Посты
1
Лайки
12

Внимание: Коронавирус и форс-мажор

  • 18 марта 2020 в 10:57
  • 7009
  • 12
  • 11

    Всем добрый день! 

    Коллеги, сегодня во время ожидания судебного заседания в Арбитражном суде Московской области адвокаты активно обсуждали тему форс-мажора применительно к известной сложившейся ситуации с коронавирусом в Москве.

    Поводом к обсуждению послужил Указ Мэра Москвы от 14 марта 2020 года «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ [1], в пункте 1.6 которого открыто указывается о наступлении форс-мажора как «обстоятельство повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».  Актуальную тему сразу подхватило бизнес сообщество. В Коммерсанте вышла публикация «Вирус кредит не обнулит. Как коронавирус повлияет на договоренности и соглашения»[2]. В ней практикующие юристы, адвокаты высказывают различные мнения о правовых последствиях «объявленного режима повышенной готовности в качестве обстоятельства непреодолимой силы»[3], высказаны мнения о возможности применения обстоятельств непреодлимой силы в настоящих условиях в области финансов и кредита, туристического бизнеса, оплаты коммунальных услуг.

    Так ли это на самом деле и какое в действительности правовое значение, и практические последствия для хозяйствующих субъектов и граждан имеет указ мэра в части объявления форс-мажора попробуем разобраться в настоящей статье.

    Действующее законодательство не содержит развернутой дефиниции понятия «непреодолимой силы». Признаки непреодолимой силы определены в статьях 401 и 202 Гражданского Кодекса Российской Федерации, к которым относится обстоятельство чрезвычайное и непреодолимое при данных условиях обстоятельство, но указывает на апофатические свойства обстоятельства   непреодолимой силы, то есть те обстоятельства, которые закон не относит к форс-мажору. К ним относятся нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. За рамками закона остается основания возникновения, интенсивность воздействия, область воздействия, и другие заслуживающие внимания сопутствующие обстоятельства, которые имеют значения для квалификации данного обстоятельства как обстоятельства непреодолимой силы. Видимо, именно скудность законодательной формулировки обстоятельства непреодолимой силы послужило основанием для принятия Торгово-промышленной палатой РФ "Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)" (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14), размещенного на сайте Торгово-промышленной палаты РФ»[4]. Это положение отчасти восполняет понятие «непреодолимой силы» Гражданского Кодекса Российской Федерации, в пункте 1.3 дается более развернутое определение обстоятельств непреодолимой силы под которым понимается  чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта). Также содержится примерный перечень таких обстоятельств (стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства).

    Торгово-промышленная палата выдает сертификаты о форс-мажоре – документ, удостоверяющий, наступление непреодолимого обстоятельства, но во внутреннем хозяйственном обороте документы палаты суды не принимают во внимание, ссылаясь на то, что сертификат ТПП России не применим во правоотношениях, поскольку договор между сторонами спора не является внешнеторговой сделкой, а ТПП России может удостоверять обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) только в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации. [5] Поэтому положение ТТП России о форс-мажоре во внутренне государственном обороте имеет только доктринальное значение.

    Правовые последствия обстоятельства форс-мажора сводятся к освобождению от ответственности за неисполнение принятых на себя обязательств и праву на отказ (расторжение) от договора. При применении обстоятельств форс-мажора следует помнить, что в гражданском праве действует четырех элементный состав как основание юридической ответственности (субъект причинения вреда, противоправное поведение, виновность, ущерб), причем особенностью гражданско-правовой ответственности является презумпция виновности нарушителя договорных обязательств, иногда ее называют презумпцией ответственности, закрепленная в части 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». Вина при презумпции не доказывается обычным, ординарным путем через представления доказательств, а предполагается при наличии условий, предусмотренных в законе. Представляется наиболее удачным определение правовой презумпции в понимании Б.А.Булаевского.  Он понимает презумпцию как закрепленную в правовой норме, основанную на предположении возможного модель правового явления (юридического факта, правоотношения и др), применяемая в регулировании общественных отношений при наличии определенных правовой нормой условий, за исключением случаев, когда будут доказаны обстоятельства, указывающие на невозможность использования такой модели» [6].  Применительно гражданско-правовой ответственности это означает, что презумпция (законодательное предположение) вины является правовой моделью, которая применяется при наличии условия – факта нарушения обязательства, а обстоятельством, указывающим на невозможность применения презумпции вины, являются обстоятельства непреодолимой силы.  Обстоятельства форс мажора не применяются автоматически. Лицу, заявившему требование о применении ответственности достаточно доказать наличие нарушения, тогда вина нарушителя будет предполагаться и в дополнительном доказательстве не нуждается, а вот для ее опровержения сторона, нарушившая обязательство должна представить доказательства обстоятельства форс-мажора как частного случая отсутствия вины.  

