Коллеги, то, о чем так долго говорили корпоративные юристы, наконец свершилось – Государственная Дума приняла, а Президент подписал закон о дистанционном участии в собраниях. Точнее – Федеральный закон от 28 июня 2021 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации». Он вступает в силу 1 июля 2021 года.
Статья получилась достаточно объемной, поэтому напишу пару слов о её структуре. Первая половина – постатейное сравнение старой и новой редакции ГК. Вторая половина – обсуждение ключевых изменений закона.
Было (статья 66.3 ГК РФ):
3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
…
5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;
Стало:
3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
…
5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка принятия решений о проведении заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, при условии, что такие изменения не лишают участников общества права на участие в заседании общего собрания общества или в заочном голосовании и на получение информации о них;
Было (статья 67.1 ГК РФ):
3. Принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении…
Стало:
3. Принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения на заседании и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении…
Было (статья 123.20-2 ГК РФ):
8. Единоличный исполнительный орган наследственного фонда обязан хранить устав фонда и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение об учреждении фонда, документы, подтверждающие права фонда на его имущество, документ, содержащий условия управления наследственным фондом, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета, документы бухгалтерской (финансовой) отчетности, протоколы собраний коллегиальных органов фонда, отчеты оценщиков, заключения ревизионной комиссии (ревизора) фонда, аудитора фонда, государственных и муниципальных органов финансового контроля, судебные акты по спорам, связанным с управлением фондом, иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом фонда и условиями управления наследственным фондом.
Стало:
8. Единоличный исполнительный орган наследственного фонда обязан хранить устав фонда и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение об учреждении фонда, документы, подтверждающие права фонда на его имущество, документ, содержащий условия управления наследственным фондом, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета, документы бухгалтерской (финансовой) отчетности, протоколы заседаний коллегиальных органов фонда и протоколы заочного голосования членов коллегиальных органов фонда, отчеты оценщиков, заключения ревизионной комиссии (ревизора) фонда, аудитора фонда, государственных и муниципальных органов финансового контроля, судебные акты по спорам, связанным с управлением фондом, иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом фонда и условиями управления наследственным фондом.
Было (статья 181.2 ГК РФ):
1. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования, в том числе голосования с помощью электронных или иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса).
2. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
3. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
4. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:
1) дата, время и место проведения собрания;
2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
5. В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:
1) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5) сведения о лицах, подписавших протокол.
Стало:
1. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Члены гражданско-правового сообщества могут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Такие возможность и способы могут быть установлены законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица.
1.1. Решение собрания может быть принято без проведения заседания (заочное голосование) посредством отправки, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств, не менее чем пятьюдесятью процентами от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества документов, содержащих сведения об их голосовании. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало большинство направивших эти документы участников гражданско-правового сообщества.
1.2. Законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица может быть предусмотрено совмещение голосования на заседании и заочного голосования.
2. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
3. Проведение заседания участников гражданско-правового сообщества и результаты голосования на заседании, а также результаты заочного голосования подтверждаются протоколом. Протокол составляется в письменной форме, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160), и подписывается в случае проведения заседания председательствующим на заседании и секретарем заседания, а в случае принятия решения в результате заочного голосования – лицами, проводившими подсчет голосов или зафиксировавшими результат подсчета голосов. Настоящим Кодексом, законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица может быть предусмотрен иной способ подтверждения проведения заседания участников гражданско-правового сообщества и результатов голосования на заседании, а также результатов заочного голосования.
4. В протоколе должны быть указаны:
1) дата и время проведения заседания, место проведения заседания и (или) способ дистанционного участия членов гражданского-правового сообщества в заседании, а в случаях заочного голосования – дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, и способ отправки этих документов;
2) сведения о лицах, принявших участие в заседании, и (или) о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам;
5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол;
6) сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол;
7) сведения о лицах, подписавших протокол.
4.1. При использовании иного способа подтверждения проведения заседания участников гражданско-правового сообщества и результатов голосования на заседании, а также результатов заочного голосования (пункт 3 настоящей статьи) должны обеспечиваться хранение и воспроизведение в неизменном виде сведений, перечисленных в подпунктах 1 - 6 пункта 4 настоящей статьи.
5. В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны…
Было (статья 181.4 ГК РФ):
1. Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
2. Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
3. Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Стало:
1. Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
2. Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено последующим решением собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
3. Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в заседании или заочном голосовании либо голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Было (статья 181.5 ГК РФ):
Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
…
Стало:
Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
…
В действующей редакции ГК (до внесения изменений) термин «общее собрание» обозначает и орган юридического лица, и собственно собрание как мероприятие. Это не очень удобно, так как общее собрание может принимать решения и не собираясь – заочным голосованием. А со вступлением в силу обсуждаемого закона прибавится ещё один способ – дистанционное заседание.
