арбитражный управляющий
Посты
1
Лайки
1

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

  • 23 июля 2018 в 9:29
  • 13.5К
  • 1
  • 1

    Банкротство субъектов естественных монополий регулируется гл. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ.

    Под субъектом естественной монополии в деле о банкротстве понимается организация,осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

    Решение об удовлетворении заявления о банкротстве организации, являющейся субъектом естественной монополии, принимает Арбитражный суд с учетом требований к таким организациям:

    1. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если обязательства не исполнены в течение 6 (шести) месяцев;
    2. Задолженность субъекта естественной монополии должна составлять не менее 1 (одного) миллиона рублей, при этом задолженность должна быть подтверждена исполнительным документом в рамках исполнительного производства, а также требования кредиторов не удовлетворены в полном объеме путем реализации имущества организации.

    При отнесении организации к субъекту естественной монополии суд руководствуется ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ и сведениями, содержащимися в реестре субъектов естественных монополий Федеральной антимонопольной службы РФ.

    Вопрос о включении/исключении организаций в реестр субъектов естественных монополий относится к ведению ФАС РФ, организации имеют право обратиться с заявлением об исключении из реестра.

    Согласно сложившейся судебной практике сам факт не включения в реестр субъектов не может служить доказательством того, что организация не является естественной монополией. 15 Арбитражный апелляционный суд в Постановлении по делу А32-4533/2012 разъяснил ситуацию следующим образом: «В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Закона под субъектом естественной монополии для целей настоящего Закона понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ „О естественных монополиях“ естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
    Согласно статье 4 Закона N 147-ФЗ оказание услуг по передаче тепловой энергии, а также водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры являются сферами деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, исходя из норм Закона N147-ФЗ основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии. Факт не включения должника в реестр естественных монополий сам по себе не свидетельствует об отсутствии у должника статуса субъекта естественной монополии».

    Также важной особенностью дел о банкротстве организаций—субъектов естественных монополий является обязательное участие в деле федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба РФ.

    Так как субъект естественной монополии осуществляет важные функции в отношении потребителей, существуют особые правила ведения внешнего управления при банкротстве таких организаций. На основании ст. 200 127-ФЗ не допускается прекращение исполнения обязательств организации перед потребителями. Также внешний управляющий не может отчуждать и выставлять на торги имущество организации, входящее в единый технологический комплекс.

    Стоит отметить особенности продажи имущества банкрота—субъекта естественной монополии. Покупатель такого имущества несет дополнительные обременения, связанные с особым статусом банкрота, а именно:

    • покупатель принимает на себя обязательства по договорам поставки предприятия-банкрота, обязуется обеспечить доступность оказываемых работ и/или предоставляемых услуг;
    • покупатель обязан иметь соответствующую лицензию.
    бесплатный доступ
    Запись семинара
    «Банкротство физических лиц.
    Решаем проблемы должника и кредитора»

    Таким образом, банкротство организаций-субъектов естественных монополий, имеет ряд особенностей, обоснованных наличием особых обременений. Вместе с тем, для кредиторов таких организаций возникает, на мой взгляд, много препятствий для реализации своих прав на взыскание долга. По сложившийся судебной практике суды отказывают кредиторам таких организаций в удовлетворении заявления на банкротство пока не будет проведено исполнительное производство, розыск и реализация имеющегося имущества организации. Однако, стоит понимать, что выполнение данного требования может занимать очень длительное время, месяцы и годы, что ставит кредитора в ситуацию невозможности взыскания долга через банкротство. По моему мнению, законодателю стоит уделить внимание данному вопросу с точки зрения расширения возможностей удовлетворения требований кредиторов субъектов естественных монополий.

    Добавить
    арбитражный управляющий
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Добрый день, с процедурой банкротства субъекта естественной монополии понятно, спасибо за статью.

     Мой вопрос касается добровольной ликвидации субъекта естественной монополии, ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ не содержат обязанности субъекта естественных монополий уведомлять ФАС о предстоящей ликвидации,  ст.14 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ указывает на особое требование только в отношении ликвидации органов управления субъекта естественной монополии. Вопрос, субъект естественной монополии ликвидируется в общем порядке (ст.61 – 64.1 ГК)? Или все же есть «особый порядок»,  который нужно предусмотреть, как направление заявление в ФАС об исключении предприятия из реестра или уведомление о начале процедуры ликвидации? 

    5 января 2019 в 13:26

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом