Беглый просмотр заголовков и текстов январских публикаций на Регфоруме наводит на мысль о том, что некоторые предновогодние истории остались незаслуженно незамеченными в круговороте праздничных забот и послепраздничного восстановления сил.
Так, в частности, 27 декабря 2016 г. Пленум ВС утвердил Постановление № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных организаций, не являющихся юридическими лицами» (традиционно – в Приложении).
Чем интересно это Постановление?
Вообще предупреждениям уполномоченных органов, предшествующим административным искам о приостановлении деятельности/ликвидации, Пленум посвятил много внимания. Так, в пункте 23 Постановления подчеркивается, что при рассмотрении дела суд должен сверить тождественность оснований для приостановления деятельности, указанных в решении уполномоченного органа, и обстоятельств, названных в предупреждении (представлении) об устранении нарушений закона: если в административном иске уполномоченный орган ссылается на основания, отличные от тех, что были ранее в предписании, объединение граждан ликвидировано быть не может.
Что касается оснований для ликвидации объединения граждан, ВС РФ сослался на ст. 61 ГК РФ и напомнил, что в законе не раскрывается понятие «грубых» нарушений, соответственно, «оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом».
При этом судьи ВС РФ тут же предложили коллегам из нижестоящих судов подсказку, указав, что в качестве грубых нарушений могут расцениваться:
Коснулся Пленум и вопроса о «неоднократности» и «систематичности» нарушений, указав, что «неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства». При этом «неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения». Что касается систематичности нарушения, то под ней ВС РФ подразумевает «повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий». При этом, напомнил Пленум, судом при рассмотрении дела могут учитываться только нарушения, совершенные за период не более 3 лет, предшествующих обращению уполномоченного органа в суд с административным иском.
Важно, что неустранение в срок нарушений, послуживших причиной для приостановления деятельности объединения граждан, само по себе является основанием для ликвидации или запрета деятельности. Пленум подчеркнул, что такие нарушения «не могут расцениваться судом как неоднократные или грубые нарушения закона либо как систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям». При этом суд должен оценить, предприняло ли объединение граждан все возможные усилия по устранению нарушений.
Пленум напоминает, что последнее может быть заключено, если нарушения не являются грубыми и не связаны с осуществлением экстремистской и террористической деятельности. В соглашении должны быть указаны условия и сроки устранения нарушений и обязательно содержаться указание на обязанность ликвидации объединения граждан в случае неустранения нарушений.