Здравствуйте!
В деле № А09-15885/2017 у конкурсного управляющего возник спор с ФНС касаемо уплаты налога на прибыль с продажи на торгах имущества должника.
По мнению КУ, налог на прибыль тут нужно было уплачивать за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения всех реестровых требований кредиторов.
Первая инстанция, приняв сторону управляющего, в своем определении указала:
– если реализовано залоговое имущество, налог на прибыль является текущим платежом, а потому удовлетворяется до начала расчетов с залоговым кредитором;
– если реализовано имущество, не являющееся залоговым, налог на прибыль платится после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
Апелляция выводы засилила, кассация же их изменила, указав, что и расходы по уплате налога на прибыль с продажи залогового имущества также производятся за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований реестровых кредиторов.
Верховный Суд распорядился передать дело на рассмотрение СКЭС.
Как было установлено, ФНС потребовано уплатить 1,59 млн рублей налога на прибыль после реализации имущества должника на торгах, в составе которого было как залоговое имущество, так и не являющееся залоговым.
Суд первой инстанции свою позицию мотивировал сложившимся подходом, когда в ситуации, в которой не погашены требования кредиторов, образовавшиеся до введения процедуры несостоятельности, исчисление и уплата текущих налогов лишь увеличит кредиторскую задолженность и не отвечает целям конкурсного производства. Природа текущих требований состоит в том, что они возникают при совершении расходов, необходимых для осуществления самой процедуры банкротства. Взимание налога на прибыль с дохода, возникшего в результате реализации имущества должника, является не необходимой предпосылкой для проведения процедуры, а ее следствием. А потому, требование по уплате налога не может квалифицироваться как текущее.
Суд определил, что требование по уплате налога подлежит удовлетворению за счет имущества должника, оставшемуся после удовлетворения требований всех кредиторов. У этого требования есть статус реестрового платежа, однако реестр уже сформирован, срок на его формирование истек.
В части уплаты налога на прибыль с реализации заложенного имущества, суд, сославшись на п. 6 ст. 138 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также на правовую позицию, сформулированную в определении ВС РФ от 08.04.2021 № 305-ЭС20-20287, указал, что в этом случае налог является текущей задолженностью и подлежит уплате до расчетов с кредиторами.
Кассация указала, что нужно уравнять правовые последствия для реализации как заложенного, так и незаложенного имущества, а потому постановила, что уплатить налог на имущество в обоих случаях нужно будет после расчетов с кредиторами.
Верховный Суд, выслушав позицию налоговиков, передал дело на рассмотрение СКЭС. Налоговая указала:
«В отношении имущества налогоплательщика, реализованного на торгах, ранее применялся механизм амортизации (статья 259 НК), уменьшающий налоговую базу полученной прибыли, что компенсировало затраты налогоплательщика в предыдущих налоговых периодах. Тем самым сначала налогоплательщиком была уменьшена налоговая база по налогу на прибыль путем амортизации имущества; затем налогоплательщик фактически освобожден от уплаты налога в связи с понижением очередности требования уполномоченного органа. Датой окончания отчетного периода по спорному налогу на прибыль является 30.06.2021, в то время как дело о несостоятельности должника возбуждено 18.12.2017, следовательно, налог на прибыль подлежит удовлетворению в режиме пятой очереди текущих платежей (статья 5, пункт 2 статьи 134 Закона о банкротстве)».
Ждем итоговый судебный акт, заседание сегодня.