Привет всем!
Генеральному директору позвонили из банка и сообщили, что им поступило письмо от налоговой, в котором указывается о недостоверности сведений об адресе этой компании.
Генеральный директор ответил банку, что это произвол налоговой, т.к. данные сведения не могут быть «недостоверными» в силу принадлежности руководителю и единственному участнику компании помещения по указанному в ЕГРЮЛ адресу на праве собственности и никаких обращений от налоговой ему ни по адресу юридического лица, ни по адресу регистрации по месту жительства не поступало. В банке отнеслись с пониманием, «ограничивать в операциях» не стали, но попросили «дать официальный ответ» и «решить вопрос».
Благо создание другого юридического лица владельцу компании (и ее генеральному директору) удалось провести до внесения этой записи, иначе «светил» совершенно законный отказ в государственной регистрации по пп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей».
Вот с таким вопросом генеральный директор обратился ко мне. При обращении к сведениям ЕГРЮЛ подтвердилось, что регистрирующим органом внесена запись ГРН такой-то, о том, что сведения об адресе недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице).
Определение правовой позиции
Закон предусматривает внесение записей в ЕГРЮЛ на основании принятых регистрирующим органом решений о государственной регистрации (п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ).
В данном случае, исходя из указанной в ЕГРЮЛ информации о записи, содержащей «дополнительные сведения об адресе» в виде информации «сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)» следовало обжаловать решение ИФНС о внесении в ЕГРЮЛ названной записи «о недостоверности адреса».
Нарушенными обжалуемым решением посчитали следующие права:
- право на соблюдение предусмотренной законом процедуры подтверждения достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, включая сведения об адресе, в случае возникновения у регистрирующего органа сомнений в их достоверности, предусмотренной п. 6 ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ).
- право на отражение в ЕГРЮЛ достоверных сведений, которое следует из определения ЕГРЮЛ как федерального информационного ресурса (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») и в соответствии с нормой ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающей, что информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах (в том числе, в ЕГРЮЛ), является официальной информацией; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации, в данном случае «связь по адресу осуществляется», а внесенная запись гласит «об обратном».
- право на учреждение юридических лиц, приобретение долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, право выступать единоличным исполнительным органом юридических лиц, которых заявитель теперь лишен, т.к. если в регистрирующий орган представлены документы для включения в ЕГРЮЛ сведений об учредителе (участнике) или лице, имеющем право действовать без доверенности в отношении юридического лица, являющегося участником общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в ЕГРЮЛ имеется запись о недостоверности сведений об адресе, то регистрирующим органом делается отказ в государственной регистрации (пп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ).
В качестве оснований незаконности обжалуемого решения указали:
1. Первое основание: ИФНС нарушен предусмотренный законом порядок для внесения записи о недостоверности сведений.
Недостоверность сведений устанавливается в результате проверки достоверности сведений. В случае установления проверкой «недостоверности сведений о юридическом лице» закон предусматривает обязанность регистрирующего органа направить юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо: обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
На случай невыполнения юридическим лицом названных обязанностей, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, закон предусматривает обязанность регистрирующего органа внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Таким образом, закон предусматривает обязанность регистрирующего органа направить юридическому лицу «уведомление о недостоверности», только при «установлении недостоверности сведений» которой соответствует обязанность юридического лица сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений. При этом выполнение данной обязанности юридическим лицом подкрепляется ответственностью его должностных лиц, предусмотренной ч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Регистрирующий орган вправе внести запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице только после соблюдения приведенного выше предусмотренного законом порядка и при наличии следующих условий:
- в случае невыполнении юридическом лицом своей обязанности сообщить сведения и представить документы;
- или в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности (абз. 2 п. 6 ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
В настоящем случае юридическому лицу, его участнику и генеральному директору не направлялось «уведомление о недостоверности», запись появилась в ЕГРЮЛ «тихо и незаметно», т.е. в результате нарушения ИФНС предусмотренного законом порядка.
2. Второе основание: содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об адресе Общества являются достоверными.
Согласно пп. «в» п. 5 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ в редакции Федерального законом от 29.06.2015 № 209-ФЗ (действующей на момент принятия обжалуемого решения), в ЕГРЮЛ указываются сведения «об адресе юридического лица в пределах места нахождения».
Закон предусматривает, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).
В соответствии с приведенными нормами закона, очевидно следует, что адрес юридического лица указывается в ЕГРЮЛ для осуществления связи с юридическим лицом – приема юридически значимых сообщений, а не организации там круглосуточного дежурства или установления там «ящика с руководителем юридического лица», которого представители налоговых и других органов могут обнаружить в любое время как станут осматривать объект недвижимости по соответствующему адресу.
Данное утверждение также подтверждается правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ: в п. 1 Постановления от 30.07.2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» указано, что в силу подпункта «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Также в п. 4 названного Постановления Пленум разъяснил, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ) и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.).
Таким образом, из буквального текста норм Закона 129-ФЗ, ГК РФ и разъяснений Пленума ВАС РФ следует, что законом установлена обязанность юридического лица сообщать именно об изменении адреса, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, а не о некоем абстрактном «изменении присутствия» или «возникновении отсутствия» юридического лица по адресу – главное, как следует по тексту и смыслу приведенных норм закона – это наличие связи для обеспечения приема юридически значимых сообщений, включая присутствие органа или представителя юридического лица.
При этом понятия «орган» и «представитель» в тексте нормы закона, посвященной адресу юридического лица используются как равнозначные (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Получается, для соблюдения требований закона к адресу юридического лица имеет значение возможность присутствия по адресу как «органа» – единоличного исполнительного органа, так и «представителя».
Адрес, по которому осуществляется связь с Обществом не менялся с момента государственной регистрации по нему Общества и в 2012-м году и продолжает использоваться по настоящее время. Основанием использования данного адреса является предоставление такой услуги юридическому лицу собственником данного помещения по договору аренды, заключенному с юридическим лицом.
В настоящем случае осуществление связи с юридическим лицом по указанному в ЕГРЮЛ адресу и достоверность сведений о данном адресе обеспечивается и подтверждается:
- согласием собственника на предоставление Помещения и использование его для связи с юридическим лицом в соответствии с заключенным с Обществом договором;
- принадлежностью лицу, имеющему долю в размере 100 % уставного капитала юридического лица и являющемуся его генеральным директором Общества права собственности на помещение, адрес которого указан в ЕГРЮЛ в качестве адреса юридического лица;
- получением юридическим лицом (его руководством, представителями), писем от ИФНС и других отправителей и направлением на них ответов.
Таким образом, в нарушение нормы ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающей, что информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах (в том числе, в ЕГРЮЛ), является официальной информацией; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации, ИФНС внесены в ЕГРЮЛ недостоверные сведения о недостоверности указанного в ЕГРЮЛ адреса юридического лица.
Обратиться решили сразу в суд, без соблюдения процедуры досудебного урегулирования, поскольку спор возник из административных правоотношений в области государственной регистрации юридических лиц и досудебный порядок урегулирования спора, установлен федеральным законом только для споров, связанных с обжалованием решений об отказе в государственной регистрации (п. 1 ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Как рассматривалось дело
В предварительном судебном заседании представили Заявление «О предоставлении доказательств осуществления деятельности и присутствия органа в помещениях по адресу места нахождения», в нем сообщалось, что сведения об адресе юридического лица являются юридически и фактически достоверными.
В подтверждение фактического использования помещений для ведения деятельности, регулярного присутствия в них органа юридического лица и получения юридически значимых уведомлений, предоставили:
- договор аренды нежилых помещений (об аренде помещения по адресу);
- договор хранения: по нему предоставлялась возможность заказчику (поклажедателю) хранить в помещении свое имущество и в соответствии с условиями договора регулярно (ежемесячно) в помещении проводились встречи для проверки надлежащего исполнения договора и сохранности переданного на хранение имущества;
- договор оказания услуг по проведению переговоров: предоставлялась возможность заказчику провести переговоры в офисном помещении юридического лица по адресу в пределах его места нахождения по вопросам предоставления заказчиком консультационных и юридических услуг;
- документы, подтверждающие получение юридическим лицом по адресу в пределах его места нахождения юридически значимого уведомления от другого юридического лица;
- документы, подтверждающие несение юридическим лицом расходов по содержанию арендованных нежилых помещений по своему адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Представитель регистрирующего органа представил отзыв на заявление и честно признался, что «никакой процедуры не соблюдалось», мол, адрес «известен как массовый», много юридических лиц, пошли их всех проверять, дверь заперта, вывески нет, допросили проживающую в жилом доме по адресу помещения гражданку, которая «никогда никого не видела», вот и внесли запись. Также заявлялось ходатайство о вызове свидетеля – этой допрошенной гражданки, но ходатайство не было удовлетворено.
Переходить из предварительного в судебное заседание Суд не предлагал и, выслушав стороны – назначил судебное заседание.
К судебному заседанию подготовил письменные возражения на отзыв регистрирующего органа и еще одно заявление «О предоставлении доказательств осуществления деятельности и присутствия органа в помещениях по адресу места нахождения», с которым предоставлялись другие документы, подтверждающие фактическое использование помещений для ведения деятельности, регулярного присутствия в них органа юридического лица и получения юридически значимых уведомлений, в частности, реального исполнения заключенного договора хранения, который предоставлялся в предыдущее судебное заседание и документы, подтверждающие реальное использование юридическим лицом помещений в своей деятельности и содержание арендованных нежилых помещений по адресу.
В возражениях на отзыв подробно обосновал, что отсутствовали оба условия для внесения записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица:
- проверка достоверности сведений проводилась ненадлежащим образом, формально и предвзято, фактически это была не «проверка достоверности», а «проверка недостоверности», протокол допроса гражданки не является допустимым доказательством, т.к. при проверке «получаются объяснения», а не проводятся допросы;
- соблюдение процедуры внесения записи о недостоверности сведений об адресе по результатам проверки.
Представитель регистрирующего органа, возражал, приводил новые доводы: использование помещения для хранения подтверждает отсутствие в нем руководителя, следовательно, адрес недостоверный и «направление уведомления» – это право, а не обязанность регистрирующего органа. Без интриги не обошлось: суд объявил перерыв.
В заседание после перерыва представил письменные возражения по озвученным представителем регистрирующего органа новым доводам. Суд, выяснив у сторон отсутствие новых доводов и доказательств, удалился на вынесение решения.
Решением суда заявление удовлетворено: решение о внесении записи о недостоверности адреса признано незаконным.
Как можно полагать по тексту вынесенного решения, наиболее убедительным из всех доводов и доказательств, оказалось указание на «месть налоговой» за прежнюю деятельность по «массовой» сдаче помещений в субаренду, точнее – на принятое ранее решение арбитражного суда о признании отказа в регистрации изменения адреса на данный адрес незаконным.
Обжаловать решение регистрирующий орган не стал и вскоре запись о недостоверности адреса в отношении юридического лица из ЕГРЮЛ исчезла.
Довольный доверитель оплатил помощь адвоката и обратился за заявлением о возмещении произведенных расходов, но это уже другая история…