Привет, Регфорум!
Предлагаем вашему вниманию последнюю часть из цикла статей об электронной подписи. Здесь мы расскажем про использование ЭЦП.
Предыдущая часть посвящена настройке ЭЦП.
Несмотря на то, что возможность использования ЭЦП существует уже достаточно давно, не все понимают ее удобство и только лишь с введением обязательных норм применения ЭЦП, как например со сдачей отчетов по НДС, переходят на ее использование. А ведь очень много услуг от государства и не только можно получить удаленно, и перечень таких услуг расширяется очень быстро. Поэтому также очень полезно знать какие услуги можно получать онлайн, взять на заметку и постоянно обновлять знания.
Самой крупной площадкой по количеству электронных услуг являются, естественно, Госуслуги, в представлении не нуждается, очень быстро и эффективно развивается (то, что было 10 лет назад и сейчас – две совершенно разные площадки), регистрация легкая, подтверждение возможно следующими способами:
Тут очень много всего и перечень очень быстро пополняется, быстро, из полезного:
И многое другое.
На сегодняшний день область применения ЭЦП для ЮЛ весьма расширилась, что дает большие возможности для юристов расширить перечень оказываемых услуг, ведь по ЭЦП можно сделать очень многие задачи, например:
1. Просто огромное количество полезной информации и сервисов можно получить, не выходя из офиса (что здорово экономит время и ресурсы), из ЛК ЮЛ на cайте ФНС. Тут можно получить:
2. Говоря о сдаче отчетов хочется еще затронуть сдачу отчетности по эцп сотрудника. В целом механизм такой:
Регистрация доверенности происходит следующим образом:
3. Сдача отчетности по ЭЦП сотрудника – тут есть очень важный нюанс, а именно каждый раз как сдается отчетность по ЭЦП сотрудника, необходимо прикладывать к каждому отчету сообщение о доверенности. Также из нюансов нужно отметить, что на некоторых сервисах по сдаче отчетов, где будет сдаваться отчетность по эцп сотрудника, необходимо добавить сотрудника как уполномоченное лицо и зарегистрировать его сертификат открытого ключа.
4. Плюс к теме сдачи отчетности еще и поделимся сервисом ФНС для бесплатной сдачи отчетов, удивительно, но не все знают о существовании такого сервиса, а между прочим вполне годиться для сдачи нулевой отчетности (НДС придется сдать по форме отчета ЕУД вместе с прибылью, так как НДС с цифрами через этот сервис сдавать нельзя)
5. Зарегистрировать товарный знак, патент на изобретение, для чего, нужно:
6. Зарегистрировать ИП или ООО (с первичной регистрацией вообще отдельная тема, тут есть куча сервисов для регистрации, например банковские сервисы как у Сбера, Альфы, ПСБ, Тинькофф и другие. Также есть очень полезный сервис государственный регистрации, который позволяет очень быстро, иногда за пару часов, зарегистрировать ООО, ИП, изменения и т.п.)
7. Подписать трудовой договор (подписывать документы по эцп нужно через специальную программу(правильно?), удобнее всего вот и эта, и есть еще такие- подписывать документы по эцп можно через Госключ (пока работает не со всеми сервисами), КриптоАРМ ГОСТ 3 с почтовым клиентом, Контур Диадок, Сбис и многие другие сервисы) и осуществлять юридически значимый защищенный электронный документооборот и т.д., например через сервис Контур Диадок (реферрал) либо отправлять подписанный контейнер по почте — то, что подписывается в одностороннем порядке.
8. Электронный документооборот может осуществляться с помощью Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (доступ к ней, в том числе, можно получить и на портале госуслуг) или информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа, его хранение, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений. Электронный документооборот вводится работодателем на основании локального нормативного акта, который принимается им с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В нем прописываются, в частности, порядок доступа к информационной системе работодателя, перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых осуществляется электронный документооборот, срок уведомления работников о переходе на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, а также сведения о дате введения электронного документооборота. При этом переход на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота осуществляется с письменного согласия работника. А при приеме на работу нового сотрудника работодатель должен проинформировать его о ведении электронного документооборота. Однако стоит учесть, что согласие не потребуется от лиц, которые приняты (принимаются) на работу после 31 декабря 2021 года и у которых по состоянию на 31 декабря 2021 года отсутствует трудовой стаж.
