Добрый день, коллеги!
Гражданам, вероятно, предложат более простую схему «списания долгов». Проект об упрощенном банкротстве разработан, но содержит ряд неоднозначных норм и сталкивает интересы профессиональных участников процедур банкротства и представителей: адвокатов, арбитражных управляющих.
Спорный проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» находится в разработке с 16 сентября 2016 г. (далее по тексту – Проект). Работа ведется представителями Минэкономразвития России при участии Министерства финансов, Министерства юстиции, ФНС России. В настоящее время Проект прошел публичные обсуждения и антикоррупционную экспертизу, находится на стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, после чего будет направлен (в очередной раз) на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. С доработанным по итогам публичных обсуждений текстом проекта можно ознакомиться на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов.
Если закон будет принят, право на прохождение процедуры банкротства в упрощенном порядке получат не только вновь завившие граждане, но и те, кто подал заявление о банкротстве до принятия закона, но в их отношении не было принято решение о введении стандартной процедуры по правилам § 1.1. Главы X, №127-ФЗ. Возможность «упростить банкротство» получат также граждане, которые уже проходят процедуру банкротства в общем порядке – но только по их личному ходатайству, если нет возражений кредиторов, и арбитражный суд вынесет соответствующее определение (п.2, п.3 Главы 2 Проекта).
Далее рассмотрим суть основных нововведений, порассуждаем о том, почему Проект спорный, какие цели преследует разработчик, а главное – станет ли банкротство проще/дешевле для граждан, и на кого лягут издержки упрощенного банкротства. В самом конце заметки – о том, как и зачем адвокаты отстаивают свое вероятностное право занять прочные позиции в банкротствах граждан.
У граждан нет средств, чтобы оплатить «стандартную» процедуру. Закон о банкротстве физических лет действует уже более двух лет – с 1 октября 2015 года, однако, вопреки ожиданиям представителей власти, более 90% потенциальных банкротов не воспользовались шансом избавиться от долгов.
По данным Бюро кредитных историй ОБК, на конец 2017 года к потенциальным банкротам было отнесено 698 000 россиян – 1,4% от общего числа заемщиков. Инициировали банкротство в 2017 году менее 29 900 граждан, или 4,3% от общего числа потенциальных банкротов/
В уведомлении о начале разработки Проекта на сайте ФППНПА сказано, что необходимость подготовки проекта об упрощенном банкротстве обусловлена поступлением в Минэкономразвития РФ обращений, свидетельствующих о недоступности с финансовой точки зрения процедур банкротства, – от граждан, находящихся в сложном материальном положении. Упрощенный механизм банкротства разрабатывается, прежде всего, для наиболее уязвимой категории граждан, которые не имеют достаточных активов и источников доходов.
Открываем текст законопроекта, начало впечатляет: «абзац восемнадцатый статьи 2 дополнить словами «И освобождения гражданина от долгов»» (п.1 ст. 1 Проекта). Освобождение гражданина от долгов, как цель банкротства – ключевое нововведение, которое, впрочем, столь смело сформулированное, может напрасно обнадежить должников. О полном и обязательном освобождении от долгов по завершении процедуры реализации имущества и расчетов с кредиторами в проекте не сказано. Следовательно, правовые риски не списания задолженности постатье 213.28 №127-ФЗ по-прежнему остаются.
Участие в процедуре арбитражного (финансового) управляющего (далее – АУ) теперь не обязательно (п.1, ст. 223.5 Проекта). Гражданам предлагают выбор: действовать самостоятельно, взяв на себя все функции, права и обязанности АУ, либо ходатайствовать о назначении АУ в случае согласия последнего (п.4, ст. 223.5 Проекта), и тогда оплачивать его услуги по соглашению и тем же ставкам, что и в стандартной процедуре банкротства. Вознаграждение АУ при этом выплачивается заявителем, а затем возмещается из средств конкурсной массы, и только после всех прочих расчетов по проведению процедуры. Однако финансовый управляющий может вступить в процедуру в любой момент и по ходатайству кредитора-участника. Тогда платить за услуги будет кредитор, рискуя не получить возмещение.
Отмена обязательного участия АУ в процедуре снижает затраты на банкротство. Но стоит отметить, что даже если должник прибегнет к услугам управляющего, стоимость процедуры для должника будет существенно меньше за счет «урезания» процедуры.
Упрощенный порядок не предполагает реструктуризацию долгов (абз.2 п.2. ст. 223.2 Проекта), в процедуре банкротства не будут проводиться собрания кредиторов, а финансовый анализ и выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства перестанут быть обязательными (подп. 2, подп. 4, п. 4 ст. 223.5 Проекта).
