Уважаемые коллеги!
Нотариат до недавнего времени оставался одной из самых консервативных государственных структур в законоприменительной области. В своей деятельности нотариусам приходится иметь дело с бумагами, удостоверять бумаги, свидетельствовать на бумаге, передавать и хранить бумаги. Никаких виртуальных вольностей не дозволялось. Но теперь информации технологии ворвались в традиционную деловую среду.
Новый закон от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ, внесший изменения в три законодательных акта, особо остановился на «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате». Анализируя текст вносимых изменений, можно выделить четыре основных момента:
- зафиксированы и уточнены управленческие функции нотариальной палаты;
- установлена нотариальная регистрация залога движимого имущества;
- нотариусы, государственные и частные, включаются в информационную систему нотариата;
- электронный документооборот приобретает законодательную основу на уровне нотариальных действий.
В законе есть также статьи, укрепляющие положение нотариусов:
- Основы законодательства РФ о нотариате (Основы) дополняются статьей 11 часть 1 «Государственная поддержка нотариусов», дающей частнопрактикующим нотариусам преимущества при выкупе и аренде занимаемых ими помещений.
- В статье 22 Основ добавляется шестой абзац, отменяющий антимонопольное регулирование стоимости услуг нотариусов. Теперь цены на услуги нотариусов контролируют только местные нотариальные палаты и региональные управления Минюста.
Есть еще несколько позиций, вокруг которых ранее разворачивались дискуссии и которые, скорее всего, послужили причиной тому, что принятый в октябре 2012 года закон № 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» так и не вступил в силу. Связаны они с регистрацией сделок с движимым и недвижимым имуществом, но в этой области я абсолютно невежественна и поэтому рассматривать ее не буду.
А вернусь я к информатизации нотариата, и чем это нам грозит.
Ведение единой информационной системы нотариата
В действие по полной программе Единая информационная система нотариата (ЕИСН) вступит с июля 2014 года, а пока нотариусы будут заносить в автоматизированную систему информацию:
- о совершении нотариальных действий;
- об открытии наследства при заведении наследственного дела;
- сведения об уведомлениях о залоге движимого имущества.
Заинтересованным пользователям сети Интернет ежедневно и круглосуточно будет обеспечен свободный и прямой доступ без взимания платы к следующей информации:
- сведения об отмене доверенности;
- сведения реестра уведомлений о залоге движимого имущества, в том числе:
- информация о залогодателе и залогодержателе.
Какие могут быть подводные камни в благородном деле информатизации всея нотариата Руси? Первое – покушение на раскрытие персональных данных.
Статья 5 «Основ законодательства РФ о нотариате» дополняется частью пятой: "При совершении нотариальных действий согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется."
Приходя к нотариусу, мы предъявляем паспорт, это нормально. Мы не против того, чтобы наши данные были внесены в доверенность, завещание, другие нотариально удостоверяемые документы… Пока не отдаем в залог движимое имущество.
Согласно новым статьям «Основ законодательства…» каждый может получить о залогодателе и залогодержателе - физическом лице вот такие данные:
фамилия, имя и (если имеется) отчество …, дата рождения, субъект Российской Федерации, в котором проживает лицо (для лица, проживающего на территории РФ), серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность
Не знаю как у вас, уважаемые участники форума, а у меня в части паспортных данных за время службы в МВД развилась определенная паранойя. Зачем и кому потребовалось обнародовать не просто персональные данные, а сведения закрытого хранения. Не знаю, как этот закон прошел согласование с ФМС, неужели они дали разрешение на разглашение святая святых?
Всем нотариусам по электронной подписи
Что еще полезного или вредного в новом законе. До июля текущего года все нотариусы должны обзавестись квалифицированной усиленной электронной подписью. Но традиции нотариата остались со времен старичка Диккенса. Так, не допускается удостоверение сделки (доверенности), даже подписанной квалифицированной усиленной электронной подписью, в отсутствии лица, его подписавшего. Статья 44 – 2 «Совершение нотариальных действий на основании электронного документа» устанавливает:
Нотариальное действие может быть совершено на основании электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью лица, обратившегося за совершением нотариального действия. …Не допускается удостоверение сделки, в том числе доверенности, на основании электронного документа в отсутствие лица, совершающего сделку, или его представителя.