    Вернемся теперь к положениям Указа Мэра Москвы от 14 марта 2020 года. На наш взгляд к гражданско-правовым отношениям он имеет только гипотетическое отношение, поскольку не раскрывает порядок, условия и сферу применения обстоятельств о форс-мажоре в гражданско-правовых отношениях. Из его текста вообще неясно что считать форс-мажором: обстоятельство коронавируса, факт его распространения или режим повышенной готовности, поэтому, наверное, не стоит рассчитывать на его непосредственное применение в области гражданских правоотношений. Гораздо практичнее остаются правовые позиции по вопросу обстоятельств непреодолимой силы, сформулированные в пунктах 8 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", именно ими и будут руководствоваться суды при разрешении споров с применением норм о форс-мажоре.

    Полагаем, что с учетом вышеназванных позиций при текущей ситуации положения о форс-мажоре вполне применимы к любым отношениям от кредита до строительства и коммуналки

    Что касается непосредственно указа, то он и не претендует на регулирование гражданско-правовых отношений, поскольку прямо указывает на введение режима повышенной готовности и в этой связи следует обратить внимание не на обстоятельства непреодолимой силы как возможное основание освобождения от гражданско-правовой ответственности, а на те ограничения, которые могут быть введены на основании пункта 10 статьи Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального закона № 64-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ответственности за его нарушение.

    _______________________________

    [1] Сайт мэра Москвы

    [2]  https://www.kommersant.ru/doc/4290845

    [3] Там же

    [4] https://uslugi.tpprf.ru/ru/services/32772/

    [5] Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2019 N 10АП-166/2019 по делу N А41-45030/18

    [6] Б.А.Булаевский «Презумпции как средства правовой охраны интересов участников гражданских правоотношений.монография.М.2017 С.26

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    Банки, родимые, у нас со всех сторон защищены. Это клиенты/заемщики - злодеи, не имеющие права на ошибку. Судиться с гадами, если карантины затянутся и приведут к финансовым трудностям.
    18 марта 2020 в 11:033
    да по любому нужно судиться, я посмотрел публикации, все в защиту банков, а с чего они Д Артьяны то ? Если человека вдруг работы лишили, как он ихний кредит отдаст ?! Уверен, что появится обобщенная практика, потому что ситуация острая и добросовестные пострадают, конечно, ну и найдутся недобросовестные, которые воспользуются ситуацией и отфильтровать их как-то нужно
    18 марта 2020 в 13:502
    Весьма актуальная статья. 


