Что будет с онлайн-кино после 1 июля 2017 года?

  • 13 сентября 2017 в 9:15
  • 5
  • 3

    Добрый день, коллеги!

    С 1 июля 2017 г. свою порцию правового регулирования получат аудиовизуальные сервисы. Для этого в Закон об информации добавлена статья 10.5 «Обязанности владельца аудиосервиса».

    Так, что же такое аудиовизуальные сервис (далее — АС)? То же самое, что и онлайн-кино, ivi или американский netflix, например? Чего ждать и к чему готовиться владельцам кучи сайтов с сериалами и фильмами?  

    Что такое аудиовизуальный сервис?

    Вот понятие взятое из закона, слегка переделанное для понимания читателя:

    «Аудиовизуальный сервис — сайт и (или) страница сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации».  

    Что это все значит? Как понять, что такое аудиовизуальный сервис? 

    Законные признаки аудиовизуального сервиса:

    • Форма: это может быть сайт, страница в интернете, любой другой информационной системы, программа для ЭВМ — причем одновременной всем перечисленным, либо только одним видом. Например: онлайн-кинотеатр ivi предоставляет возможность смотреть фильмы как в интернете (сайт), так и на телевизоре (программа для ЭВМ в виде приложения).

    • Цель: организация распространения в интернете совокупности аудиовизуальных произведений (фильмы, выпуски видеоблога, слайд-фильмы и др.)

    • Доступ к совокупности аудиовизуальных произведений представляется как за плату, так и за просмотр рекламы, либо за оба действия.  При этом реклама должна быть направлена на привлечение потребителей, находящихся на территории Российской Федерации — то бишь аудитория из России (не важно гражданин РФ или нет, главное устройство с которого происходит доступ находится на территории РФ).

    • Посещаемость за сутки более 100 000 пользователей с территории РФ.

    Только при совокупности этих сайт или приложение (программа для ЭВМ) подпадает под регулирование в качестве аудиовизуального сервиса.

    Что не является аудиовизуальным сервисом

    Закон устанавливает, что аудиовизуальным сервисом не являются:

    • информационные ресурсы зарегистрированные в качестве сетевых издания (Закон о СМИ);

    • поисковые системы;

    • информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями сети «Интернет».

    Большой вопрос вызывает именно третий пункт, полагаю сюда относятся видео агрегаторы (youtube, rutube, vimeo и др.). Порядок и критерии определения таких информационных ресурсов определяются Роскомнадзором. 

    Требования к владельцу аудиовизуального сервиса 

    Новый закон вводит ряд требований, которые обязан соблюдать владелец сервиса:

    1. «Не допускать использование сайта  в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань».

    Говоря русским языком:

    а) не допускать использование сайта в целях совершения преступления;

    б) не публиковать экстремистский контент, пропаганду порнографии, насилия и жестокости, материалы, содержащие государственную или иную тайну.

    Больше всего вопрос вызывает запрет на публикацию материалов, содержащих нецензурную брань. Что под ней понимать? Что делать, если фильм содержат такие выражения? Не понятно.

    2. «Осуществлять классификацию аудиовизуальных произведений до начала их распространения в случае, если классификация соответствующего аудиовизуального произведения не была осуществлена ранее его производителем или распространителем, а также обеспечивать обозначение категории данного аудиовизуального произведения соответствующим знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения среди детей информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за исключением аудиовизуальных произведений, размещаемых на таком аудиовизуальном сервисе его пользователями (Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию")».

    Иными словами, нужно удостовериться, что произведение имеет возрастное ограничение (предупреждение). Если оно отсутствует, то его следует присвоить.

    3. «Соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах».

    4. «Соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации».

    Пункт 3 гласит о соблюдении правил предвыборной агитации, а вот пункт 4 приравниваетаудиовизуальный сервис к средствам массовой информации (СМИ).

    5. «Не допускать распространения аудиовизуальным сервисом телеканалов или телепрограмм, не зарегистрированных в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации"».

    Запрет на трансляцию зарубежных каналов, не зарегистрированных в РФ.

    6. «Разместить на аудиовизуальном сервисе адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица)».

    Aka способ связи с владельцем должен быть доступен любому пользователю.

    7. «Установить одну из предлагаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети "Интернет" программ для электронных вычислительных машин».

    Очень интересно, что предложит Роскомнадзор за программу? Почему нельзя предоставить право смотреть метрику (Яндекс Метрика, Google Analytics)? Не понятно. А главный вопрос: для чего изобретать велосипед? Очередной госконтракт на разработку ненужного абсолютно ПО. 

    Как «попасть» в реестр аудиовизуальных сервисов и какими правами наделен Роскомнадзор? 

    Роскомнадзор будет вести реестр аудиовизуальных сервисов. Для этих целей он наделен полномочиями:

    • организовывать мониторинг информационных ресурсов;

    • утверждает методику определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки;

    • запрашивать иную информацию у владельца сервиса.

    Если с организацией мониторинга более менее все очевидно, то вот с методикой определения количества пользователей в сутки далеко нет. Вероятно эта методика скоро «родится на свет» и на сколько она будет соответствовать реальному положению вещей далеко не ясно. В яндекс метрике есть показатель «Посетители», возьмите его и пользуйтесь! Уже все готово! Зачем придумывать что-то новое? Поживем, увидим.

    На запросы Роскомнадзора следует отвечать в течение 10 суток.

    Что еще делает Роскомнадзор?