Поэтому в новой редакции ГК уже говорится или про «общее собрание» как орган (например, при обсуждении его компетенции или порядка формирования), или про мероприятие, но уже с указание его формы – «заседание общего собрания» либо «заочное голосование». Причем термин «заседание общего собрания» будет включать в себя и старое доброе совместное собрание всех участников в одном помещении, и дистанционное заседание, например, по Зуму.
И, кстати, если вам нравилось слово «очное» - забудьте о нем. В новой редакция ГК РФ оно не упоминается ни разу. Теперь только заседания и заочные голосования.
В целом это нововведение достаточно логичное. Но проблема в том, что в законы об ООО, АО и иже с ними аналогичных изменений пока вносить не планируется. По крайней мере, насколько мне известно. И судя по 99-ФЗ, мы можем ещё много лет безуспешно ждать приведения законов в соответствие с этими изменениями, спотыкаясь о несинхронизированную терминологию.
Ну и даже в ГК не во все статьи, в которых упоминается собрание как мероприятие, внесли соответствующие изменения.
Мой внутренний перфекционист этого не одобряет.
Наверное, это наиболее интересный раздел настоящей статьи, поэтому подробно разберем, что такое дистанционные заседания и как их организовать.
Кто может собираться дистанционно?
В статье 181.2 говорится про членов гражданско-правового сообщества, а значит, дистанционные заседания будут доступны не только участникам/членам руководящих органов юридических лиц, но и, например, их учредителям, когда юридического лица ещё не существует.
25-й Пленум ВС РФ в пункте 103 даёт определение понятию «гражданско-правовое сообщество» – это определенная группа лиц, наделенная полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Далее авторы Постановления приводят открытый перечень возможных гражданско-правовых сообществ: коллегиальные органы управления юридического лица (собрания участников, советы директоров и т.д.), собрания кредиторов, а также комитеты кредиторов при банкротстве, объединения долевых собственников, объединения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Как участвовать в дистанционных заседаниях?
По закону дистанционное заседание может проводиться с помощью электронных или иных технических средств.
Закон предельно лаконичен при определении технологии проведения дистанционных заседаний. Организаторы заседания будут сами решать, какое программное обеспечение им использовать.
Достаточно соблюсти два требования, предусмотренных пунктом 1 статьи 181.2 ГК:
На практике это означает, что мы, вероятно, сможем использовать приложения для видеозвонков и видеоконференций, в том числе Zoom, Skype, WhatsApp, Telegram, FaceTimeи так далее. А также, возможно, и приложения для аудиосвязи, если будет понимание, как подтвердить личности участников.
Кроме того, можно будет использовать специализированные приложения и сервисы, разработанные специально для проведения юридически значимых собраний. Эти сервисы могут предусматривать использование ЭЦП или подтверждение по коду при подключении, голосование нажатием кнопки в приложении и тому подобное.
Как пояснил один из разработчиков законопроекта – П. В. Крашенинников: голосование при дистанционном формате может осуществляться как непосредственно (поднятие руки, вставание, произнесение нужного слова), так и опосредованно, то есть с использованием технических средств (нажатие кнопки, выбор нужного варианта с помощью программных средств, заполнение бумажного бюллетеня в электронном виде).
Где могут быть предусмотрены возможность и способы проведения дистанционного заседания?
В новой редакции Гражданского кодекса говорится, что такие возможность и способы могут быть установлены:
Думаю, это значит, что мы не сможем проводить дистанционные заседания участников, акционеров или членов органов юридических лиц, если заранее не предусмотрим такую возможность в уставе или решении соответствующего гражданско-правового сообщества.
Закон говорит про устав, поэтому внесения изменений в положение об общих собраниях или о соответствующем органе юридического лица явно будет недостаточно.
Но если вдруг будут приняты необходимые изменения в специальные законы, то, скорее всего, сможем проводить дистанционные заседания и без изменений в устав или принятия специальных решений. Про изменения в специальные законы – парой разделов ниже.
В старой редакции ГК РФ протоколам общих собраний были посвящены 2 пункта статьи 181.2. Четвертый пункт указывал содержание протокола очных собраний, а пятый – заочных голосований. В новой редакции ГК РФ такого разделения больше нет. Требования к протоколу стали едиными и перечислены в пункте 4, согласно которому в протоколе должны быть указаны:
В целом содержание протокола не сильно изменится. Добавятся только сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования. И только в том случае, если участник гражданско-правового сообщества потребует их внести в протокол.