Заявить о банкротстве в упрощенном порядке может только сам должник (п.1 ст. 223.3 Проекта). Для этого достаточно составить заявление и приложить к нему необходимый пакет документов, включаяинформацию о счетах и имуществе исписок всех кредиторов. Если денег, вкладов и имущества нет,должник должен декларировать это в заявлении о признании банкротом, подтверждающие документы при этом представлять необязательно (абз. 11, ст. 223.3 Проекта).
Имущество банкрот также должен реализовать самостоятельно и представить соответствующий отчет.
К чему приведет такие лояльные условия вкупе с полной свободой действий должника и отсутствием обязательного контроля, пока не ясно. Предполагается, что гражданин должен действовать разумно и добросовестно в интересах кредиторов (п.2 ст. 223.5 Проекта), сообщать о поступлении доходов и имущества в собственность. Разумеется, в условиях «самоконтроля» нельзя всецело уповать на добросовестность граждан и исключить случаи сокрытия доходов и имущества.
Можно предположить, что законодатель отчасти подстраховывается от злоупотреблений повышенными входными требованиями к заявителю. Так, для того, чтобы заявление удовлетворили, нужно соответствовать ряду критериев одновременно (п.1, ст. 223.2 Проекта). Гражданин должен иметь общий размер денежных обязательств и обязанностей в диапазоне от 50 000 до 700000 рублей включительно. В течение полугода до подачи заявления о банкротстве должно возникнуть не более 25% основной суммы долга, а доход физлица за вычетом удержанных налогов не должен превышать в среднем 50000 рублей в месяц. Кроме того, число кредиторов не может превышать 10 (без учета долгов по обязательным платежам). В течение года до подачи заявления о банкротстве, должник не должен дарить имущество, общая стоимость которого превышает 200000 рублей и продавать имущество стоимостью более 2 миллионов рублей (исключение – сделки по законному отчуждению залогового имущества). У него не должно быть непогашенной судимости по экономическим статьям, а с момента предыдущего банкротства пройти не менее 10 лет для упрощенной процедуры и не менее 5 лет для полной процедуры.
Но по большому счету, новый закон перекладывает задачи контроля процедуры и проверки действительного финансового состояния должника на его заинтересованных в получении положенных денег кредиторов. Так, кредиторам предоставлено право подавать заявление о признании должника банкротом в общем порядке с момента опубликования должником сведений о намерении заявить о банкротстве в упрощенном порядке (п.7 ст.223.3. Проекта). При этом допустимо иметь «непросуженные» и неподтвержденные уполномоченным органом требования. Кредиторы могут заявлять ходатайства об отмене банкротства в упрощенном порядке и переводе его в стандартное поле, оспаривать сделки должника, ходатайствовать о продаже имущества на торгах и выбирать организатора торгов (п.8 Статья 223.5 Проекта). И все это с условием – на кредитора возлагается обязанность нести соответствующие расходы.
Оставив «за бортом» упрощенного банкротства арбитражных управляющих, законодатель освободил физических лиц от чрезмерной финансовой нагрузки, связанной с оплатой обязательного сопровождения банкротства, но нагрузил их «процессуально». И если со сбором документов и оформлением заявлений граждане в силах справиться самостоятельно или с помощью консультантов МФЦ, то защищать свои интересы в столкновениях с кредиторами вряд ли получится без квалифицированной юридической помощи. Но будет ли дешевле помощь юриста?..
Федеральная палата адвокатов РФ (ФПА) выразила правовую позицию, направив в Минэкономики предложение внести в Проект изменения, ограничив круг возможных представителей граждан-должников в рамках упрощенной процедуры банкротства адвокатами и арбитражными управляющими, а судебное представительство полностью передать адвокатам. Адвокатскую помощь предлагается сделать бесплатной для граждан.
Будут ли внесены в Проект соответствующие поправки, сказать сложно. Только в чем смысл оплачивать за госсчет работу адвокатов, имеющих минимальный опыт в банкротных процедурах, за счет государства, если тот же принцип можно применить в отношении арбитражных управляющих.
Когда и в каком виде заработает закон об упрощенном банкротстве, сказать сложно. За два года проект несколько раз направлялся в Правительство и возвращался на доработку. Вполне вероятно, в проект еще будут внесены правки, хотя бы потому, что в том виде, в котором есть, он крайне не выгоден банкам и потенциально вреден для кредиторов чрезмерной, непосильной и искушающей (?) свободой действий.