9. Получить выписку из ФНС с ЭЦП, отправив запрос вот тут. По части выписок из реестров напомним о странице с качественной информации об иностранных реестрах, также к слову хочется рассказать и о странице на сайте нотариата с полезной инфой для проверки апостилей, выписок и т.п., ну и для полноты картины вот еще ссылка на сайт-агрегатор всех иностранных реестров(на случай если не знаете где у кого что зарегистрировано). К слову скажем что такие сайты-агрегаторы есть и относительно недвижимого имущества, их можно поискать в интернете. И напоследок сюда же и припаркуем эту ссылку(Открытые и общедоступные сведения ЕГРН об иностранных организациях).
10. По ЭЦП, как и через Госуслуги, можно авторизоваться и на сайте Почты России, где можно:
11. Кроме того, можно:
Ну и раз уж речь зашла про упрощение жизни и экономию времени, также рекомендуем и такой полезный сайт как этот, где собраны почти все горячие клавиши, а тех, которых нет, можно легко найти в интернете. Горячие клавиши на ряду с быстрой печатью, значительно, в 2-3 раза, могут ускорить работу за компьютером, что в геометрической прогрессии скажется на эффективности рабочего времени и, как следствие, на жизни. Мы не замечаем, но отвлечение на мышь и клавиатуру, между перерывами на действие, занимает очень много лишнего времени. Также к слову отметим что можно автоматизировать не только себя, но и компьютер и определенные программы, скажем можно настроить автоматическое перемещение файлов с папок загрузки на рабочий стол, либо сохранение сразу на рабочем столе, можно автоматизировать какое-либо действие которое вы регулярно совершаете в определенном алгоритме, например можно настроить компьютер автоматически(при нажатии горячих клавиш) сохранять содержимое письма в новой папке на рабочем столе и т.п., вроде кажется что это сэкономит пару секунд, но при условии что действия частые и повторяющиеся, времени экономится очень много, и что самое главное, это позволяет меньше отвлекаться и быть готовым принимать решения.
На Mac для этого используется программа Automator, для Windows это тоже возможно, но чуть сложнее чем в МАК.
В этот же раздел можно и нужно отнести расширенное использование поисковых систем! Все привыкли просто писать в строке поиска запрос и далее искать в выдаче нужный результат, между тем, гораздо легче будет в строке написать подробный, с точки зрения поисковика, запрос, то есть не просто ключевые слова, а уточнящие их данные с помощью специальных команд, таких как «конкретный сайт для поиска», «временные рамки поиска», «наличие двух слов вместе» и многое другое! Подробнее тут либо на других сайтах в интернете.
Ни для кого не секрет, что за последние несколько лет кардинально изменились подходы к контролю за деятельностью компаний со стороны фискальных органов. В этой связи хочется подметить не менее важный вопрос в части использования ЭЦП, а именно фиксация момента и места этого применения.
При запросах о применении ЭЦП, обычно ФНС запрашивает у удостоверяющих центров следующую информацию:
Из вышенаписанного стоит понимать, что ФНС видит с какого компьютера и адреса подавалось отчетность и запросто может на этом основании установить некоторую аффилированность, если она имеет место быть. На данный момент, можно сказать, что это вся информация, которую видит ФНС, то есть можно увидеть только откуда отправлялись документы и Мак адрес устройства, а вот подписание(лицензия для КриптоПро, пользователь и т.п.) отчетов, контейнеров по ЭЦП остается за кадром.
_______________
*MAC-адрес (от англ. Media Access Control — управление доступом к среде, также Hardware Address) — уникальный идентификатор, присваиваемый каждой единице активного оборудования или некоторым их интерфейсам в компьютерных сетях Ethernet (роутер, сетевая карта и др.). На некоторых устройствах MAC- адрес возможно менять, инструкции опять-таки нужно искать к каждому устройству отдельно в интернете. Также стоит понимать, что MAC-адрес относиться к устройству, с которого осуществляется подключение, то есть не ко всему компьютеру, а к сетевой карте компьютера, модему, роутеру и т.п.