Протокол составляется в письменной форме, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160). Напомню о содержании указанного абзаца:
«Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю»
Также были уточнены положения, касающиеся подписания протокола. Протокол подписывается:
Закон более явно отделил заочное голосование от дистанционных заседаний (пункт 1.1 статьи 181.2 ГК РФ).
Старая формулировка «решение собрания может приниматься посредством заочного голосования, в том числе голосования с помощью электронных или иных технических средств» вполне могла относиться и к дистанционным заседаниям. Новая формулировка содержит слова об отправке документов, содержащих сведения о голосовании. Отправки документов при дистанционном заседании явно нет. Поэтому теперь точно не перепутаем.
Кроме того, в новой редакции содержатся требования к кворуму и минимуму голосов, необходимому для принятия решения путем заочного голосования:
Впрочем, здесь нет ничего принципиально нового. Это технические изменения в связи с отделением заседаний общих собраний от заочных голосований, поскольку пункт 1 статьи 181.2 ГК РФ (содержащий аналогичные требования к принятию решений на заседаниях) больше не относится к заочному голосованию.
Новая редакция Гражданского кодекса в пункте 1.2 статьи 181.2 предусмотрела возможность совмещать голосование на заседаниях с заочным голосованием. Эта возможность давно есть у акционерных обществ, а с 1 июля ею можно будет воспользоваться и в обществах с ограниченной ответственностью. Но только если смешанная форма проведения собрания предусмотрена:
Законом такой способ проведения собраний участников ООО пока не предусмотрен, поэтому остается или вносить изменения в устав, или принимать единогласное решение общего собрания участников.
Указанное положение закона касается не только общих собраний в ООО и АО, но и любых других заседаний гражданско-правовых сообществ.
Пункт 3 статьи 181.2 ГК РФ содержит новую правовую конструкцию – подтверждение проведения заседания участников гражданско-правового сообщества и результатов голосования на заседании, подтверждение результатов заочного голосования. Подтверждается всё это протоколом, кстати.
К подтверждению принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, мы с переменным успехом привыкаем уже с сентября 2014 года. Теперь будем разбираться с новым предметом и способом подтверждения.
И у меня возникла пара вопросов к законодателю.
Во-первых, почему пункт 3 статьи 181.2 так плохо стыкуется с пунктом 3 статьи 67.1? В одном случае мы подтверждаем решения и состав участников собрания. В другом – сам факт проведения собрания и результаты голосования. Это значит что в ООО и АО теперь будут отдельно подтверждаться участники и решения, отдельно – проведение собрания и голосование? Или это вообще разные «подтверждения», не связанные друг с другом?
Во-вторых, почему в одном случае участники и решения подтверждаются действием (путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров, путем подписания протокола всеми участниками и тому подобное), а во втором случае – документом (протоколом). Это всё просто огрехи юридической техники или в этом присутствует высший смысл, который я пока не уловила?
И главный вопрос лично для меня – почему в статью 67.1 законодатель, пользуясь случаем, не добавил положение о подтверждении решений единственных участников и акционеров? Что на этот раз помешало наконец завершить спор буквы закона с её расширительной трактовкой судом и правоприменителями?
В ноябре 2020 года в Государственную Думу был внесен на рассмотрение законопроект № 1059849-7, который предполагал внесение изменений в закон об АО, закон об ООО, Основы законодательства о нотариате и Гражданский кодекс в части совершенствования формы проведения общего собрания. Он должен был рассматриваться Государственной Думой в мае, но похоже что-то пошло не так.
В настоящее время законопроект так и завис на первом чтении.
Почему я захотела о нем написать.
Законопроект № 1059849-7 предусматривает достаточно детальное описание требований, предъявляемых к информационной системе для дистанционного участия в общих собраниях. Если он будет принят, мы уже точно не сможем пользоваться зумами-скайпами на общих собраниях участников и акционеров.
Фактически оператором такой информационной системы должен быть профессиональный участник рынка ценных бумаг. И пока не очень понятно, смогут ли частные разработчики предлагать свои программные продукты для проведения дистанционных собраний/заседаний.
В том виде, в котором законопроект № 1059849-7 сейчас выложен на сайте Государственной Думы, он уже явно не будет принят. Он не соответствует изменениям, внесенным обсуждаемым в настоящей статье законом № 225-ФЗ. Но это не значит, что на законопроекте № 1059849-7 вообще поставили крест. Возможно, он перейдет в осеннюю сессию и с какими-то изменениями уже будет внесен на рассмотрение Государственной Думы.
