Открывает россиянин бутылку водки «Путинка». Оттуда вылетает джинн-Путин и говорит: «Я пообещаю тебе все, чего ни пожелаешь!», — анекдот из десятых вместо эпиграфа.
Буквально сразу после начала «спецоперации», как сообщил ТАСС Президент РФ В.В. Путин заверил бизнес, что предпринимателям, работающим в стране, будет обеспечена большая свобода:
«Со стороны правительства, власти в самом широком смысле слова, конечно, задачу вижу в том, чтобы обеспечить вам условия хорошие, обеспечить больше свободы», — сказал Путин на встрече с представителями российских деловых кругов.
У меня же, как сознательного гражданина, словам Президента оснований не доверять нет. И это правда, вот только обещания Гаранта Конституции имеют довольно интересное свойство: для трудящихся они, почему-то, или не выполняются (например, относительно того, что пенсионный возраст повышаться не будет):
«Отработал, в "деревянный макинтош" – и поехал, что ли? Это невозможно», — Президент во время Прямой линии, 16.04.2015 г.
«Прошу отнестись с пониманием!», — Президент во время телеобращения к россиянам, 29.08.2018 г.
или выполняются с трудом, как, например, пресловутые «Майские указы». Зато для крупного бизнеса — сбываются практически сразу. И, сбыча мечт действительно не заставила себя ждать.
Один из примеров — взаимоотношения между девелоперами-застройщиками и дольщиками – физическими лицами, возникающие из договора долевого участия в строительстве (ДДУ) на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Любой человек или семья, задумавшаяся о приобретении новой квартиры, сталкивается с этим законом (и особенностями его применения) не понаслышке.
В конце марта 2022 как гром среди ясного неба на самом деле – нет были опубликованы два Постановления Правительства РФ, принципиально меняющие сложившиеся за почти 15 лет взаимоотношения на рынке жилья:
А вообще, с какой стати постановления Правительства РФ вдруг ограничивают или отменяют действие федерального закона? Любой студент юрфака, прослушав курс Конституционное право (КП) и узнав поподробнее про принцип разделения властей на три ветви (законодательная, исполнительная и судебная), уверенно скажет, что нормативно-правовые акты, принятые в форме федеральных законов, имеют однозначный приоритет над нормативно-правовыми актами Правительства РФ (орган исполнительной власти). Но не тут-то было! Относительно не замеченным в СМИ прошло принятие архиважного документа Федеральным собранием и подписание его Президентом, а именно, Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Достаточно скромное название для того массива поправок, которое он вводит. Изменений много, вносятся они в различные законы, и всего его значения я, не работая с остальным объемом, даже не могу оценить. Так что пройдемся по тем «новшествам», которые Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ вносит в отношения, касающиеся ДДУ.
П.п. 4-7 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие:
Под неброским термином «особенности» понимается прямая отмена, приостановка или изменение нормативно-правовым актом органа исполнительной власти норм действующего федерального законодательства! То есть в 2022 году мы вошли не просто в период «указного права», как было в 2021 (указы о короновирусе, «нерабочих днях» и т.п.), а уже в «постановленческое право», когда Президент не забивает голову всякими мелочами, а делегирует это Правительству. А что же с юридическим механизмом, задачами и принципами, всем тем, чему студентов юрфака учат на конституционном и административном праве, теории государства и права? А ничего, просто примем федеральный закон, по которому это все теперь делать можно Правительству РФ, и никакой вам коллизии правовых норм, ни реальной, ни мнимой. Фить-ха! То есть, следим за руками: то, что раньше было незаконным, Федеральное собрание просто берет, принимает очередной закон, и делает законным.
Рассматривать постановления Правительства от 23.03.22 г. № 442 и от 26.03.2022 № 479 имеет смысл в совокупности, так как оба теснейшим образом связаны с регулированием взаимоотношений: дольщик – застройщик. Ниже изложены основные моменты, мягко говоря, ухудшающие положение дольщика как стороны правоотношения (по сравнению с тем, что было).