    Если он обнаружил аудиовизуальный сервис с посещаемостью более 100 000 пользователей из РФ в сутки (подумайте, как он их обнаружил, если его ПО по учету количества пользователей еще не установлено на сервисе), то:

    • признает ресурс аудиовизуальным сервисом и включает его в реестр аудиовизуальных сервисов;

    • определяет провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение аудиовизуального сервиса в сети "Интернет" лицо;

    • направляет провайдеру хостинга (иному лицу из предыдущего пункта) уведомление на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца аудиовизуального сервиса;

    • фиксирует дату и время направления уведомления и лицо, которому направлено в соответствующей информационной системе;

    Провайдер обязан будет дать ответ в течение 3 дней.

    Параллельно Роскомнадзор направляет уведомление владельцу аудиовизуального сервиса о включении в реестр с указанием законных требований к данной информационной системе (читать: аудиовизуальному сервису).

    Владелец в свою очередь обязан в течение 2 месяцев представить документы, подтверждающие свою «категорию», а именно имеет ли он право быть владельцем сервиса в РФ.

    Перечень документов, их форма и порядок уведомления будет сформирован Правительством РФ.

    Права и обязанности владельца аудиовизуального сервиса  

    А теперь самые жесткие ограничения.

    Владельцем аудиовизуального сервиса может являться российское юридическое лицо или гражданин РФ, не имеющий гражданства другого государства.  

    Для лиц не являющихся ни российским юридическим лицом, ни гражданином РФ, не имеющим гражданства другого государства установлены специальные требования.

    В законе перечислены следующие категории владельцев аудиовизуального сервиса: 

    • иностранное государство;

    • международная организация;

    • организация, находящаяся под контролем международной организации;

    • иностранное юридическое лицо;

    • российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%;

    • иностранный гражданин;

    • лицо без гражданства;

    • гражданин РФ, имеющий гражданство другого государства;

    • аффилированные лица каждого с вышеуказанными.

    Перечисленные категории при условии соблюдения двух пунктов:

    1. владеет аудиовизуальным сервисом;

    2. количество пользователей на территории РФ составляет менее 50% от общего количества пользователей;

    Вправе владеть более чем 20% долей (акций) в уставном капитале владельца аудиовизуального сервиса в РФ при условии согласования этого правомочия с правительственной комиссией. Комиссия также будет учреждена. 

    Исключение из реестра

    Исключение из реестра возможно при соблюдении следующих условий: 

    • если в течение 3 месяцев посещаемость в течение суток менее 100 000 пользователей — данный сервис по заявлению владельца исключается из реестра аудиовизуальных сервисов;

    • если в течение 6 месяцев посещаем в течение суток менее 100 000 пользователей — данный сервис может быть исключен и при отсутствии заявления владельца.

    Ответственность

    Вопрос ответственности наиболее важен. Ответственность или санкции обуславливают исполнение этой части закона. 

    Если Роскомнадзор обнаружит, что с помощью сервиса происходит распространение информации (в любой форме) противоречащей требования законодательства РФ, он направит требования владельцу об устранении выявленных нарушений.

    При этом Роскомнадзор  обращается в суд с заявлением об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису в следующих случаях: 

    • установленного вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении повторного в течение года неисполнения владельцем аудиовизуального сервиса требования принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.

    • неисполнения владельцем аудиовизуального сервиса требований, связанных с предоставлением информации и документов требуемых в рамках регулирования деятельности аудиовизуальных сервисов.

    Административная ответственность

    В кодекс об административных правонарушениях РФ вводятся ряд административных составов. Не буду их глубоко и подробно рассматривать, это тема отдельного ряда статей, укажу лишь вкратце.

    Появятся следующие статьи:

    Статья 13.35. Распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации

    Санкция: наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.

    Статья 13.36. Нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

    Санкция: наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

    Статья 13.37. Распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности

    Санкция: наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на должностных лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей; на юридических лиц — от 600 тысяч до 1 000 000 рублей.

    Статья 19.7.10-2. Неисполнение владельцем аудиовизуального сервиса требований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации

    Санкция за нарушение в первый раз: наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на должностных лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей; на юридических лиц — от 600 тысяч 1 000 000 рублей.

    Санкция за повторное нарушение: наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 300 тысяч рублей; на должностных лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 500 000 до 3 000 000 рублей.

    Резюме

    Предстоит достаточно большая работа каждому владельцу аудиовизуального сервиса.

    Вы спросите: «Какой будет первый шаг? Что делать сначала?»

    Считаю, что следует ожидать проявления инициативы со стороны Роскомнадзор, ведь все функции по мониторингу и наполнению реестре лежат на нем. Однако, все же стоит проверить нет ли нарушений с присвоением возрастных ограничений, не содержат ли материалы (видеофайлы) информацию, запрещенную для распространения.

    Думаю, что следует уделить больше внимания вопросам защиты сервиса и сайта, дабы не допустить непреднамеренных нарушений.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    К вопросу "как обнаружит": Роскомнадзор не будет изобретать велосипед - просто разошлёт провайдерам письма счастья с предписанием в такой-то срок сообщить о наличии у них ресурсов, отвечающих признакам аудиовизуального сервиса. :-) Не первый раз. :-)

    Спасибо за статью!

    13 сентября 2017 в 9:283
    Да, практика победит предписания закона, согласен.
    18 сентября 2017 в 10:56
    вопрос как они фильтровать то будут контент
    25 декабря 2017 в 11:56

    Прямой эфир

    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:03
    А выдадут ли устав по любой компании в электронном виде?
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:00
    Копии уставов в электронном виде должны будут выдавать бесплатно