Иностранным компаниям, у которых в России открыты филиалы или представительства, зачастую необходимо направлять в них из-за рубежа сотрудников, имеющих иностранное гражданство.
В основном это связано с тем, что эти сотрудники знакомы со спецификой работы головной компании, а самой компании важно, чтобы рабочие установки этой компании действовали эффективно и за пределами её штаб-квартиры, во всех её отделениях. Как и для всех остальных иностранных граждан, работающих в России, осуществление трудовой деятельности иностранных сотрудников филиалов и представительств невозможно без наличия специальных документов. В зависимости от того, гражданами какой страны являются иностранные специалисты и на какой должности планируют работать, им требуются разрешения на работу или патенты. Однако вместе с этими документами им требуется дополнительный документ – свидетельство о персональной аккредитации при ТПП РФ. Необходимость этого документа можно проанализировать, исходя в целом из специфики открытия филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
В ходе аккредитации филиала или представительства уполномоченный орган (налоговая служба) на основе предоставленной иностранной компанией информации осуществляет проверку сведений о ней для признания правосубъектности иностранного юридического лица. В объём запрашиваемой ФНС информации входит также и численность иностранных сотрудников филиала/представительства. Ст. 15.1 Закона «О ТПП РФ» устанавливает, что «для работы в филиал/представительство могут приглашаться иностранные граждане, которые должны пройти процедуру персональной аккредитации в пределах численности работников, сведения о которых содержатся в Реестре аккредитованных филиалов/представительств». Анализируя это положение, можно сделать вывод о том, что закон не предполагает ситуации, при которой получение карты персональной аккредитации допускается на добровольной основе.
Торгово-Промышленная палата проверяет информацию о компании, устанавливает её правосубъектность, утверждает заявленную иностранной компанией численность иностранных сотрудников филиала/представительства в рамках процедуры аккредитации филиала/представительства для последующей передачи документов на рассмотрение в ФНС, а после проверки информации налоговым органом и окончания процедуры аккредитации филиала/представительства ТПП РФ должна осуществить персональную аккредитацию каждого из ранее заявленных сотрудников, т.е. осуществить действия того же порядка, что и в отношении компании. Разница состоит в том, что компания проверяется на предмет наличия действующей регистрации в стране инкорпорации, осуществления деятельности, не запрещённой законодательством Российской Федерации. При персональной аккредитации иностранного сотрудника проверяется его квалификация, трудовой стаж, образование – всё это должно определить его как специалиста, чьё пребывание в России обусловлено в плане производственной необходимости и профессиональной пригодности. Вместе с тем нельзя не отметить пару фактов, которые ставят под сомнение необходимость получения персональной аккредитации на практике:
ТПП осуществляет помощь в оформлении многократных рабочих виз иностранным сотрудникам филиалов и представительств иностранных компаний при условии наличия свидетельств персональной аккредитации. Однако в целом обладание разрешением на работу или патентом является достаточным условием для осуществления трудовой деятельности иностранного сотрудника в России, и наличие свидетельства персональной аккредитации является обстоятельством факультативным, а не обязательным. Тем не менее, известны частные случаи, при которых отсутствие такого свидетельства может привести к нарушениям трудового и миграционного законодательства.
Необходимость наличия разрешения на работу или патента устанавливается на основе должности иностранного работника и его гражданства. Однако возможны ситуации, при которых иностранному сотруднику филиала/представительства не требуется ни тот, ни другой документ. Вместе с тем после подписания трудового договора с этим сотрудником компания обязана в трёхдневный срок уведомить ГУ по вопросам миграции МВД России о факте заключения этого договора. При заполнении Уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), форма которого утверждена Приказом МВД России от 30.07.2020 г. N 536 (Приложение №7 к Приказу), предполагается указание сведений о разрешении на работу или патенте (п. 3 Формы). В случае, если разрешение на работу или патент не требуются, этот пункт остаётся пустым, однако в некоторых региональных отделениях МВД требуют указывать реквизиты свидетельства персональной аккредитации. По информации от Торгово-Промышленной Палаты РФ, такие случаи происходили на практике в Ставропольском крае, в Иркутской области. Сотрудники МВД ссылаются на внутренние инструкции и требуют, чтобы этот пункт был в любом случае заполнен. Если пункт остаётся пустым, то форма не считается заполненной, а нарушение срока подачи уведомления о заключения трудового договора приводит к штрафным санкциям для иностранной компании.
Данное обстоятельство весьма противоречиво. С одной стороны, наличие персональной аккредитации иностранного гражданина в законодательстве напрямую связано с фактом аккредитации филиала/представительства. С другой стороны, пункт 3 вышеуказанной формы предполагает указание реквизитов разрешения на работу или патента, но не свидетельства о персональной аккредитации. Таким образом, некоторые сотрудники МВД применяют расширительное толкование требований формы, поскольку считают, что необходимо указать не просто разрешение на работу или патент, но в целом документ, свидетельствующий о том, что иностранный работник обладает необходимой квалификацией для работы в России, а у иностранной компании имеется производственная необходимость для привлечения специалиста из других стран. Документ о персональной аккредитации выдаётся торгово-промышленной палатой и соответствует требованиям сотрудников МВД.
Несмотря на кажущуюся неуместность этих требований, используемый ими подход представляется разумным с учётом требований закона о ТПП РФ и смысла персональной аккредитации, а также поднимает вопрос о перспективности всеобщего применения описанной практики и в целом о целесообразности большей вовлеченности Торгово-Промышленной Палаты РФ в процессы, связанные с трудовой миграцией. В настоящее время Торгово-Промышленная Палата оказывает помощь в получении виз иностранным высококвалифицированным специалистам и членам их семей. Однако учитывая колоссальный опыт работы ТПП с иностранными работниками в рамках оценки их профессиональной квалификации, а также ту информацию, которая уже имеется у ТПП, было бы оптимальным решением встроить Торгово-Промышленную Палату РФ в общую конструкцию механизма миграционного контроля.
Например, участие Торгово-Промышленной Палаты при определении потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот по Российской Федерации и по отдельным регионам представляется целесообразным дополнением в этот механизм. Использование свидетельств персональной аккредитации при уведомлении миграционного органа о заключении трудового договора с иностранным гражданином в полной мере соответствует интересам государства в сфере миграционного контроля, необходимы соответствующие правки в законодательство для совершенствования структуры этого контроля.