Постановление Правительства РФ от 23.03.22 г. № 442, в основном, касается правил приемки готового жилья:
1) вместо того, чтобы направлять сообщение о готовности объекта строительства к передаче по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении по указанному участником ДДУ почтовому адресу, или вручать лично под расписку (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ), достаточно будет направить сообщение по электронной почте в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭЦП по e-mail, указанному в ДДУ, соответственно, сбой работы сервера, попадание письма в спам – сфера ответственности дольщика;
2) устанавливается перечень требований к приемке объекта, в зависимости от того, выявлены или нет существенные нарушения:
3) установлены дополнительные требования к специалисту, т.е. лицу, обладающему специальными познаниями и необходимой квалификацией для оказания дольщику услуг по приемке:
4) при выявлении существенных недостатков дольщик может потребовать только безвозмездного устранения недостатков, либо отказаться от договора во внесудебном порядке и потребовать уплаты процентов за пользование денежными средствами в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, причем выбрать вместо этого соразмерное уменьшение цены или компенсацию своих расходов согласно ст. 7 указанного закона он больше не может;
5) обычные недостатки должны быть безвозмездно устранены застройщиком в течение 60 календарных дней с момента подписания сторонами передаточного акта по требованию дольщика, существенные — в срок не позднее 60 календарных дней с момента подписания сторонами акта осмотра с участием специалиста, при том, что ранее застройщик должен был устранить недостатки в разумный срок, но не более чем в 45 дней (ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее — ЗоЗПП);
6) только по прошествии указанного выше срока (в 60 календарных дней) на устранение недостатков дольщик может либо обратиться в суд, либо потребовать от застройщика соразмерного уменьшения цены договора, либо возмещения своих затрат на устранение недостатков;
7) если выбраны две последние опции – надо ждать еще 10 рабочих дней на то, чтобы застройщик удовлетворил требования в добровольном порядке (либо отказался от их удовлетворения), и только уже после истечения этого срока можно обращаться в суд;
8) к отношениям между дольщиком – физическим лицом и застройщиком теперь применяются исключительно положения Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, то есть, внимание — НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ нормы ЗоЗПП.
Несложно заметить, что недостатки объекта строительства поделены на:
При этом четкого определения таким недостаткам нигде в законе не дано. Хотя Федеральный закон от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ и оперирует термином «существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства», однако не раскрывает, какие именно нарушения относятся к «существенным», а какие – к несущественным. Соответственно – понимай, как хочешь, и доказывай в суде на основании экспертизы.
П. 9 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ установлено, что к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство РФ о защите прав потребителей в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом (то есть нормы ЗоЗПП). В свете норм Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 23.03.22 г. № 442 не понятно, на какой именно срок отменяется применение норм ЗоЗПП к ДДУ? Если в п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.03.22 г. № 442 четко указан срок применения внесенных изменений – с момента вступления Постановления в силу (т.е. с момента опубликования 25.03.2022 г.) по 31.12.2022 г., то в п. 2 Постановления срок действия не указан – просто отменить, и все! В ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ всего лишь указано, что Правительство РФ в 2022 году вправе принимать вышеприведенные решения, но не оговорено, распространяется ли их действие только на 2022 год (вероятно, что не только).
То есть, в текущей редакции можно допустить, что Постановление Правительства РФ ВООБЩЕ отменило применение к ДДУ норм ЗоЗПП. Если это так, то отныне:
Вышедшее буквально сразу после Постановления № 442, Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 № 479 не снижает накал страстей, а еще больше их распаляет:
1) вводится «мораторий» на взыскание неустойки, установленной ДДУ, с застройщика
2) с 29.03.2022 и по 31.12.2022 приостанавливается начисление неустойки за нарушение срока передачи квартир в новых домах
3) неустойка и штрафы, возникшие за период до 29.03.2022 г., подлежат взысканию с застройщика, но только после окончания срока моратория 01.01.2023 (соответствующие указания также были даны Федеральной службе судебных приставов (ФССП)
Схожий мораторий по отмене неустойки для застройщиков вводился и на период 2020 года – в разгар эпидемии короновируса - на основании Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 423. Законность указанного Постановления оспаривалась, однако Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) в итоге признал действующими ряд оспариваемых пунктов, отказался направлять запрос о конституционности в КС РФ (Решение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 14.10.2020 N АКПИ20-430; Апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 28.01.2021 N АПЛ20-472). Короче говоря, дольщикам показали, кто тут закон.
