемое решение. Начальник отдела налоговых споров по результатам рассмотрения жалобы готовит проект ответа на неё. Жалобы на решение по проверке рассматриваются в течение месяца со дня её поступления, иные жалобы — не более 15 дней.

    Судебная стадия рассмотрения

    При недостижении желаемого результата в порядке административного рассмотрения «пострадавшая» сторона переходит к судебному этапу. Рекомендуется готовить документы заранее, как только вышестоящая налоговая инстанция вынесла решение. Если суть спора — взыскание налога, сбора, пени, штрафа, то лучше сразу обратиться с ходатайством о приостановлении выполнения оспариваемого решения (с предоставлением обеспечительной меры) в суд. В качестве таковой выступает в том числе банковская гарантия в размере оспариваемой суммы или иное обеспечение соблюдения статуса quo.

    Ведение налогового спора в суде отличается затратами как временными, так и материальными (оплата госпошлины, судебных издержек). Между тем суд обладает большей беспристрастностью, нежели сотрудники фискального органа при рассмотрении жалобы. В основу заявления по налоговым спорам налогоплательщик закладывает доводы возражений на акт и жалобы на решение налогового органа.

    Процедура разрешения конфликта для заявителя в этом случае такова:

    • получить решение, вынесенное по результатам внесудебного рассмотрения жалобы/апелляционной жалобы;
    • составить заявление и обратиться с ним в суд;
    • подать заявление о принятии обеспечительных мер;
    • принять участие в ходе рассмотрения дела;
    • получить на руки судебное решение.

    При разрешении судебных налоговых споров применяется законодательство: АПК РФ, КАС РФ, Налоговый кодекс РФ. Перед тем, как обратиться с заявлением, необходимо ещё определиться с подсудностью. Рассматривают такие дела как арбитражные, так и суды общей юрисдикции.

    Налоговые споры с участием коммерческих организаций, субъектов экономической и предпринимательской деятельности рассматриваются в порядке Арбитражного процессуального кодекса РФ. Так оспариваются ненормативные правовые акты, действия (бездействие) и решения налоговых структур и их сотрудников. Иными словами, арбитраж разрешает налоговые споры как разновидность экономических споров. Рассматриваются такие дела в порядке гл. 24 АПК РФ.

    Правовой акт ненормативного характера, а также решение и действие (бездействие) можно оспорить, если они:

    • противоречат законодательным требованиям и нарушают права заявителей в сфере экономической деятельности, предпринимательства;
    • незаконно возлагают на граждан, организации и иных лиц обязанности;
    • создают препятствия к осуществлению экономический деятельности, предпринимательства.

    Заявление в суд подаётся в срок:

    • не позднее 3-х месяцев после того, как заявитель узнал о нарушении прав и законных интересов;
    • со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), если налоговики не торопятся с её рассмотрением.

    Три месяца отведено на рассмотрение дела судьей единолично, однако фактически разбирательство может затянуться до года.

    В порядке КАС РФ рассматриваются налоговые споры, не относящиеся к сфере предпринимательской и экономической деятельности. Иными словами, если правоотношения затрагивают физических лиц. В рамках административного судопроизводства также оспариваются нормативные акты налоговой службы.

    Административные дела разрешаются федеральными судами, а в части вынесения судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций — мировыми судьями. По сути, орган правосудия заново исследует материалы проверки в совокупности с доводами и доказательствами налогоплательщика.

    Как проигравшая сторона может обжаловать решение органа правосудия:

    • в апелляционном порядке;
    • в кассационном порядке;
    • в порядке надзора;
    • по вновь открывшимся обстоятельствам;
    • в рамках международной системы судов.

    Когда проигравшей стороной все способы обжалования исчерпаны, пересмотреть спор с налоговой представляется возможным по вновь открывшимся обстоятельствам. То есть, данный этап осуществим после вынесения вердикта Президиумом суда. К вновь открывшимися обстоятельствами обращаются как плательщики налогов и сборов, так и налоговые органы. Зачастую к этому рычагу прибегают по делам о наличии (отсутствии) оснований применения налоговых льгот. К примеру, налоговики получили запрошенные в ходе проверки документы только после того, как фирма выиграла спор по необоснованной налоговой выгоде. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам возможен только в исключительных случаях, когда допущена судебная ошибка вследствие отсутствия сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для объективного разрешения дела. Вновь открывшиеся обстоятельства служат дополнительной процессуальной гарантией для защиты общественных отношений в сфере предпринимательства.


    Как предупредить конфликты с налоговыми органами

    Только знание актуального законодательства и судебной практики, умение применять их в реальной жизни помогут избежать проблем с налоговиками. К примеру, отслеживать изменения законодательства можно на официальном сайте ФНС РФ, Минфина, в официальных печатных органах и на их интернет-ресурсах. Обзоры судебной практики регулярно публикуются в бюллетенях и на официальных сайтах ВС РФ. Аналогичная информация размещается и в справочно-правовых системах.

    Поправки в законодательстве, обзоры решений судов, а также наиболее «вопиющие» ошибки контролирующих органов по налоговым спорам освещаются в журнале Актион.

    Между тем человеку без юридического образования и соответствующего опыта работы сложно ориентироваться в правовом пространстве, умело внедряя имеющиеся знания в практическую деятельность. В этом случае понадобиться помощь по налоговым спорам юридических компаний. В интернете поиск профессионала, осуществляющего защиту клиентов по налоговым спорам, не составит труда. На официальных сайтах компаний размещаются услуги с прайс-листами. Юрист возьмёт на себя ведение споров как до суда, так и в суде. Он подготовит документацию, соберёт доказательства, сведения и информацию по делу, примет участие в судебных разбирательствах, оспорит незаконное судебное постановление и др. Юрист проводит консультации по интересующим вопросам, разъясняет нюансы дела. Иными словами, клиент получает полное сопровождение по налоговым спорам. Все хлопоты по спорам с налоговой инспекцией специалист возьмёт на себя. При этом клиент избежит временных затрат, а также расходов на обжалование решения в случае отказа в удовлетворении законных требований.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    1. Юрист проведет, соберет, поучаствует, но забудет сообщить, что вероятность "выиграть" дело у налоговых органов в суде исходя из сложившейся за последние годы судебной практики уверенно стремится к величине, напоминающей нуль. Или ноль, кому как больше нравится.2. Не совсем понятен способ защиты в виде обращения в Администрацию Президента РФ.3. Способ защиты "зачет (возврат)" тоже непонятен.4. Оспорить могут физики, юрики и... их представители. А эти представители не физики и юрики? 5. Как отказ (действие) может являться ненормативным правовым актом?
    6. Про "начальника отдела налоговых споров" - это вообще откуда?
    и т.д.
    P.S. Много "терминологии", режущей слух.
    Без обид.
    28 февраля 2020 в 17:091

    Прямой эфир

    Андреев Николай11 октября 2024 в 9:40
    Какое значение ставить в Р15016, если заявитель — нотариус
    ooz20 сентября 2024 в 19:02
    Новые правила аккредитации иностранных представительств и филиалов в 2015 году: продолжение