В один из холодных ноябрьских вечеров, когда большинство жителей Москвы предпочитает зарыться дома на диване под пледом и кошками, некий московский ресторан претерпел скандал с дракой и битьем посуды. Все бы ничего, рядовое дело для увеселительного заведения, но в этом случае ущерб был довольно-таки значительным: повреждено имущество ресторана: люстра «Версаче» стоимостью 50 000 рублей, плазменный телевизор стоимостью 60 000 рублей, декоративные перила стоимостью 5 000 рублей, разбита посуда на сумму 1 250 рублей, а в довершение всего буянившие гости не оплатили счет за оказанные услуги по продаже продуктов и напитков в сумме 1 415 рублей.
Неприятное событие не обошлось без полиции и суда. Как следует из материалов дела, между двумя девушками и мужчиной происходил конфликт, сопровождающийся взаимными бросками посуды в сторону друг друга.
Как же доказать и взыскать убытки с дебоширов, если они отказались возместить ущерб на месте? Вот действия по первой юридической помощи:
В приведенном примере, кстати, у ресторана все получилось, и суд присудил нарушителям компенсировать весь причиненный ущерб. Несмотря на то, что мужчина, разбивший телевизор, уверял, что это не он. Помогли видеозапись и показания свидетелей. И в апелляции решение устояло (Апелляционное определение Омского областного суда от 13.07.2017 по делу N 33-4571/2017).
А что делать, когда гость что-то разбил или сломал случайно? Наверняка многие из вас видели гулявший по всему интернету пост про «друга Степана, разбившего стеллаж с вискарем». Увы, многие его восприняли так, что все, разбитое случайно – убытки магазина, и уж потребитель их возмещать точно не должен. А как же! Ведь предпринимательская деятельность – это «деятельность осуществляемся на свой страх и риск». Однако далеко не всякая случайность освобождает от ответственности.
Во-первых, по общему правилу любой вред подлежит возмещению: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред» (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Во-вторых, лицо может быть освобождено от возмещения вреда только если докажет, что вред причинен не по его вине. То есть презюмируется, что сокрушитель виноват. И это именно он должен доказывать, что вины не было.
В свою очередь вина – это не только умысел, но и неосторожность: проявило ли лицо ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру события (ст. 401 ГК РФ). То есть такого понятия «извините, я случайно» в гражданском законодательстве нет, нужно разбираться в каждом отдельном случае, действовал ли человек неосторожно, или, действительно, в его действиях нет вины. Допустим, один гость толкнул другого и второй разбил стакан. Вряд ли тут есть вина державшего стакан. А если подвыпивший весельчак забрался на стол поплясать, уронил кальян со всеми последствиями в виде разбитой колбы и прожженного ковра? «Я ведь случайно, не хотел я кальяны бить» – возразит он. Увы, в этом случае придется расплатиться, надо было проявить осмотрительность, забираясь на стол с кальяном.
Ну и напоследок. Нередко в кафе, ресторанах и прочих увеселительных заведениях администрация устанавливает в меню прейскурант на бой посуды. А ведь такое меню – что красная тряпка для защитников потребителей. Все как один они заявляют, что это незаконно, что вам не могут навязать услугу, которую вы не заказывали. Но значит ли это что деньги за разбитую тару взыскать нельзя?
Конечно нет, и выше мы уже подробно рассмотрели, как случаи умышленного причинения вреда, так и по неосторожности. Однако защитники прав потребителей правы в том, что нельзя навязывать дополнительные услуги, которые, скажем так, гость не заказывал. Поэтому включать в меню ассоциальные деяния гостей за плату – опрометчивое решение. А если цены за деяния значительно завышены с рыночными за испорченное имущество, то такое еще и грозит скандалом с выливанием негатива в социальные сети. Любой каприз за ваши деньги, но 500 рублей за самый бюджетный стакан из Икеи – это перебор.
Однако если деятельность заведения связана с риском падающих стаканов (например, в ночном клубе), то заранее установить стоимость наиболее часто разбиваемого имущества – удобное решение для персонала. Лучше если этим займется бухгалтер и заложит туда стоимость не только самих вещей, но и разумных расходов на доставку, закупку. Главное, чтобы в случае конфликта можно было подтвердить все документально. «Что?! Я разбил бокал для вина за 2800 рублей! Да вы издеваетесь!» Нет, все так, вот чек на бокал фирмы Ридель, вот счет за доставку, будьте добры возместить. Только вот составив такой перечень, не стоит его включать в меню как услугу и называть прейскурантом на бой посуды. Это можно привести в меню как справочную информацию, сделав внизу на всякий случай еще сноску на статьи ГК о возмещении ущерба.
И тогда вы сможете разговаривать с гостем не как с потребителем, а как с причинителем вреда. Если, конечно, оно того стоит. Ведь есть мнение среди рестораторов, что прейскурант на бой посуды – совдепия, и проще уж заложить это все в расходы, чем бодаться с гостями и портить репутацию. Разве что гости не будут этими стаканами разбивать телевизоры на стенах.