    19 марта 2020 в 12:10
    Добрый день, вопрос такого плана в связи с Постановлением Губернатора МО №115-ПГ от 13.03.2020г. Ребенок посещает частный детский сад и сейчас не ходит по желанию родителей, договором не предусмотрено форс-мажора, оплата производится авансом за следующий месяц. Вправе ли родители ссылаясь на ст.401 ГК РФ на период действия повышенной готовности не оплачивать услуги детского сада?
    24 марта 2020 в 11:00
    Здравствуйте, Павел. Видимо, речь идет о пункте 9.2 Постановления, в котором руководителям негосудрарственных образовательных учреждений предписывается разрешить посещение несовершеннолетних по желанию родителей. Думаю, что вы вправе не оплачивать услуги детского сада, но даже не со сслыкой на ст.401 ГК РФ, а на основании того, что вы этой услугой не пользовались, поэтому оплачивать ее не должны, а не пользовались вы этой услугой как раз правомерно. Если бы вы пользовались услугой, но оплатить не смогли по причинам ст. 401 ГК РФ, то от неустойки (как вида ответственноти) можно было бы просить освобождение.В вашей ситуации, исходя из интересов ваших и ребенка, я бы рекомендовал вам все таки оплатить, чтобы не создавать конфликтную ситуацию, грозящую отчислением за неуплату, а по окончании пользования услугой ( дошкольным образованием) взыскать этот месяц на основании норм о необоснованном обогащении, закона об образовании, о защите прав потребителей
    24 марта 2020 в 17:511
    Очень занимательная статья, спасибоОт себя добавлю, если руководствоваться нашим Законодательством, то обращаясь к п. 1. ст. 401 ГК РФ, мы видим, что он носит диспозитивный характер, а, следовательно, Стороны вправе договором или соглашением к нему, предусмотреть риски и сделать себе юр. оговоркуНапример:В случае введения режима повышенной готовности, который может быть введен органами государственной власти на основании пункта 10 статьи Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального закона № 64-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ответственности за его нарушение, Стороны договорились, что вышеуказанный режим может быть основанием освобождения от гражданско-правовой ответственности по Договору, если Стороной по Договору будет доказан факт, что режим повышенной готовности каким-либо способом препятствовал надлежащему исполнению условий Договора одной из Сторон.Понятное дело, что мало кто захочет сейчас делать изменения к уже заключенным договорам, но, думаю, что  в новых Договорах стоит всё же предусмотреть текущую ситуацию
    1 апреля 2020 в 15:53
    Дополнение к комментарию
    Дополнение к вышенаписанному пункту  При этом, Стороны обязуются любые спорные вопросы и/или разногласия, связанные с исполнением Договора в период действия режима повышенной готовности, разрешать путем переговоров между Сторонами и только в письменном виде.

    1 апреля 2020 в 15:54
    Здравствуйте, мне кажется, что настоящая ситуация нуждается в серьезном осмыслении и важно не забыть ход развития событий, чтобы скорретировать положения договоров с учетом начала развития ситуации и важно найти баланс конкретизации и обобщения, нужно предполагать, что в будущем ситуации подобные ситуации могут развиваться по тому же или несколько другому сценарию. Скажем, не будет режима повышенной готовности, а сразу правительство примет режим ЧС. С уваженмем, Хомяков
    1 апреля 2020 в 18:07
    Как раз режим ЧС не вызывает споров, так как он является документом, а именно указом президента. Статья 4 Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении"
    1 апреля 2020 в 18:30
    И в случае введения режима ЧС, форс-мажор как раз действует. Согласен, что ситуация беспрецедентная, но всё же более прозрачная в отношении действующего Законодательства РФ, чего не скажешь о текущей ситуации. То, что я предложил - это лишь сжатая информация, предоставленная Вами, для случаев, когда ни одна из Сторон не уверена в завтрашнем дне. Пользоваться юр. оговорками или нет, законны они или будет другая судебная практика, пока не известно, но я бы рекомендовал Сторонам в договоре её предусмотреть. Тем более, как я уже писал выше, ст. 401 ГК РФ имеет диспозитивный характер, а, следовательно Стороны вольны в формулировка. Главное, чтобы они не шли вразрез с текущим Законодательством РФ
    1 апреля 2020 в 18:36
    Думаю, что в статью пора добавить информацию, которая сегодня поступила из Кремля. Неоплату арендных платежей уже 100% можно рассматривать, как форс-мажор
    1 апреля 2020 в 19:12

    Прямой эфир

    OLEG CHEMODANOV46 минут назад
    С 15 июня открываются ИФНС для приема граждан. По предварительной записи
    Письмо Минюста от 13.03.2020 — новый взгляд на удостоверение решений единственного участника