Привет всем! 25 июля 2017 года ФНС должна была раскрыть те сведения, которые государство считало всё это время налоговой тайной. Раскрытие налоговой тайны открывает доступ к важной информации, но кто и как распорядится ею – давайте посмотрим с вами на это подробнее.
На основании Федерального закона № 134-ФЗ «О внесении изменений в ст. 102 ч.1 Налогового кодекса РФ» и Приказа ФНС от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ налоговая инспекция должна была начать с 25 июля публиковать на сайте сведения о налогоплательщиках и сделает их доступными для всех:
№ |
Вид сведений |
Срок публикации |
1 |
суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору); |
25-го числа каждого месяца
|
2 |
налоговые правонарушения и меры ответственности за них; |
25-го числа каждого месяца
|
3 |
какие специальные налоговые режимы применяют налогоплательщики; |
25-го числа каждого месяца
|
4 |
участие налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков; |
25-го числа каждого месяца
|
5 |
среднесписочная численность работников организации за календарный год; |
25 июля, ежегодно |
6 |
суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год; |
25 июля, ежегодно |
7 |
уплаченные организацией в календарном году суммы налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕвразЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом. |
25 февраля, ежегодно |
В первый пул информации, запланированной к размещению 25 июля 2017 года, вошли практически все сведения, но есть пара нюансов:
Расширяются имеющиеся возможности сайта ФНС, где можно было получить данные о контрагентах: юридический адрес, сведения о регистрации, постановке на учет в налоговом органе, об уставном капитале, о составе учредителей, данные об изменениях в ЕГРЮЛ.
Теперь бизнес получит больше возможностей для проверки контрагентов, а контрагенты должны формировать хорошую репутацию своей компании, показать ее открытость и надежность. При этом, на мой взгляд, ситуация со снятием налоговой тайны похожа на лекарство, которое одно лечит, а другое будет калечить.
Высока вероятность, что от этого закона могут пострадать абсолютно законопослушные предприниматели, так как сведения об уплаченных налогах и численности сотрудников, а также другие финансовые данные, которые хотят сделать публичными, может сделать хорошие и прибыльные компании легкой добычей для «рейдеров», а также этими сведениями будут пользоваться конкуренты.
Уязвимое место нового закона, которое ухудшит положение бизнеса – это открытые данные о недоимки компании. На практике кто-то из налогоплательщиков обязательно будет оспаривать и отбивать доначисления налоговой, а споры с налоговой инспекций в суде – процесс, к сожалению, не быстрый. Он может занимать год и более, а все это время недоимка в открытых данных о компании будет отражена, и эта информация, скорее всего, будет отпугивать клиентов, принося еще больший ущерб бизнесу в кризисное время.
Во взаимодействии налогоплательщика и налоговой инспекции нововведение об отмене налоговой тайны обязательно будет иметь свои последствия. Например, налоговики будут проще предъявлять претензии к налогоплательщику в том, что он не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента. Следовательно, с этого момента Вам надо будет тщательнее обосновывать свой выбор: рекомендациями, хорошо выполненной ранее работой, личными контактами, конкурентоспособной ценой и т.п.
Кроме открытия сведений из налоговой тайны ФНС России недавно анонсировала новый сервис - это электронный сервис по скорингу налогоплательщиков. По сути, создается база фирм, в основе которой будет система налоговых рейтингов, присваиваемых субъектам экономической деятельности, она же «цветовая дифференциация»: красный означает высокий налоговый риск, желтый - средний, зеленый – минимальный. Таким образом, информация, которую давно уже видят налоговики в своей базе, должна стать доступна всем налогоплательщикам в том виде, который ФНС сочтет подходящим для широкой общественности.
При этом я отмечу, что на законодательном уровне пока не разрешен вопрос о том, как бизнесу нужно проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, чтобы финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика не была признана направленной на получение необоснованной налоговой выгоды – все электронные сервисы и открытие разных сведений будут носить информационный характер.
Отсутствие сведений о каком-либо контрагенте в базе вряд ли будет являться единственным основанием для отказа от налоговых претензий. Поэтому, не смотря на приближение технологий 21 века в нашу повседневную жизнь - сбор доказательств реальности Ваших операций по-прежнему на первом месте, как и сбор доказательств о должной осмотрительности тоже никто не отменял (особенно о личных контактах с контрагентом).
Поэтому пользоваться сервисами по прямому назначению – посмотрел в базу, не нашел контрагента - нет налоговых претензий, я думаю, пока не получится. Это сегодня не в интересах государства.
Тем налогоплательщикам, которые по ошибке попадут в эти базы, на основании несовершенства закона или по причине временных финансовых трудностей, и которые не могут погасить налоговую недоимку сразу (не секрет, что по результатам выездной налоговой проверки – это десятки миллионов рублей) – полезно знать, что такие фирмы тоже будут "светится красным". В этой ситуации государственный сервис однозначно будет создавать бизнесу дополнительные трудности и затруднять доказательство своей добропорядочности, отпугивая между делом существующих и новых клиентов.
На мой взгляд, открытость налоговых данных – это палка о двух концах, с одной стороны, государство наносит удар по теневому сектору, который оно обязано контролировать, однако по касательной эти инициативы весьма ощутимо заденут интересы абсолютно добросовестных налогоплательщиков. С другой стороны – раскрытие налоговых тайн и создание таких электронно-информационных сервисов еще ни в одной стране не смогло привести к расцвету экономики и бизнеса.
PS. 25 июля так ничего и не заработало. Скорее всего, открытые данные появятся после апреля 2018 года.
Запуск нового сервиса перенесли на год – на 1 июня 2018 года. Соответствующие изменения внесены Приказом от 27.07.2017 № MM-7-14/582@