Спасибо! Очень познавательно.
В 2013 году вступили в силу отдельные изменения в отношении регистрации прав на недвижимое имущество, а также, регистрации некоторых видов договоров. Эти нововведения интересны как для владельцев бизнеса, так и для граждан.
Отмена двойной регистрации в действии
Договоры купли-продажи, а также, дарения или ренты недвижимого имущества, которые заключены после 1 марта 2013 года, отныне не подлежат государственной регистрации. Что же на самом деле это значит? Ранее, в соответствии со ст. ст. 558, 574 и 584 ГК РФ (в редакции, действующей до момента вступления в силу Федерального Закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 04.03.2013 N 21-ФЗ) данные виды договоров считались заключенными только лишь с момента их государственной регистрации. Теперь же такой договор считается заключенным в момент подписания его сторонами.
Тем не менее, не стоит путать и отождествлять между собой понятия «заключение договора» и «возникновение права». Тем более, что право на имущество по-прежнему возникает именно с момента внесения записи о регистрации права в Единый государственный реестр права (далее — ЕГРП). Что же тогда изменилось? По сути дела произошла долгожданная всеми отмена двойной регистрации: регистрации сделки и регистрации права. Теперь регистрации подлежит только право. И, конечно, немаловажным оказался тот факт, что физические лица теперь уплачивают госпошлину на 1000 рублей меньше, при регистрации, к примеру, перехода права собственности на недвижимое имущество на основании договора купли-продажи. Это, согласитесь, вполне заслуживает одобрения.
Я обратилась с вопросом о том, как же повлияли вышеназванные изменения в законодательстве на процесс регистрации к одному из специалистов крупной московской риэлтерской компании Л. Росту. Вот что он ответил:
Мы подаем на регистрацию полный комплект документов, который включает и договор купли-продажи. Назад получаем зарегистрированный договор с отметкой (штампом) и свидетельство. Мое субъективное мнение — с одной стороны, вроде, принимают меры для облегчения процесса для граждан, но делается это, как обычно, больше для галочки, чем действительно для дела. Например, обычных людей больше всего волнуют очереди в отделениях. Следовательно, практически не изменилось вообще ничего, и регистрационная надпись на договоре по-прежнему ставится. В отделениях стали немного лучше обслуживать в смысле культуры. Но, как правило, людей гораздо больше, чем операторов.
Таким образом, выходит, что с точки зрения риэлторов, по роду своей деятельности практически ежедневно сталкивающихся с регистрацией перехода прав в Росреестре, мало что изменилось.
Что нового привнесли изменения
Для полноты понимания сути вопроса, касающегося регистрации прав на недвижимое имущество, давайте все же рассмотрим те основные изменения, которые вступили в силу 1 октября 2013 года, и которые затронули права граждан, решивших продать или купить недвижимость, или зарегистрировать право собственности на вновь построенный дом или объект, находящийся в стадии незавершенного строительства.
Напомню, что данные правоотношения регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон).
Таковы основные важные изменения.
Нет ничего невозможного, или регистрация права самостоятельно
Так под силу ли физлицу, совершившему сделку купли-продажи в простой письменной форме, самостоятельно зарегистрировать переход права в Росреестре? Мое убежденное мнение следующее: для этого совершенно не обязательно обращаться в агентство недвижимости или к какому-то "специально обученному" человеку. Это при желании может сделать каждый, и ничего сложного в этом, в принципе, нет.
Каким образом это возможно сделать:
Какие документы необходимо представить на государственную регистрацию перехода права на основании договора купли-продажи, мены, дарения, ренты жилого помещения, заключенного после 01.03.2013, если сторонами сделки являются физические лица?
Все очень просто. На портале Росреестра представлена информация по всем видам регистрационных действий с полным перечнем всех необходимых документов, посмотреть можно здесь.
Государственная пошлина, взимаемая за государственную регистрацию права собственности для физического лица сейчас составляет 1 000 рублей.
А результатом государственной регистрации права будут:
«Документ, на основании которого регистрируется право (например, договор купли-продажи), с регистрационной надписью (оригинал, который подавался заявителем).»
Спасибо за статью!
вдогонку вопрос: а договор мены является основанием для регистрации права?
Извините, что вмешиваюсь в Ваш вопрос: а почему бы и нет. Это такое же основание для возникновения гражданского права, как и договор к-п
Ничего страшного. Вмешивайтесь :)) Да, к договорам мены применяются правила правила о купле-продаже, если это не противоречит существу договора мены.
Здравствуйте!
Если договор мены заключен до 01.03.2013г и если хотя бы одним объектов является жилое помещение, то такой договор подлежит государственной регистрации (в соответствии с п. 2 ст. 558 ГК РФ).
При мене иных объектов недвижимости осуществляется только государственная регистрация перехода права собственности.
В случае если договор мены заключен после 01.03.2013г осуществляется только государственная регистрация перехода права собственности к каждой из сторон договора мены.
Страшно подойти к этой теме, но делать-то придется. Правоустановку надо ли менять в случае смены фамилии? И что - опять тащить все договора и доказывать, что я - это я, или предоставить пред.документ на собственность, горчичник из ЗАГСа и паспорт? И мне поменяют гербовую бумагу на... похожую? (не видела новых)) ?
:) нет, не нужно. У вас же есть бумага, подтверждающая вашу прежнюю фамилию. В Свидетельстве о заключении брака записано, что, например, Иванова стала Сидоровой. Ваше право владения сохраняется хоть пять раз фамилию меняйте.
Ну, меня в этом смысле сильно смущают обязательная смена всех паспортов и автоправ, а они дешевле стоят))
Нужно менять только паспорт, загран.паспорт, страховое пенсионное, полис ОМС и документы на машину (водительское, свидетельство о регистрации ТС и ПТС).
По личной инициативе должны выдать свидетельства на новую фамилию. Полагаю, что повторного предоставления правоустанавливающих документов не нужно, тк право уже зарегистрировано. А вот документ, на основании которого фамилия изменилась (напр., свидетельство о заключении брака) - обязательно.
Лучше поменяйте свидетельство о собственности! Лишним не будет! При любых обстоятельствах в будущем не возникнет не приятных новостей. А это - определенная гарантия =)
Спасибо! Я тоже склоняюсь к документам, которые не вызывают вопросов, даже если на них есть гарантированный ответ)
На всякий случай, если вдруг разведетесь и поменяете паспорт, возьмите в ЗАГСе справку о смене фамилии. Оказывается этот документ крайне востребован при разногласиях в фамилиях. Лично мне он понадобился совершенно неожиданно и спустя Н-ное количество лет, так еще пришлось побегать, чтобы эту справку получить.
Это странно, на мой взгляд - брать справку в том, что документ выдан. Раз он уже выдан на основаниях.
Это как брать справку в паспортном столе, что тебе выдали паспорт.
Или: как ответить на вопрос, что это ваш паспорт?))) Поиск людей, архивы и прочее - для тех, кто должен что-то найти или доказать. Если УЖЕ доказали и дали документ - с чего вдруг его подтведжать?
При смене фамилии в результате вступления в брак, достаточно иметь свидетельство о браке. А вот если состоялся развод, и на руках свидетельство о расторжении брака с сохранением фамилии мужа, то факт изменения фамилии в расторгнутом браке необходимо подтвержать именно справкой, именно из ЗАГСа, никакие другие органы тебе такой справки не дадут, да и не примут.
Спасибо за статью, очень полезная информация! У меня возник вопрос, немного может быть не по теме, но интересно узнать, если утеряны оригиналы документов о государственной регистрации права (свидетельство или выписка из ЕГРП и документ на основании которого регистрируется право), можно ли их восстановить?
Свидетельство ЕГРП восстанавливается (по заявлению собственника или представитель по нотар.доверенности), выписка ЕГРП выдается новая также по запросу, документ-основание (копия) по-моему также выдается. Вам надо обратиться в местный Росреестр, там все скажут (или в МФЦ). Естественно за восстановление св-ва и по-моему договора будет пошлина.