Привет, Регфорум!
Бизнес стремится к уникальности для развития своей сферы деятельности и своей продукции. В связи с чем возникает необходимость зарегистрировать свой бренд. В правоприменительной практике мы сталкиваемся с теми, кто уже зарегистрировал объекты интеллектуального права в европейских странах, в связи с чем происходит запрос на регистрацию Торговой марки. Однако ГК РФ не содержит такого понятия, как «бренд», равно как и термина «торговая марка». В целом, в законодательстве есть ряд отсылок к средствам индивидуализации, куда попадает в том числе товарный знак (далее также ТЗ). Но что же тогда такое Торговая марка? Разберемся во всем на примерах.
Многие из вас знают популярную сеть «Якитория». На примере этой компании разберём что такое фирменное наименование, коммерческое обозначение и Товарный знак.
Какое же тогда различие между торговой маркой, логотипом и брендом? Давайте будем разбираться с каждым понятием отдельно.
Во многих европейских странах наш Товарный знак и Торговая марка это одно и тоже. Торговая марка – это дословный точный перевод понятия trademark, отсюда символ ™, который можно заметить именно на зарубежных ТЗ. Причем сделать такую надпись можно даже до того, как будет пройдена регистрация в патентом ведомстве страны заявителя. В РФ данное обозначение не признается, поэтому используется крайне редко.
Торговая марка Старбакс Корпорейшн
Кроме того, в Торговой марке или ТЗ может быть использован элемент ®. Здесь идет сокращение от слова «registered», что означает «зарегистрировано». Обязанности наносить ® по закону нет, это скорее право заявителя.
Чаще всего такая составная часть встречается в зарубежных ТЗ.
Но можно встретить данный элемент и у российских ТЗ:
Это некое изображение, эмблема или шрифтовое написание товарного знака. Применяется с целью повысить узнаваемость компании, но может и не подлежать регистрации в патентом органе. Часто таким логотипом может быть иконка в мобильном приложении, например, Twitter.
По сути своей, бренд это и есть Товарный знак с более статусным названием. Понятие бренда нет в законе, но оно есть на обывательском уровне. Бренд чаще всего ассоциируется с чем-то догорим, не доступным для широких масс, возможно даже элитным. Можно сказать, что любой бренд обладает следующими чертами:
Разобравшись с различиями в терминах, хотелось бы подчеркнуть, что точно нельзя зарегистрировать в РФ в качестве объекта интеллектуальных прав.
Одно из самых частых оснований отказа в регистрации своего ТЗ – это как раз невозможность осуществления правовой охраны заявленного элемента. Происходит такая ситуация по следующим причинам:
1. Использование общеупотребимых обозначений и общепринятых символов. Общеупотребимые обозначения - это слова или выражения, которые давно вошли в оборот, их значение простое и понятное простому обывателю: лес, весна, тыква, врач.
Общепринятые символы – это изобразительные элементы, которые вошли в широкий обиход или какую-либо специальную отрасль производства как название самого товара, тем самым символ становится видовым понятием товара, неотделимым от него.
2. Использование исключительно характеристики товара, которая указывает на его качество, назначение, место и способ производства. Т.е. обозначение, содержащее только какую-то характеристику товара, например, «яблочный».
3. Использование формы товара, которая определяет его назначение. Такое положение характерно только для объемных ТЗ, когда важно подчеркнуть именно форму. Если конкретная форма используется сразу несколькими производителями и применяется давно, то она не подлежит регистрации в качестве ТЗ.
Иными словами, чтобы зарегистрировать обозначение как Товарный знак, заявляемый элемент должен обладать различительной способностью, должен быть уникальным.
Чтобы зарегистрировать Товарный знак, нужно учитывать целый ряд особенностей. Без помощи специалистов не представляется возможным даже понять может ли обозначение признано общеупотребимым. Поэтому, даже на предварительном этапе, предшествующем регистрации ТЗ, требуется детальная работа с юристом.