Редактор, автор юридических статей
Посты
1
Лайки
2

Упрощенное банкротство для физических лиц: кому станет проще?

  • 7 февраля 2018 в 9:18
  • 5.3К
  • 2
  • 2

    Добрый день, коллеги!

    Гражданам, вероятно, предложат более простую схему «списания долгов». Проект об упрощенном банкротстве разработан, но содержит ряд неоднозначных норм и сталкивает интересы профессиональных участников процедур банкротства и представителей: адвокатов, арбитражных управляющих.

    Спорный проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» находится в разработке с 16 сентября 2016 г. (далее по тексту – Проект). Работа ведется представителями Минэкономразвития России при участии Министерства финансов, Министерства юстиции, ФНС России. В настоящее время Проект прошел публичные обсуждения и антикоррупционную экспертизу, находится на стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, после чего будет направлен (в очередной раз) на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. С доработанным по итогам публичных обсуждений текстом проекта можно ознакомиться на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов.

    Если закон будет принят, право на прохождение процедуры банкротства в упрощенном порядке получат не только вновь завившие граждане, но и те, кто подал заявление о банкротстве до принятия закона, но в их отношении не было принято решение о введении стандартной процедуры по правилам § 1.1. Главы X, №127-ФЗ. Возможность «упростить банкротство» получат также граждане, которые уже проходят процедуру банкротства в общем порядке – но только по их личному ходатайству, если нет возражений кредиторов, и арбитражный суд вынесет соответствующее определение (п.2, п.3 Главы 2 Проекта).

    Далее рассмотрим суть основных нововведений, порассуждаем о том, почему Проект спорный, какие цели преследует разработчик, а главное – станет ли банкротство проще/дешевле для граждан, и на кого лягут издержки упрощенного банкротства. В самом конце заметки – о том, как и зачем адвокаты отстаивают свое вероятностное право занять прочные позиции в банкротствах граждан.

    Предпосылки нововведения

    У граждан нет средств, чтобы оплатить «стандартную» процедуру. Закон о банкротстве физических лет действует уже более двух лет – с 1 октября 2015 года, однако, вопреки ожиданиям представителей власти, более 90% потенциальных банкротов не воспользовались шансом избавиться от долгов.

    По данным Бюро кредитных историй ОБК, на конец 2017 года к потенциальным банкротам было отнесено 698 000 россиян – 1,4% от общего числа заемщиков. Инициировали банкротство в 2017 году менее 29 900 граждан, или 4,3% от общего числа потенциальных банкротов/

    В уведомлении о начале разработки Проекта на сайте ФППНПА сказано, что необходимость подготовки проекта об упрощенном банкротстве обусловлена поступлением в Минэкономразвития РФ обращений, свидетельствующих о недоступности с финансовой точки зрения процедур банкротства, – от граждан, находящихся в сложном материальном положении. Упрощенный механизм банкротства разрабатывается, прежде всего, для наиболее уязвимой категории граждан, которые не имеют достаточных активов и источников доходов.

    Важные и спорные моменты

    Открываем текст законопроекта, начало впечатляет: «абзац восемнадцатый статьи 2 дополнить словами ‎«И освобождения гражданина от долгов»» (п.1 ст. 1 Проекта). Освобождение гражданина от долгов, как цель банкротства – ключевое нововведение, которое, впрочем, столь смело сформулированное, может напрасно обнадежить должников. О полном и обязательном освобождении от долгов по завершении процедуры реализации имущества и расчетов с кредиторами в проекте не сказано. Следовательно, правовые риски не списания задолженности постатье 213.28 №127-ФЗ по-прежнему остаются.

    Управляющие «за бортом» упрощенного банкротства?

    Участие в процедуре арбитражного (финансового) управляющего (далее – АУ) теперь не обязательно (п.1, ст. 223.5 Проекта). Гражданам предлагают выбор: действовать самостоятельно, взяв на себя все функции, права и обязанности АУ, либо ходатайствовать о назначении АУ в случае согласия последнего (п.4, ст. 223.5 Проекта), и тогда оплачивать его услуги по соглашению и тем же ставкам, что и в стандартной процедуре банкротства. Вознаграждение АУ при этом выплачивается заявителем, а затем возмещается из средств конкурсной массы, и только после всех прочих расчетов по проведению процедуры. Однако финансовый управляющий может вступить в процедуру в любой момент и по ходатайству кредитора-участника. Тогда платить за услуги будет кредитор, рискуя не получить возмещение.

    Отмена обязательного участия АУ в процедуре снижает затраты на банкротство. Но стоит отметить, что даже если должник прибегнет к услугам управляющего, стоимость процедуры для должника будет существенно меньше за счет «урезания» процедуры.

    Процедура банкротства станет короче и проще

    Упрощенный порядок не предполагает реструктуризацию долгов (абз.2 п.2. ст. 223.2 Проекта), в процедуре банкротства не будут проводиться собрания кредиторов, а финансовый анализ и выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства перестанут быть обязательными (подп. 2, подп. 4, п. 4 ст. 223.5 Проекта).

    Заявить о банкротстве в упрощенном порядке может только сам должник (п.1 ст. 223.3 Проекта). Для этого достаточно составить заявление и приложить к нему необходимый пакет документов, включаяинформацию о счетах и имуществе исписок всех кредиторов. Если денег, вкладов и имущества нет,должник должен декларировать это в заявлении о признании банкротом, подтверждающие документы при этом представлять необязательно (абз. 11, ст. 223.3 Проекта).

    Имущество банкрот также должен реализовать самостоятельно и представить соответствующий отчет.

