Договор поставки – один из самых распространенных договоров, который заключают субъекты хозяйствования в процессе предпринимательской деятельности. Правовое регулирование усложняется, когда сторонами договора выступают резиденты разных государств. Сегодня хочу с вами поделиться информацией о налоговых и других аспектах, с которыми сталкиваются российские покупатели, когда заключают импортные договоры поставки с белорусскими поставщиками.
Территория Республики Беларусь и Российской Федерации входит в состав единой таможенной территории Евразийского экономического союза, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины, меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Поэтому основное отличие договоров поставки с белорусскими субъектами от внутрироссийских договоров поставки – в том, что нужно платить «ввозной» НДС и соблюдать требования внешнеторгового и валютного законодательства (как России, так и Беларуси).
«Ввозной» НДС при импорте товаров
В трансграничных договорах поставки между Беларусью и Россией вопросы уплаты НДС регулирует Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Протокол по косвенным налогам). Общий принцип взимания НДС, согласно п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, – принцип страны назначения, который предполагает применение нулевой ставки при экспорте товаров с налогообложением НДС при импорте товаров.
Применение нулевой ставки НДС белорусским поставщиком – на что обратить внимание российскому импортеру
Чтобы применить нулевую ставку НДС, белорусские поставщики, согласно п. 7 ст. 102 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК РБ), обязаны представить в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по НДС один документ – заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов либо перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Тем не менее, НК РБ предписывает белорусскому налогоплательщику иметь также транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие факт вывоза товаров с территории Беларуси на территорию РФ.
Таким образом, белорусский поставщик имеет право потребовать у российского импортера как транспортные документы, так и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Срок для подтверждения применения нулевой ставки в Беларуси – 180 дней с даты отгрузки, и, как правило, именно к этому сроку поставщик стремится получить от покупателя необходимые документы. Если их не предоставить до подачи налоговой декларации по НДС за тот отчетный период, в котором истекли 180 дней, поставщик должен отразить обороты по реализации в декларации по НДС и применить общеустановленную в Беларуси ставку – 20 %.
Самый частый на практике способ хеджирования риска – включение в договор условия о неустойке за просрочку предоставления необходимых документов. Тем не менее, включение в договор условия о неустойке за просрочку представления документов не страхует белорусского поставщика на 100 %, поскольку размер неустойки по решению суда может быть уменьшен.
Таким образом, при согласовании условий договора поставки необходимо обращать внимание на состав запрашиваемой поставщиком документации, сроки ее представления, а также предлагаемый размер штрафных санкций. Если поставщик пытается значительно сократить предоставленный ему законом срок для представления подтверждающих документов либо предлагает явно несоразмерный размер неустойки, такое условие может быть предметом торга со стороны российского импортера.
Если вместо представления подтверждающих документов белорусский поставщик предлагает включить в счет российскому покупателю сумму НДС, надо понимать, что российский плательщик не сможет принять к вычету в России уплаченный белорусский НДС (с учетом установленных п. 2 ст. 171 НК РФ правил принятия НДС к вычету).
Уплата «ввозного» НДС импортером и последующее принятие уплаченных сумм к вычету
Импорт российским покупателем белорусских товаров является основанием для уплаты «ввозного» НДС. Подлежащая применению ставка НДС зависит от категории ввозимых товаров (либо общая ставка 18 %, либо 10 % – в отношении отдельных групп товаров).
Согласно п. 19 Протокола по косвенным налогам «ввозной» НДС подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету. В этот же срок, с учетом положений п. 20 Протокола по косвенным налогам, российский покупатель обязан представить в налоговый орган следующие документы:
Заметим, что уплаченные суммы ввозного НДС российский покупатель сможет в последующем принять к вычету (на основании п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Уплата «ввозного» НДС российским покупателем, не являющимся плательщиком НДС
Закупкой товара в РБ занимаются не только российские организации, применяющие общую систему налогообложения, но и организации, не являющиеся плательщиками НДС. При этом правило об уплате «ввозного» НДС распространяется как на первую категорию российских покупателей, так и на вторую.
Соответствующее правило закреплено в п. 13 Протокола по косвенным налогам, согласно которому взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортирован товар, по месту постановки на учет налогоплательщика, в том числе применяющего специальный режим налогообложения.
Уплата НДС при привлечении белорусского перевозчика
С учетом положений подп. 5 п. 29 Протокола по косвенным налогам местом реализации услуг белорусского перевозчика признается территория РБ. В связи с этим, если перевозчик – плательщик НДС, то в стоимости услуг перевозки будут включены суммы НДС. Однако такой НДС не может быть принят к вычету в РБ в силу положений ст. 171, 172 НК РФ .
Суммы «белорусского» НДС могут быть включены в состав расходов по реализации при исчислении налога на прибыль. Однако позиция российских ведомств по этому вопросу нестабильна и часто меняется.
Императивные требования белорусского внешнеторгового и валютного законодательства предъявляют ряд требований к белорусским экспортерам. Например:
Однако, большинство требований белорусского законодательства не влияет на условия внешнеэкономических договоров поставки с российскими покупателями, а возможные сложности связаны с требованиями российского законодательства, которые предъявляют к национальным импортерам.
Выбор валюты договора
Белорусское валютное законодательство и, в частности, Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, допускает в расчетах между белорусским поставщиком и российским импортером использовать как белорусские рубли, так и иностранную валюту, в том числе российские рубли. Единственный критерий для использования иностранной валюты – установление официального курса белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте.
Порядок расчетов
Подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» обязал белорусского поставщика обеспечить перечисление на свой счет стоимости реализованных товаров не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (даты отпуска товаров со склада). За нарушение указанного срока белорусского поставщика могут привлечь к административной ответственности по ст. 11.37 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Потенциальная санкция – штраф до 2 % от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.
Из-за этого ограничения белорусские поставщики, как правило, отказывают российским покупателям в более длительных периодах рассрочки оплаты товаров. Те же, кто соглашается, осознанно принимают на себя риски возможных санкций.
Для некоторых видов товаров возможно легитимно установить более длительные сроки оплаты. Примеры самых распространенных случаев:
от 180 до 1440 календарных дней (в зависимости от стоимости единицы изделия) с даты отгрузки – при экспорте произведенной в Беларуси автотракторной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, лесопромышленной, карьерной, подземной, специальной техники, продукции военного назначения и запасных частей, необходимых для технического обслуживания всей этой техники;
не позднее 365 календарных дней с даты отгрузки – при экспорте фармацевтической продукции организациями-производителями фармацевтической продукции;
не позднее 365 календарных дней – при экспорте произведенных в Беларуси лифтов, лифтового оборудования и запасных частей к ним.
Учитывая эти сроки, белорусские поставщики включают в контракты условие о неустойке за их нарушение, чтобы компенсировать возможные штрафные санкции. Однако размер неустойки часто устанавливают гораздо больший, чем потенциальная санкция за нарушение срока. Кроме того, нарушение российским покупателем срока оплаты – еще не безусловное основание для привлечения белорусского поставщика к ответственности. Продлить срок можно через разрешение Национального банка РБ, которое выдается на безвозмездной основе.
Поэтому при подписании импортного договора поставки российский покупатель должен оценивать соразмерность и адекватность штрафных санкций, которые предлагает белорусская сторона.