Налоговые проверки. Критерии и порядок проведения «От Минфина».

  • 23 октября 2012 в 11:03
  • 5.8К
  • 3
  • 3

    В мае 2012 г. Минфин России разработал проект приказа «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы исполнения государственной функции контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации»

    Текст проекта Приказа - на сайте Минэкономразвития России.

    Из заключения МЭР на проект регламента:

    "Полагаем, что предлагаемое проектом акта регулирование может затронуть интересы по крайней мере 3,8 млн. коммерческих организаций, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (использованы данные ФНС России по состоянию на 1 марта 2012 г.).

    По информации ФНС России, по итогам за 2011 г. осуществлено 36 361,0 тыс. камеральных проверок и 67,3 тыс. выездных проверок. По результатам проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах в бюджетную систему Российской Федерации начислено платежей в сумме 342,1 млрд. рублей, в том числе по результатам камеральных проверок 53,9 млрд. рублей и по результатам выездных проверок 288,2 млрд. рублей."

    Согласно предлагаемому к утверждению регламенту определены и структурированы действия, а также даны четкие рекомендации Налоговым органам по осуществлению функций налогового контроля (порядку проведения проверок юридических и физических лиц).

    Cфера регулирования налоговых правоотношений, утверждаемого регламента, определена в разделе III регламента:

    Состав административных процедур:

    41. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

    1) контроль вне налоговых проверок за соблюдением установленных сроков представления налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности, иных документов (сведений), предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    2) проведение камеральных налоговых проверок;

    3) проведение выездных налоговых проверок (повторных выездных налоговых проверок);

    4) проведение мероприятий налогового контроля, связанных с камеральными и выездными налоговыми проверками;

    5) проведение мероприятий налогового контроля вне налоговых проверок;

    6) контроль за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом;

    7) контроль за исполнением местными администрациями и организациями федеральной почтовой связи обязанностей, установленных Кодексом;

    8) контроль за исполнением органами, организациями и должностными лицами, указанными в подпункте 5 пункта 8 настоящего Административного регламента, обязанностей, установленных статьями 85, ЗЗЗ6, ЗЗЗ42,362, 375,396 и другими положениями Кодекса.

    По сути Регламент является «пошаговой инструкцией» для налоговиков по процессу сбора информации, анализа, а в последующем - выявления и проверки налогоплательщиков, которые нарушают налоговое законодательство или предположительно могут быть уличены в нарушении.

    Установлена четкая последовательность действий Налоговых органов при мероприятиях налогового контроля. Утверждаются требования к поэтапным действиям налоговиков при подготовке к проверкам, выявлению нарушений, принятию решений по результатам выявленных нарушений.

    Определены критерии отбора налогоплательщиков и порядка включения в план проведения выездных налоговых проверок, в том числе установлены приоритеты проведения таковых в отношении лиц, которые «подозреваются» в нарушениях налогового законодательства.

    Таким образом, Минфин «обобщил» разрозненные собственные разъяснения и разъяснения ФНС России о налоговом контроле, представил в Регламенте некоторые положения внутренних документов Налоговых органов, касающихся «установок» по проверкам.

    Регламент, в случае его утверждения, дает возможность налоговым органам и налогоплательщикам пройти мероприятия налогового контроля намного более «структурировано» - в рамках критериев, определяемых НПА – и, не отклоняясь (что нередко на сегодняшний день происходит) от процедур.

    На каждый «шаг» налоговых органов при проверке, выходящий за рамки налогового законодательства можно будет ответить: «Регламентом не предусмотрено»…

    Тем не менее, Проект Регламента уже долгое время находится на межведомственном согласовании.

    Минэкономразвития России в июне вынесло Заключение на Проект, в котором предъявило ряд замечаний к Регламенту. Большинство замечаний носит «технический» характер и могут быть устранены без изменения структуры и содержания проекта, но есть и принципиальные моменты на которых заостряется внимание.

    Одним из основных замечаний МЭР к Проекту Регламента стало несоответствие формулировок пункта 82 Регламента положениям ст. 106, 108 Налогового кодекса России.

    Так согласно указанного пункта

    «приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те лица, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах незаконной минимизации сумм налогов, и (или) результаты проведенного анализа их финансово-хозяйственной деятельности позволяют предполагать совершение лицами налоговых правонарушений».

    Данное положение Регламента противоречит принципу презумпции невиновности налогоплательщиков в совершении налоговых правонарушений, закрепленному ст. 108 НК РФ.

    Само по себе «предположение» о совершении налогоплательщиками налоговых правонарушений (даже основанное на данных предпроверочного анализа) не может являться основанием для проведения «приоритетных», а тем более - внеплановых проверок.

    Кроме этого, в регламенте отсутствуют положения о порядке представления налогоплательщиком письменных возражений на акт налоговой проверки и документов в обоснование данных возражений.

    Несмотря на наличие замечаний в ближайшее время Регламент будет, скорее всего, доработан и принят. МЭР по результатам экспертизы Проекта приходит к выводу:

    «На основании изложенного следует заключить, что при условии устранения отмеченных в настоящем Заключении недостатков, проект акта не приведет к введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности, возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Так в итоге его приняли, приказ этот ?

    На каждый «шаг» налоговых органов при проверке, выходящий за рамки налогового законодательства можно будет ответить: «Регламентом не предусмотрено»…

    Вежливый посыл... :)

    23 октября 2012 в 11:09

    Фирмодел, Пока не приняли... Ждемс... Жаль здесь нельзя смайлики вставить.

    На сайте ФНС можно посмотреть какие функции ФНС уже "регламентированы" Минфином

    23 октября 2012 в 11:241

    Осилила весь текст регламента. С огромной радостью обнаружила пункт 48:

    «Приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках и переводов его денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган».

    Интересно, насколько вообще реально этого добиться и какой будет ответственность за неисполнение этого пункта регламента. Пункт 158 (об ответственности) этого не раскрывает, так что наверное ответственности никакой и не будет )) .

    А пока на практике вот так.

    1 ноября 2012 в 14:28

    Прямой эфир

    ooz20 сентября 2024 в 19:02
    Новые правила аккредитации иностранных представительств и филиалов в 2015 году: продолжение