    Слишком много свободы

    К чему приведет такие лояльные условия вкупе с полной свободой действий должника и отсутствием обязательного контроля, пока не ясно. Предполагается, что гражданин должен действовать разумно и добросовестно в интересах кредиторов (п.2 ст. 223.5 Проекта), сообщать о поступлении доходов и имущества в собственность. Разумеется, в условиях «самоконтроля» нельзя всецело уповать на добросовестность граждан и исключить случаи сокрытия доходов и имущества.

    Можно предположить, что законодатель отчасти подстраховывается от злоупотреблений повышенными входными требованиями к заявителю. Так, для того, чтобы заявление удовлетворили, нужно соответствовать ряду критериев одновременно (п.1, ст. 223.2 Проекта). Гражданин должен иметь общий размер денежных обязательств и обязанностей в диапазоне от 50 000 до 700000 рублей включительно. В течение полугода до подачи заявления о банкротстве должно возникнуть не более 25% основной суммы долга, а доход физлица за вычетом удержанных налогов не должен превышать в среднем 50000 рублей в месяц. Кроме того, число кредиторов не может превышать 10 (без учета долгов по обязательным платежам). В течение года до подачи заявления о банкротстве, должник не должен дарить имущество, общая стоимость которого превышает 200000 рублей и продавать имущество стоимостью более 2 миллионов рублей (исключение – сделки по законному отчуждению залогового имущества). У него не должно быть непогашенной судимости по экономическим статьям, а с момента предыдущего банкротства пройти не менее 10 лет для упрощенной процедуры и не менее 5 лет для полной процедуры.

    Но по большому счету, новый закон перекладывает задачи контроля процедуры и проверки действительного финансового состояния должника на его заинтересованных в получении положенных денег кредиторов. Так, кредиторам предоставлено право подавать заявление о признании должника банкротом в общем порядке с момента опубликования должником сведений о намерении заявить о банкротстве в упрощенном порядке (п.7 ст.223.3. Проекта). При этом допустимо иметь «непросуженные» и неподтвержденные уполномоченным органом требования. Кредиторы могут заявлять ходатайства об отмене банкротства в упрощенном порядке и переводе его в стандартное поле, оспаривать сделки должника, ходатайствовать о продаже имущества на торгах и выбирать организатора торгов (п.8 Статья 223.5 Проекта). И все это с условием – на кредитора возлагается обязанность нести соответствующие расходы.

    бесплатный доступ
    Запись семинара
    «Банкротство юридических лиц»

    Станет ли банкротство доступным для граждан

    Оставив «за бортом» упрощенного банкротства арбитражных управляющих, законодатель освободил физических лиц от чрезмерной финансовой нагрузки, связанной с оплатой обязательного сопровождения банкротства, но нагрузил их «процессуально». И если со сбором документов и оформлением заявлений граждане в силах справиться самостоятельно или с помощью консультантов МФЦ, то защищать свои интересы в столкновениях с кредиторами вряд ли получится без квалифицированной юридической помощи. Но будет ли дешевле помощь юриста?..

    Адвокаты предлагают бесплатную помощь, работая за госсчет

    Федеральная палата адвокатов РФ (ФПА) выразила правовую позицию, направив в Минэкономики предложение внести в Проект изменения, ограничив круг возможных представителей граждан-должников в рамках упрощенной процедуры банкротства адвокатами и арбитражными управляющими, а судебное представительство полностью передать адвокатам. Адвокатскую помощь предлагается сделать бесплатной для граждан.

    Будут ли внесены в Проект соответствующие поправки, сказать сложно. Только в чем смысл оплачивать за госсчет работу адвокатов, имеющих минимальный опыт в банкротных процедурах, за счет государства, если тот же принцип можно применить в отношении арбитражных управляющих.

    Когда заработает закон

    Когда и в каком виде заработает закон об упрощенном банкротстве, сказать сложно. За два года проект несколько раз направлялся в Правительство и возвращался на доработку. Вполне вероятно, в проект еще будут внесены правки, хотя бы потому, что в том виде, в котором есть, он крайне не выгоден банкам и потенциально вреден для кредиторов чрезмерной, непосильной и искушающей (?) свободой действий.

    Добавить
    Редактор, автор юридических статей
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    Сама упрощённая процедура банкротства физиков нужно. Но в описанном виде поправки популистские и продолжниковские. Кроме того, видно адвокатское лобби. Непонятно, почему другие юриста, не являющиеся адвокатами, при этом занимающиеся банкротствами, будут лишены права быть представителями?

    В таком виде объявить себя банкротом станет ещё проще и выгоднее, чем платит. Для экономики и гражданско оборота это не есть хорошо.

    Ведь если у тебя нет денег на банкротство, то, значит, с тебя и взять нечего. Поэтому таким должникам и волноваться особо не нужно из-за приставов.

    Кроме того, мне как налогоплательщику не ясно, почему я должен оплачивать из своего кошелька банкротство таких физиков, если ещё по сути плачу из своего кошелька при размещении средств или добросовестной оплате кредитов издержки банков, в связи с вот такими должниками?
    11 февраля 2018 в 21:101
    Андрей, спасибо за комментарий. Палата лишь внесла предложение, это не значит, что будет оно будет принято. Желание пролоббировать адвокатским сообщестом свои интересы вполне понятно, и они могут претендовать на оплату из бюджета как госзащитники. Денег же на юриста у должника чаще нет, поэтому и спроса на услуги независимых представителей и без того скорее не будет.Вы же как налогоплательщик, не будете платить больше налогов, а как распределяет деньги государство, сложно контролировать. Плюс-минус еще одна статья расходов... где-то прибыло, где-то убыло, вы же продолжаете платить налоги по тем же ставкам. Но как принципиальная позиция, ваше мнение вполне обоснованно.
    11 февраля 2018 в 21:56

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом