Добрый день, коллеги!
Основной целью любого бизнеса является увеличение прибыли и снижение затрат, в которые включаются и расходы по уплате налогов. С этой целью бизнес прибегает к различным схемам оптимизации налоговой нагрузки, в первую очередь по самым «дорогим» налогам – НДС и налог на прибыль.
Способов оптимизации НДС существует множество, однако, сегодня уже не все из них безопасны и применимы на практике. Налоговые органы для увеличения собираемости налогов совершенствуются и выпускают инструкции и методические рекомендации по выявлению самых распространенных схем оптимизации НДС (уклонения от уплаты, занижение налоговой базы, получение необоснованных налоговых вычетов и др.). Более того, большинство способов оптимизации НДС признаны налоговиками «вне закона».
К самым распространённым схемам оптимизации, применяемым на практике, и уже известным налоговым органам относятся следующие:
1. Заявление налогоплательщиком вычетов по одной счет-фактуре в разных налоговых периодах либо заявление в налоговой отчётности за текущий налоговый период вычетов по счетам-фактурам, выписанным более трёх лет назад.
С введением с 1 января 2015 года обязанности по представлению декларации по НДС только в электронной форме – применение данных схем становится невозможным. С момента приема декларации по НДС происходит автоматизированный учет и сопоставление записей в декларациях у продавца и покупателя, что позволяет налоговикам выявлять расхождения и разрывы в данных деклараций, в том числе и для выявления применения указанных выше схем.
2. Использование в хозяйственной деятельности в качестве посредников/контрагентов так называемых «фирм-однодневок».
Является самым распространенным и давно известным способом оптимизации для налоговых органов. Схемы оптимизации с использованием подобных организаций были приведены более десяти лет назад – Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Основные признаки использования данной схемы: взаимосвязанность контрагентов, создание фиктивного документооборота, отсутствие реальности исполнения обязательств по договору, осуществление транзитного характера расчетов с использованием обналичивания денежных средств путем их перевода на счета физических лиц или ИП, в настоящее время широко известны и легко выявляются налоговыми органами в рамках проведения мероприятий налогового контроля.
Кроме того, существует обширная судебная практика, которая описывает подобные схемы уклонения от уплаты налогов, а с августа 2017 года введена в действие еще и ст. 54.1. НК РФ, законодательно закрепившая положения наработанной судебной практики.
Таким образом, применение данного способа является в целом незаконным, а также наиболее рискованным и опасным для бизнеса, грозящим, в случае выявления, привлечением к ответственности вплоть до уголовной.
3. Неправомерное использование льготы по уплате НДС с помощью привлечения организации инвалидов, а также аутсорсинга персонала (п. 4 Приложения № 6 Приказа ФНС N ММ-3-06/333@).
При данном способе налогоплательщик искусственно создает условия для использования налоговой льготы, при фактическом выполнении работ силами привлеченного персонала, не учитываемого при определении среднесписочной численности работников.
4. Проведение части расчетов по договору с использованием штрафных санкций: способ состоит в снижении центы товара на сумму штрафных санкций при нарушении со стороны контрагента, не облагаемых НДС.
При этом, по общему правилу при осуществлении подобных сделок налоговый орган проверяет условия договора на предмет их реального выполнения. Если в результате будет установлено, что полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании ст. 162 НК РФ (Письмо Минфина России от 04.03.2013 № 03-07-15/6333).
13 июля 2017 года Минфин и ФНС России выпустили Письмо № ЕД-4-2/13650@ с методическими рекомендациями для территориальных налоговых органов по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов) (далее – Методические рекомендации), в котором также приведены несколько способов оптимизации, применение которых расценивается налоговым органом как уклонение от уплаты налогов:
Вывод: большинство используемых популярных схем по оптимизации НДС в настоящее время «вне закона». Использование их при ведении бизнеса является рискованным и грозит доначислением налога, пени и штрафа, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.
Незнание законов не освобождает от ответственности. Берегите себя.