Здравствуйте! Общества с ограниченной ответственностью на протяжении многих лет являются наиболее удобной и популярной организационно правовой формой ведения бизнеса.
Принятие обязательств при отсутствии какого-либо обеспечения их исполнения с последующим фактическим прекращением деятельности в случае отсутствия возможности или желания оплачивать задолженность, и при этом одновременное учреждение другого общества с переводом на него бизнеса – довольно распространенное явление.
Кроме того, общества с ограниченной ответственностью широко используются в качестве инструментов незаконного обналичивания денежных средств и уклонения от уплаты налогов. Следствием такой деятельности, как правило, является большое количество фиктивных обществ с задолженностью перед государством по обязательным платежам.
Во многих случаях фактически прекратившие деятельность и (или) фиктивные общества ликвидируются путем присоединения к другим обществам, специально созданным для целей массового объединения прекращающих таким образом свое юридическое существование «отработанных» обществ.
С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества правопреемником по обязательствам последнего становится реорганизованное общество и, по бытующему мнению, все возможные проблемы, имеющие отношение к ликвидированному обществу, переходят к его правопреемнику.
Однако подобное мнение представляется ошибочным.
Реорганизация
У каждого прекратившего деятельность путем присоединения общества с ограниченной ответственностью имеется бывший руководитель, и именно он при обстоятельствах, изложенных ниже, может разделить участь должника – реорганизованного общества с ограниченной ответственностью.
Так, согласно п. 2 ст. 60 ГК РФ кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.
Непредставление соответствующего исполнения обязательства при отсутствии его обеспечения в силу пункта 3 ст. 60 ГК РФ влечет для руководителя должника солидарную ответственность перед кредитором, если данный руководитель своими действиями (бездействием) способствовал наступлению последствий в виде невозможности предоставить кредитору удовлетворение по обязательству.
Очевидно, что способствование наступлению негативных для кредитора последствий может выражаться, например, в присоединении общества с ограниченной ответственностью, имеющего обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), к юридическому лицу, не осуществляющему соответствующие виды деятельности и не имеющему возможность возместить кредитору вероятные убытки. Повышение степени затруднительности исполнения денежного обязательства путем его перевода на фиктивное реорганизованное юридическое лицо, выступающее неким «коллектором» кредиторской задолженности множества юридических лиц, также следует считать обстоятельством, способствующим наступлению негативных для кредитора последствий.
Таким образом, недобросовестная реорганизация, обусловленная исключительно стремлением избежать ответственности за нарушение обязательств, может обернуться против бывшего руководителя, принявшего решение о реорганизации путем присоединения.
Подготовьте документы для ликвидации
ООО или
ИП на Регфоруме
Банкротство
Существенно возрастает риск возникновения ответственности руководителя присоединенного общества с ограниченной ответственностью с признаками банкротства. Так, в случае признания несостоятельным (банкротом) реорганизованного (присоединившего) общества с ограниченной ответственностью, факт наличия признаков банкротства (на момент реорганизации) присоединившегося и прекратившего деятельность общества является основанием для признания руководителя данного общества контролирующим должника лицом (лицом, имеющим возможность определять действия должника).
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливая основания субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника, не делает исключения для бывшего руководителя присоединенного юридического лица, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия данного руководителя.
Такими основаниями согласно п. 4 ст. 10 названного Федерального закона, среди прочего, является факт причинения вреда имущественным интересам кредиторов в результате совершения должником подозрительных сделок, а также наличие требований об уплате задолженности по налогам и иным обязательным платежам, если размер данных требований превышает пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третей очереди. При этом наличие указанных обстоятельств презюмируется, пока не доказано иное.
Другими словами, бывший руководитель общества с ограниченной ответственностью может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам реорганизованного юридического лица (присоединившего возглавляемое им общество), если он не за долго до принятия решения о реорганизации произвел недобросовестный вывод активов с целью уклонения от погашения кредиторской задолженности и (или) имел задолженность по оплате обязательных платежей, размер которой составлял не менее пятидесяти процентов общей суммы задолженности перед бюджетом и контрагентами.
В целом, рассматривая динамику законодательства и судебной практики, следует отметить безусловное расширение оснований и увеличение фактов привлечения руководителей и иных контролирующих лиц должников к субсидиарной ответственности должников с целью минимизации рисков недобросовестного поведения юридических лиц.