В чем тогда смысл электронной подписи, если заявитель сам должен придти в контору, сунуть нотариусу флешку или дискету с документом и ждать, пока тот удостоверит его собственную электронную подпись? Что мешает обратившемуся лицу принести этот документ на бумаге, подписанный собственноручно, а не виртуально, ведь это же его собственный, им составленный документ? Слова «и его представителя» меня не убеждают.
Загадка сто третьей статьи
Подобный вопрос возникает у меня при ближайшем рассмотрении двух новых услуг, включенных в состав нотариальных действий. В статьях 103 часть 8 и 103 часть 9 Основ законодательства о нотариате раскрывается суть:
- удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе;
- удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу.
Нотариус в данном случае выступает как буфер между отсталыми предприятиями, застрявшими в бумажной технологии и новаторскими компаниями, перешедшими на электронный документооборот.
Первая услуга вопросов не вызывает. Что может быть проще: клиент приносит на бумаге акт, договор или другой документ, помощник нотариуса набивает, нотариус заверяет своей электронной подписью и отправляет по адресу. Это действие было отработано в порядке эксперимента совместно с ФНС, когда отдельные нотариусы удостоверяли своей электронной подписью документы клиентов на регистрацию предприятий и направляли их по электронной почте. Вместо очередей в ФНС появились очереди к элитным нотариусам, но предприниматели были довольны. Тем более, что к нотариусам при регистрации ООО, ОАО и ЗАО все равно приходится обращаться.
А вот удостоверение равнозначности бумажного документа электронному в том виде, в каком оно представлено в данном законе вообще составляет для меня полную загадку. Технология процесса такая. Получив на личном приеме от клиента электронный документ, нотариус проверяет принадлежность электронной подписи, не просрочен ли сертификат, затем распечатывает документ и удостоверяет его равнозначность электронному. Но! В статье 103 часть 9 Основ есть второй абзац:
"Представленный нотариусу электронный документ должен быть подписан квалифицированной электронной подписью. Квалифицированная электронная подпись лица, от которого исходит документ, должна быть проверена и подтверждена ее принадлежность заявителю..."
Если бы не слово "заявителю" смысл был бы понятен. Но почему нужна вся эта возня с электронным документом? Почему заявитель не может сам распечатать и подписать документ своей собственноручной подписью? Законом предусмотрены другие нотариальные действия с бумажными документами, например, свидетельствование времени предъявления документа, да мало ли что! Я не смогла придумать иных причин, кроме ошибки при многократном согласовании, либо... внезапного трагического лишения той руки заявителя, которой он подписывается…
Не смотря на попытку внедрить новейшие технологии в древнейшую область бюрократии, за бортом осталась функция нотариусов, вызывающая до сих пор много вопросов – составление протоколов осмотра сайтов. Это операция относится к нотариальному действию по досудебному сбору доказательств и в силу общих требований к таким действиям (статья 103) требует извещения всех сторон и заинтересованных лиц. С другой стороны, владельцы доменов, как правило, себя не афишируют, а провайдеры не выдают информацию о них без решения суда, то есть получается патовая ситуация: узнать противную сторону нельзя без решения суда, а чтобы получить решение, надо предъявить оказательство от нотариуса, который не может их получить без извещения противной стороны. Парадокс.
В наше время даже в столице трудно найти нотариуса, оказывающего такую услугу, да и стоит она дорого, хотя весьма востребована и актуальна. В открытом доступе также мало систем, с помощью которых можно зафиксировать нарушение авторских прав или распространение порочащих сведений в сети Интернет, незаконное использование товарного знака и так далее. Самый мощный ресурс – «Электронный нотариус» открыл свою Интернет-приемную только в середине 2012 года, но его клиенты с помощью сервиса «Фиксация информации с экрана» уже выиграли несколько дел в арбитражных судах.