Спасибо, очень интересная обзорная статья)
Один из основополагающих нормативно-правовых актов России - Гражданский кодекс - в следующем году отмечает свое двадцатилетие. За это время он претерпел ряд изменений различной степени важности. Не стал исключением и текущий год. Итак, какие поправки были внесены в ГК с начала 2013 года - как вступившие в силу, так и ожидающие вступления в ближайшие дни?
Читайте о поправках в ГК РФ с 1 января 2017 года.
Самым заметным новшеством, появившимся благодаря принятию Федерального закона № 302-ФЗ от 30.12.2012 года "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса РФ", большинство положений которого вступили в силу 1 марта 2013 г., стала отмена государственной регистрации некоторых видов сделок с недвижимостью (жилыми помещениями и предприятиями), а также договоров дарения, аренды недвижимости и ее передачи под выплату ренты. Напомним, что до 1 марта 2013 года договоры, связанные с отчуждением квартир и жилых домов, считались заключенными только с момента государственной регистрации. Теперь для этого достаточно подписания договора всеми его сторонами.
При этом следует помнить, что сами права на имущество, как и ранее, подлежат государственной регистрации (статья 8.1 ГК РФ).
Не столь важным в повседневной практике, но по-своему "знаковым" стало дополнение статьи 1 ГК РФ двумя новыми пунктами, подчеркивающими важность принципа добросовестности в гражданских правоотношениях. Устанавливая и реализуя гражданские права и исполняя обязанности, участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. При этом извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения статья запрещает. Несмотря на то, что здесь законодатель выразился слишком общо и формулировка носит абсолютно декларативный характер, благодаря этому Гражданский кодекс приобрел элементы морального кодекса строителя правового государства.
В целях укрепления защиты интересов граждан при взаимодействии с властными структурами Кодекс дополнен статьей 16.1, закрепляющей право на компенсацию ущерба, причиненного гражданам или их имуществу правомерными действиями органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и в случаях, специально оговоренных законом. Данная норма, конечно, не заставит представителей власти беспрекословно избегать нанесения ущерба гражданам, но призвана существенно повысить как уровень доверия граждан к государству, так и уровень ответственности должностных лиц.
Отдельным пунктом в статье 19 Кодекса укреплена защита имени или псевдонима гражданина - их допустимо использовать с его согласия в творческой, предпринимательской или иной экономической деятельности других лиц, если это не создает у третьих лиц впечатление идентичности различных граждан и не приводит к злоупотреблению правом.
Введена возможность признания людей, страдающих психическими расстройствами и способных отдавать отчет своим действиям и руководить ими лишь при помощи других лиц, ограниченно дееспособными. Над такими лицами устанавливается попечительство, что, в частности, дает им право на совершение сделок с письменного согласия попечителя. Сделки, совершенные ими, будут считаться действительными только при последующем письменном одобрении попечителем. Исключение составляют мелкие бытовые сделки и распоряжение собственными доходами (в этих вопросах гражданин вправе принимать решения самостоятельно).
Также с 1 марта перечень хозяйственных товариществ и обществ, являющихся самостоятельными видами юридических лиц, расширен: теперь граждане, объединившиеся в целях ведения совместной сельскохозяйственной деятельности, вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство. Ранее такое объединение, согласно закону, могло осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Совместная деятельность членов КФХ основывается на их личном участии и объединении имущественных вкладов. При этом закон предусматривает субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства.
С первого дня осени вступает в силу Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей ГК РФ"). В частности, в связи с ним нас ожидает ряд существенных изменений в правилах совершения сделок.
Прежде всего, авторы закона решили вынести в отдельную статью ГК (157.1) условия получения согласия на сделку. Оно классифицируется на предварительное и последующее. Предварительное согласие должно содержать указание на предмет сделки, последующее согласие (одобрение) – на саму заключенную сделку.
Статья 163 дополнена ключевым предложением, согласующимся с законодательством о нотариате:"Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение". Расширяя положения данной статьи, законодатель подчеркивает, что при обязательности нотариального удостоверения сделки несоблюдение данного условия влечет ее ничтожность.