Возможно, настолько урезав права дольщиков, государство как-то компенсировало им это в порядке восстановления баланса интересов?
Да, с 26.03.2022 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа», внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 N 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возобновляющие механизм кредитных каникул на срок от 1 до 6 месяцев, в т.ч. по договорам ипотеки. Кредитные каникулы — льготный период, в течение которого заемщик может не вносить платежи или сократить выплаты без штрафов и других санкций от банка. Для того, чтобы ими воспользоваться, заемщик должен одновременно удовлетворять четырем критериям:
ЦБ РФ в пресс-релизе от 02.03.2022 г. также рекомендовал кредитным и микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам, жилищным накопительным кооперативам приостановить до 31.12.2022 г. процедуры принудительного выселения должников (бывших собственников и лиц, совместно с ними проживающих) из жилых помещений, на которые кредиторами ранее было обращено взыскание. То есть не «запретил», или «ввел мораторий», а рекомендовал, вы понимаете!
При том, что далеко не все дольщики являются заемщиками по ипотечным кредитам (кто-то вложил собственные, а не кредитные средства), меры поддержки выглядят куцевато. И это при том, что, как пишет РБК, по состоянию на I квартал 2022 год средняя цена квадратного метра по России составляет 132 917 рублей, средняя стоимость квадратного метра в Москве - 267 619 рублей; по данным того же РБК, ставка по ипотеке на 22.04.2022 г. в Сбербанке и ВТБ составила 16,9%.Для того, чтобы приобрести жилье (естественно, в ипотеку) в нормальном районе Москвы на не совсем уж анальных кабальных условиях, месячный доход должен составлять 250 000 – 300 000 рублей. И это при том, что, помимо платежей банку, человеку надо также как-то питаться, лечиться и отдыхать, приобретать одежду и хозтовары, пользоваться транспортом... А уж потеря работы на сколько бы то ни было длительный период обернется экзистенциальным адом.
Суммируем. За объект в новостройке-человейнике, приобретаемый по монопольно высоким ценам, отвратительного качества (за исключением, разве что, какого-то совсем заоблачного бизнес-класса), с кучей недоделок, кошмарными ставками по ипотеке, дольщик, как минимум до конца 2022 года (а там – кто его знает, возможно, и на будущие периоды) лишается возможности прижать застройщика за просрочку сдачи жилья, а также возможности выбить хоть какую-то часть потраченных денег в виде неустойки и штрафа. Безвозмездное устранение недостатков и взыскание компенсации за самостоятельное устранение дольщиком – значительно усложнены и зарегламентированы (естественно, в пользу застройщика), по сути, увеличен допретензионный срок на обращение в суд до 60 дней. Помимо этого, на практике, начиная с апреля 2022 г. районные суды возвращают исковые заявления (вместо вынесения определения об исправлении недостатков) по тем предлогам, по которым раньше не возникало никаких вопросов: например, какие-то мелкие недостатки, отсутствие ИНН застройщика, и прочее… Девелопер, в свою очередь, может уже без всяких опасений для кармана игнорировать сроки сдачи квартиры в пределах 2022 года.
Правительство РФ, спустя два с небольшим года, наконец-то выполнило чаяния девелоперов, изложенные Российским союзом строителей (РСС) в обращении к вице-премьеру В. Мутко, и пресекло недопустимый в период «спецоперации» потребительский терроризм дольщиков, в императивном порядке утвердив предложенные РСС требования, касающиеся возможности установления досудебного порядка урегулирования споров и подготовки типового порядка проведения экспертизы недостатков объекта недвижимости, что было подробно рассмотрено в одной из предыдущих статей.
А что же с пресловутым «балансом интересов»? Отношения дольщик (физическое лицо) и застройщик – это отношения В2С (business to client). Соответственно, в них отсутствует формально-правовое равенство, как между отношениями двух и более субъектов предпринимательской деятельности. Потребитель, как более слабая сторона отношений, заведомо поставлен в позицию «позитивного неравенства». В ситуации «спецоперации», санкций и экономической рецессии, государство, в любом случае, должно было кого-то «обидеть». А, поскольку после сырьевых олигархов, государственных корпораций и банковского сектора девелоперы – это самый что ни на есть крупный капитал, власти, естественно, выбрали встать на их сторону...