Коллеги, доброго дня! Эта публикация у меня — проба пера по теме товарных знаков. Прошу сильно тапками не кидаться, но и порассуждать тоже было бы неплохо. Тема интересная, по крайней мере, мне.
Казалось бы, зарабатывать на изготовлении и продаже товаров ручной работы несложно. Украшать футболки принтами, вырезать фигурки из дерева, или изготавливать торты с изображениями — это только три варианта хендмейд-бизнеса, связанных с изготовлением предметов декора, одежды или продуктов питания. Но тут есть очень серьезный подводный камень: не все изображения можно просто так использовать. Так, известные персонажи мультфильмов защищены товарными знаками.
К примеру, рассмотрим судебное дело № А31-14245/2019. Правообладатель заявил требования в отношении ИП, продававшего мыло ручной работы с изображением персонажей мультсериала «Фиксики». Причем, сразу шестерых. Второй арбитражный апелляционный суд в определении от 09.11.2020 года постановил, что изображения на мыле до степени смешения были сходны с товарными знаками № 502205, № 502206, № 489244, № 489246, № 536394, № 539928. Кроме того, ответчик использовал переработку изображений и воспроизведение рисунков, персонажей «Папус», «Мася», «Симка», «Нолик», «Файер», «Верта». Заявитель доказал, что ему принадлежат исключительные права на персонажей мультсериала. Ответчик же доказательств, что ему на использование товарного знака дали согласие, а в материалы дела не представил.
Важно: если использованы изображения нескольких персонажей на одном носителе, и изображение не является кадром мультсериала, то фактом нарушения считается размещение каждого персонажа. Соответственно, и штраф будет за каждого.
Ответчик пытался парировать доводом, что нанесенные на мыло и упаковку изображения не являются средством для индивидуализации товара. Но ведь права использовать эти изображения у него все равно не было.
В итоге, мы приходим к выводу, что использовать без соответствующего разрешения чужие изображения в хендмейде нельзя. А если хотим использовать свои, авторские — то рано или поздно придется столкнуться с подобным разбирательством, но со стороны истца.
В другом примере, дело № А50-25931/2014, ответчик, будучи индивидуальным предпринимателем, реализовывал термонаклейки с изображениями персонажей мультсериала «Смешарики», а именно:
«Лосяш», свидетельство № 321870;
«Совунья» свидетельство № 321869;
«Копатыч», свидетельство № 321869;
«Бараш», свидетельство № 384580;
Правообладатель обратился в суд, однако в двух инстанциях дело проиграл — товар относился к 26 классу МКТУ, правовая охрана на товары, указанные в нем, в соответствии со свидетельствами, выданными истцу, не распространялась. А именно, декоративные, текстильные изделия, которые приклеивают при помощи нагревания.
По указанным товарным знакам правовая охрана была предоставлена только в отношении товаров 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41, 42, 43 классов МКТУ, термонаклейки, как уже было сказано, относились к 26 классу.
17 ААС в определении от 20.05.2015 выводы суда первой инстанции подтвердил, дальше обжалований не последовало.
Вывод из этого примера: стоит продумать о возможном применении своих авторских изображений конкурентами и попытаться их защитить.
Гражданский кодекс РФ в п. 12 ст. 1232 и ст. 1480 гласит нам, что правовая охрана товарного знака может быть предоставлена только при условии, что этот товарный знак прошел государственную регистрацию. Соответственно, с момента его регистрации возникает право на его защиту. Но, есть нюанс. Так, если один мастер долгое время добровольно использует обозначение для своей продукции, собирается зарегистрировать ТЗ, и тут узнает, что кто-то его уже зарегистрировал за собой, то в этом случае право на защиту может возникнуть до регистрации. Если удастся доказать в суде факт недобросовестной конкуренции или злоупотребление правом.
Соответственно, чтобы точно защитить свою продукцию, товарный знак нужно зарегистрировать, меньше будет проблем в будущем.
Регистрацией ТЗ занимается Роспатент, он вносит информацию в Государственный реестр товарных знаков. В роспатент следует подать заявку, там ее обязаны принять, рассмотреть, провести экспертизу, и, в случае положительного решения, провести регистрацию. После регистрации выдают свидетельство, в электронном, или, по желанию заявителя, в бумажном виде. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на него в отношении товаров, которые в этом свидетельстве указаны. Общий срок регистрации установлен в 18 месяцев и две недели (п. 13 Административного регламента, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2015 № 483). Срок не конечный, при необходимости его могут увеличить.
Как видим, процесс регистрации ТЗ не быстрый, самим заниматься этим вопросом также не стоит — нужно проверить, по каким классам МКТУ стоит защищать товар, правильно заполнить заявку, собрать пакет документов. Но и игнорировать необходимость товарного знака также не стоит — это может сделать конкурент, и придется либо бросать бизнес, либо судиться. А перспектива спора не всегда дает 100-процентный результат победы.