Каждый российский предприниматель знает: никто в бизнесе ему не поможет. Проблемы решаются самостоятельно или ты просто перестаешь существовать. Ради сохранения предприятя порой совершаешь сомнительные операции.
Налоговая служба сейчас очень популярна в правительстве. Они постоянно рапортуют о повышении сборов. Новые правила ведения учета финансовых операций, онлайн кассы, повсеместный переход на безналичные платежи. Это не тетрадка с записями, которая может случайно исчезнуть. Все это помогает отслеживать поступающие к предпринимателям деньги. Компаниям приходится считаться с этим, даже когда дела идут не очень.
Однако хорошая работа налоговой службы зависит не только от техники. Люди, сами работники порой удивляют свои рвением. Тут надо помнить, что по регионам есть негласный (полу официальный) план по сборам. Обратите внимание что активность возрастает перед большими праздниками, в конце года. Все, потому что есть премии для сотрудников, и поощрения руководителей, от вышестоящих чиновников.
Вызвать в налоговую могут по самым разным причинам. Не стоит сразу строить «план побега из страны». В большинстве случаев это формальность, мелкий недочет:
Сдали отчет на устаревшем бланке. Кто сдает на бумажных носителях видят, как бланки меняются почти каждый отчетный период. Изменения минимальные. Иногда их не заметить с первого раза. Но новый бланк – новое обозначение. Успеете вовремя поменять – отделаетесь предупреждением.
Смена собственника. В работающей компании, вдруг начинают меняться учредители. Обычно так делают при продаже или закрытии. Если новые учредители – иностранцы, сделку тормознут до выяснения обстоятельств. Т.е. пока собственник лично не придет объяснить ситуацию. Так налоговики стараются защитить от мошенников. Здесь вообще не стоит переживать.
Расхождения в документах с партнерами. Налоговики любят проверять компании цепочкой. Ведь все сдают документы. В таком случае выявить расхождение намного проще. Фактически во многих случаях, инспектор знает сколько вы должны заплатить, просто зная все ваши операции. Но вы указываете суммы меньше. Закрадывается вопрос: «почему».
Ошибки в сданных отчетах, недоплаченные суммы. Обычно налоговый инспектор, просто присылает претензию, в которой указана сумма недоимки, предложение объяснить расхождение или доплатить. Вы сами быстро к ним придете. Претензии бывают значительные.
В любой ситуации, не стоит бросать все на самотек. Это закончится для вас плохо. Даже если вы не совершали ошибок. Не сможете доказать свою правоту – просто спишут деньги со счета, возможно больше, чем было недоплачено. Поэтому идти придется. Однако лучше подготовиться.
Вам надо точно знать где, на какую сумму просчитались. В теории руководитель знает о странных движениях в компании. Но когда структура большая, выявить ошибку сложно.
Было это сделано умышленно, бухгалтер опечатался, контрагент сдал не те документы. Надо установить причину, чтоб не слушать выдвинутые теории. Подготовить аргументацию. К тому же есть шанс уладить все до похода к контролеру. Останется только принести подтверждение об оплате.
Налоговый инспектор не всегда враг для бизнесмена, но и хорошим другом, помощником его назвать не удастся. Это человек, который априори воспринимает любого коммерсанта преступником. Установка у них такая. Считать, что каждый старается уйти от налогов (насколько это сходится с реальностью, говорить не будем). Соответственно ведите себя как на встречи с потенциальным партнером. Спокойно, сдержано, говорите, по существу. Минимум личных замечаний. Даже если человек напротив вас, покажется дружелюбным – помните, он не простит вам долгов, а наоборот, выпишет штраф и перейдет к следующему.
Психологическая. В кабинете буквально чувствуется напряжение, постоянный стресс. Обстановка давит на человека. В такой ситуации, неподготовленному человеку сложно адекватно соображать. Вы просто можете сказать вроде бы правильные мысли, но не так сформулированные. В результате это будет использовано против вас. Разговоры записываются, а ваша личность удостоверена.
Юридическая. Запугать, приукрасить последствия невыполнения требований закона, ввести в заблуждение. Разговор может пойти по самым разным путям. Поэтому юрист, адвокат, хотя бы советник по финансам – будет нужен. Просто чтоб вы знали реальную картину, а не ту, что вам расскажут. К тому же так вы не подпишите ненужных соглашений, обязательств, и прочего.
Почему-то люди категорически отказываются читать документы перед подписанием. Думаете там все правильно? Лучше проверьте. Понятно, что после нескольких часов (бывает такое), хочется побыстрее оттуда уйти. На это тоже делается расчет. В документе, может быть указана не та сумма, о которой говорили, прописаны условия, о которых забыли упомянуть. Да и вообще, много чего, о чем вы не говорили. Фактически смысл текста может сильно отличаться от произнесенного в слух.
Это лучше делать везде. Много ситуаций, когда вам пригодится этот документ. Даже чтоб подтвердить сам факт сотрудничества. С другой стороны, это подтвердит достигнутые договоренности, если вдруг появятся дополнительные претензии. Документы могут потеряться, что-то допишут (скажем прямо, дела в суде говорят, что не все сотрудники честные).
Это странная вера, что повышение голоса может изменить ситуацию. Напротив. Вы сделаете только хуже. Перед вами исполнитель, работающий по приказу руководства. Не он, так другой. Вопрос надо решать системно, а не с инспектором в кабинете.
Все мы понимаем для чего людей запугивают. План по сбору налогов, при ухудшающейся ситуации в экономике, будет увеличиваться. Это означает что госслужба будет переходить к все более жестким методам. Тщательные проверки, вопросы по любым отклонениям. Штрафы за любые нарушения. Надо просто понимать, что наша реальность. Никто не считает лично вас врагом. Вы просто источник дохода.