Для меня, как юриста, работающего с корпоративными документами, этот вопрос далеко не праздный. Надо ли нам уже сейчас менять уставы и внутренние положения компаний под изменения ГК РФ, связанные с дистанционными заседаниями? Или лучше повременить, дождаться осенней сессии и поменять их уже тогда, когда будет внесена ясность касательно изменений в специальные законы?
Буду рада обсудить это с вами в комментариях к статье.
Я бы пока повременила полностью переходить в терминологии на «заседания». Но можно добавлять заседания в скобках там, где это уместно — «общее собрание участников в очной форме (заседание общего собрания)».
Ну и думаю, в устав стоит добавить возможность проведения дистанционных заседаний.«Это всё просто огрехи юридической техники или в этом присутствует высший смысл, который я пока не уловила?»
Отнюдь. Всё очень хорошо стыкуется. Почти.
п.3 ст.181.2 - общий случай подтверждения проведения заседаний участников (вообще), в том числе и Собраний участников ООО (как высший орган ООО – в частности) - протоколом или иным способом.
пп.3 п.3 ст.67.1 развивает это положение и конкретизирует его для ООО. (Забавно - ранее появившееся положение развивает и конкретизирует более позднее - либо так и задумано было ранее, да руки не доходили, либо - проведение свыше, что, в общем-то, одно и тоже.)
В ООО при проведении заседания Собрания участников (т.е. только "очную" форму) необходимо дополнительно подтвердить принятые решения и состав участников. В протоколе или в ином способе эта информация и так должна содержаться. Но необходимо соблюсти ещё и ритуал, указанный в уставе, или единогласно принять решение о выборе способа (что полностью согласуется с п.3 ст.181.2), или прибегнуть к услуге нотариуса (ст.103.10 Основ о нотариате). Бред 19-4 не рассматриваю, т.к. считаю 225-ФЗ его окончательно похоронил.
У меня возникает другой вопрос (а из него вылезет, однозначно, и следующий):
- Как применять и применять ли пп.3 п.3 ст.67.1 к совмещённому голосованию (п.1.2 ст.181.2)?
А на счёт неспешности приведения уставов в соответствие с 225-ФЗ – дело, конечно, хозяйское, но я свои уставы уже привёл.
И другим советую.
Очень хотелось бы верить.«Бред 19-4 не рассматриваю, т.к. считаю 225-ФЗ его окончательно похоронил.»
В это не надо верить.«Очень хотелось бы верить.»
Совершенно верно. Это не равные, но вложенные множества.«Смущает разница в предмете подтверждения. "Проведение собрания и результаты голосования" не равно "состав участников и принятые решения".»
Потому, что в Госдуме и Совете Федерации сидят нормальные люди. А.Кузнецова там нет. И, надеюсь, не будет.«И главный вопрос лично для меня – почему в статью 67.1 законодатель, пользуясь случаем, не добавил положение о подтверждении решений единственных участников и акционеров? Что на этот раз помешало наконец завершить спор буквы закона с её расширительной трактовкой судом и правоприменителями?»
Устав это - инструмент.«Надо ли нам уже сейчас менять уставы и внутренние положения компаний под изменения ГК РФ, связанные с дистанционными заседаниями? Или лучше повременить, дождаться осенней сессии и поменять их уже тогда, когда будет внесена ясность касательно изменений в специальные законы?»
Спешить не нужно ни в какой ситуации.«Вот в такой ситуации не уверена, что нужно спешить.»
225-ФЗ не предусматривает "возможность применения смешанной формы собрания - заседания части участников и заочное голосование остальных".«Новая редакция ГК РФ предусматривает возможность применения смешанной формы собрания – заседание части участников гражданско-правовые сообщества и заочное голосование остальных.»
Частично это решено 267-ФЗ, который с 01.07.2021 внёс изменения в п.3 ст.17 и в ст.39 14-ФЗ и дополнил Основы о нотариате ст.103.10-1.«И главный вопрос лично для меня – почему в статью 67.1 законодатель, пользуясь случаем, не добавил положение о подтверждении решений единственных участников и акционеров? Что на этот раз помешало наконец завершить спор буквы закона с её расширительной трактовкой судом и правоприменителями?»
Это - правильно. Будем ждать.«Но на неделе буду дополнять статью. »
А Вы попробуйте не использовать эти "ужасы" в своей повседневной жизни.«Уверена, что авторы разбираемой писанины на практике не сталкиваются с вопросом, потому и рисуют такие ужасы.»