Еще одной отдельной статьей (165.1 ГК) предпринята попытка разрешить массу споров, которые связаны с обменом информацией между участниками потенциальных и уже свершившихся сделок. Теперь заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми связаны гражданско-правовые последствия по закону или сделке для другого лица, влекут для него такие последствия с того момента, когда сообщение будет доставлено ему или его представителю. При этом устанавливается, что если сообщение пришло на адрес получателя, но по зависящим от него обстоятельствам не было ему вручено или прочтено, оно в любом случае будет считаться доставленным. Теперь упрямое игнорирование оповещений любого рода, из-за которого затягиваются сроки или остаются нереализованными многие важные решения, перестанет быть «непредолимым» препятствием.
Претерпела изменения и статья 166 ГК - сделки, не соответствующие условиям закона или иных правовых актов, перешли из статуса ничтожных в оспоримые - таким образом, для признания ее недействительности потребуется решение суда. На практике это, скорее всего, будет означать, что отсутствие заинтересованных лиц (в том числе и государственных органов) в признании сделки недействительной позволит сторонам пользоваться ее результатами независимо от того, что по этому поводу говорит законодательство. Тем самым свобода договора в каком-то смысле стала «расширена». Но очевидно, что российским судам (как, впрочем, и представителям) после этого нововведения заметно прибавится работы.
Также отдельной статьей (173.1) устанавливается оспоримость сделки, совершенной без необходимого в силу закона согласия третьих лиц (как физических, так и юридических) или органов власти.
Ряд положений, регламентирующих совершение сделок, как и первая глава Кодекса, дополнен понятием добросовестности. Этот аспект поведения участников договоров, в частности, включен в статью 166 (заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если заявитель действует недобросовестно: например, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки) и 167 ("Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно"). Примечательно, что в последней статье установлено право суда не применять последствия недействительности сделки, если это противоречило бы основам правопорядка или нравственности. Какие соображения будут для суда основополагающими при принятии решения в ситуации, когда сделка, пусть и не вполне законная, могла бы помочь человеку, который крайне нуждается в помощи? Этот вопрос остается открытым и здесь судьи в полной мере смогут проявить свою субъективность.
В число юридических фактов, порождающих права и обязанности, закон внес решения собраний (п.1.1 статьи 8 ГК), данное теоретическое новшество вступило в силу еще в марте.
Сентябрьскими поправками законодатель еще раз утверждает их значимость в гражданских правооотношениях: подраздел, посвященный сделкам и представительству, переименован с добавлением фразы "Решения собраний".
Правила принятия и оспаривания данных решений, введенные в ГК с 1 сентября, будут содержаться в статьях 181.1-181.5. Подчеркивается, что такие решения порождают правовые последствия для всех лиц, имевших право участвовать в собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа правоотношений. В отдельных статьях перечислены условия оспоримости и ничтожности данных решений – в частности, если рассматриваемый вопрос не относился к компетенции собрания либо не включался в повестку дня и при этом на собрании присутствовали не все участники соответствующего сообщества.
Серьезным корректировкам подверглись также положения о представительстве и доверенности (ст. 182-185 ГК) - в частности, введена отдельная статья 185.1, регламентирующая правила удостоверения доверенностей. Еще одну новую статью 188.1 ГК формируют положения о безотзывной доверенности, когда представляемый может установить ограничения на ее отмену (доверенность не подлежит отмене до окончания срока ее действия, либо допускается ее отмена только в случаях, специально предусмотренных ее текстом).
Заметно сэкономить смогут те, кто совместно поручает доверяемому те или иные действия: теперь одна доверенность может выдаваться от имени нескольких лиц. Кроме того, предельный срок действия доверенности, составлявший ранее три года, отменен, что тоже поможет доверителям в перспективе избежать излишних расходов – как временных, так и финансовых.
Существенные изменения претерпели понятия сроков исковой давности и нормы их применения на практике. В частности, законодатель вводит прямой запрет односторонних действий, направленных на осуществление прав, срок исковой давности по которым вышел (зачета, безакцептного списания, обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке и т.п.).
Общий срок исковой давности, как и прежде, будет составлять три года. Что касается сроков, устанавливаемых для конкретных случаев, в статью 200 ГК включено положение, что они не могут превышать десяти лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.
Также введена новая норма, позволяющая избежать пропуска сроков в ситуации, когда потерпевшей стороне неизвестно, к кому предъявлять требования в судебном порядке - теперь началом срока исковой давности будет считаться день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску об их защите.
Как видим, новшества в Гражданском кодексе призваны упростить решение многих насущных вопросов и продиктованы повседневными реалиями. Актуальность большинства вступивших и вступающих в силу изменений трудно переоценить. А насколько эффективной будет их практическая реализация – покажет время.