Привет, Регфорум!
После того как был опубликован пресловутый закон о пенсионной реформе от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования", согласно которому от некогда гарантированной накопительной части пенсии (6 процентных пунктов тарифа) в пользу страховой части отщипываются 4 процентных пункта, среди граждан возник переполох.
Желая всё-таки сохранить нетронутой накопительную часть пенсионных отчислей, направлять ли её в НПФ, формировать ли инвестиционный портфель управляющей компании, или же в качестве менее, так скажем, "радикальной" альтернативы отдать эти средства под управление государственной управляющей компании (в форме, во-первых, инвестиционного портфеля государственных инвестиционных бумаг, а во-вторых, в форме т.н. "расширенного" инвестиционного портфеля - на выбор)? Или же просто "промолчать" и довольствоваться оставшимися 2-мя процентами накопительной части? Притом определяться надо было до 31 декабря 2013 г., т.е. практически вот-вот.
Небольшим облегчением в этом плане служит относительно недавнее официальное опубликование Федерального закона от 4 декабря 2013 г. № 351-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения». Теперь, в частности, колеблющимся потенциальным "молчунам" (этим жаргонизмом ПФР в пресс-релизах именует тех, кто по тем или иным причинам в срок не успеет определиться с выбором варианта пенсионного обеспечения или останется без накопительной части просто в силу своего "активного" "молчания") 1967 г.р. и моложе законодатель дополнительно предоставил аж два года, т.е. им предстоит определяться с выбором до 31 декабря 2015 г. включительно, подав (ну или не подав) соответствующие заявления. В то же время, как видно из текста Закона, от накопительной части пенсионных отчислений для "молчунов" останется не 2 процентных пункта, как ранее предполагалось, а круглый 0.
Эта отсрочка даёт дополнительное время подумать, чем и не грех воспользоваться. Ведь выбор того или иного варианта, возможно, при благоприятной конъюнктуре поможет гражданам выжать из, мягко говоря, скромных будущих пенсионных выплат на условные пару копеек больше, чем в случае пассивного ничегонеделанья и пребывания в настроениях в стиле "а государство всё равно обманет и ничего не даст - зачем вообще дёргаться". К тому же, накопительная часть пенсии имеет то преимущество, что её можно наследовать согласно Постановлению Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. N 741 г. Москва "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета".
Кстати, опубликованный 351-ФЗ даёт тем, кто желает инвестировать накопительную часть в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), дополнительные гарантии. Так, система гарантирования прав застрахованных лиц усиленно укрепляется путём подключения "тяжёлой артиллерии" в лице ЦБ и АСВ. В случае наступления т.н. "гарантийного случая" (например, несоответствие НПФ нормативам долстаточности средств) граждане не останутся без пенсионных средств, а смогут получить "гарантийное возмещение" от АСВ, из т.н. "фонда гарантированных пенсионных накоплений". Непосредственно выплаты в общем случае будет осуществлять ПФР (подробнее - в находящемся пока на рассмотрении проекте закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений").
Что касается работодателей, то здесь возникает вопрос: как с 1 января 2014 г. они будут контроливать, кто из сотрудников какую именно систему пенсионного обеспечения выбрал? В конце концов, разочаровавшись в том или ином варианте, сотрудник может сообщить в бухгалтерию и заведомо неверную информацию, чем создаст проблемы с отчётностью в ПФР. Как же быть? А если сотрудников под 100 человек? А если ещё и филиалы в разных городах? 351-ФЗ, с одной стороны, отвечает, что с 2014 г. уплачивать все взносы теперь надлежит по "единому расчётному документу", по КБК для страховой части пенсии. За это небольшое облегченье законодателю спасибо, но в то же время п. 2 ст. 11 Закона 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по-прежнему обязывает работодателя предоставлять в ПФР сведения о суммах начисленных взносов согласно данным бухучёта. А взносы на страховую и накопительную части пенсии учитываются, вообще-то, на разных субсчетах. Похоже, в данном случае остаётся только ждать официальных разъяснений ПФР или, возможно даже, утверждения новых форм персучёта.