Коллеги, добрый день!
Новый год = новые проблемные, но от этого не менее интересные вопросы в нашей практике.
В этот раз хочу поделиться мнением относительно налогообложения при реорганизации юридических лиц, обладающих взаимной кредиторской и дебиторской задолженностью.
Ситуация простая, встречается достаточно часто.
После долгого существования на рынке свое десятилетие отмечает ООО «Ромашка» – организация, у которой долго-долго формировалась дебиторская задолженность. Размер задолженности немаленький, кредиторы взыскивать задолженность не спешат. Более того, «Ромашка» и не следит за своими кредиторами, а надо бы (вдруг они ликвидировались, и долг уже не долг, а доход, с которого нужно платить 20% государству?).
В это же время на рынке существует конкурирующая организация – ООО «Дерево», которая давно следит за «Ромашкой». Более того, в последние пять лет она благополучно скупала за копейки у кредиторов «Ромашки» все права требования долгов. И сейчас стала единоличным кредитором ООО «Ромашка».
ООО «Дерево» уже готово прийти к ООО «Ромашка» и взыскать долг. Единственным препятствием к этому является налог, который «Дерево» должно будет заплатить с дохода – аж 20% прибыли.
Складывается следующая ситуация: ООО «Ромашка» должна ООО «Дерево», допустим, 10 миллионов.
Если ООО «Дерево» прощает долг ООО «Ромашка», то «Ромашка» платит 20% прибыли с суммы, которая была прощена. Если, наоборот, ООО «Дерево» взыскивает долг с ООО «Ромашка», то 20% прибыли платит самостоятельно.
Возникает вопрос: могут ли эти конкурирующие друг с другом организации обойтись без уплаты налога в пользу государства, действуя при этом законно?
Оказывается, да. Если будут действовать через реорганизацию в форме слияния или присоединения.
Коллеги, здесь я предлагаю опустить тему возможности – невозможности государственной регистрации этих процедур в сложившейся ситуации. Замечу, что такая процедура как реорганизация ни из ГК, ни из специальных федеральных законов исключена не была, поэтому мы будем говорить о ней как о реальной, возможной и белой.
Уход от налогов мы пропагандировать не будем – об этом говорят совершенно на других площадках. Здесь речь идет даже не об оптимизации налогообложения, а об укрупнении бизнеса.
Итак, реорганизация ООО «Дерево» и ООО «Ромашка».
Для того чтобы понять налоговые последствия данной процедуры, мы обращаемся к ст. 413 ГК РФ, которая гласит:
«Обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства».
Далее – п. 3 ст. 251 НК РФ:
В случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.
Когда происходит реорганизация в виде присоединения кредитора к должнику, обязательство прекращается путем зачета кредиторской задолженности должника и дебиторской задолженности присоединенного кредитора.
Идем дальше и открываем Приказ Минфина РФ от 20.05.2003 №44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций».
Учитывая вышесказанное делаем вывод: обязательство в виде непогашенной задолженности присоединяемой организации перед присоединяющей организацией для целей налогообложения прибыли доходом последней не признается.
Работал ли кто-то с подобными ситуациями, и как в итоге было проведено их налогообложение?