Хотите знать, когда к Вам придет налоговая проверка?

  • 12 ноября 2012 в 12:47
  • 17.9К
  • 6
  • 3

    12 критериев для отбора налогоплательщиков на налоговую проверку

    Критерии отбора налогоплательщиков на налоговую проверку закреплены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, текст доступен на сайте www.nalog.ru).

    В частности, в концепции говорится о том, что планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.

    Концепция определяет алгоритм отбора, основанный на всестороннем и тщательном анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников). В результате анализа налоговики определяют «зоны риска» по совершению возможных налоговых правонарушений со стороны налогоплательщика, обращают свое внимание на такие компании и отбирают их для проверок.

    Концепция – это открытый документ, которым могут воспользоваться не только налоговые инспекторы, но и предприниматели. В частности, налогоплательщикам, которые обнаружили у себя недочеты, Концепция предлагает использовать свое право на самостоятельную оценку рисков, выявление и исправление допущенных ошибок при исчислении налогов. Иными словами при выявлении у себя «зон риска» предпринимателю предлагается добровольно подать уточняющие налоговые декларации и доплатить налоги, либо привести показатели своей финансово-хозяйственной деятельности к нормам, установленным Налоговым кодексом.

    При этом, в Концепции есть утверждение, что соблюдение налогоплательщиком требований законодательства, а также прозрачность его деятельности, полнота исчисления и уплаты налогов напрямую влияет на то, что его компания не попадет в план выездных налоговых проверок.

    Поэтому, мы считаем важным проинформировать Вас о том, как следует использовать данную Концепцию, чтобы не попасть в «зону риска» и обезопасить свой бизнес. Основа данной Концепции - это 12 критериев, по которым налоговые органы отбирают организации для налоговой проверки.

    Критерий 1: Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Как рассчитывается налоговая нагрузка фискальными органами? Нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций (используются данные Росстата).

    Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 3 (см. во вложенном файле). Если Ваша налоговая нагрузка меньше установленной, Вы должны быть готовы дать экономическое обоснование такого уменьшения. Что может быть таким обоснованием? Например, расширение деятельности Вашей компании, применение ускоренной амортизации и т. п.

    Критерий 2: Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (в течение 2-х и более календарных лет). При получении организацией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности налоговый орган может не учитывать данный календарный год в числе 2-х лет, когда деятельность осуществлялась с убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком.

    Чтобы получить объяснения об убытках, налоговики вызывают предпринимателя на так называемые «убыточные комиссии», где налогоплательщику нужно обосновывать по каким разумных экономическим причинам у него возникли убытки.

    Важно помнить, что получение убытка само по себе не доказывает экономическую необоснованность затрат. Расходы нужно соотносить с характером деятельности организации, а не с полученной прибылью. Если убытки это результат объективно сложившихся обстоятельств на рынке, а не часть оптимизации налогов, то объяснить наличие убытков не составит труда. Мы рекомендуем позаботиться об оправдательных документах, которые подтвердят ситуацию в Вашем сегменте бизнеса, например, сведения о падении цен на производимый Вами вид продукции и т.п.

    Критерий 3: Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога не должна быть равна либо превышать 89 процентов за период 12 месяцев. Обратите внимание, что налоговая инспекция всегда настороженно относится к налогоплательщикам, которые заявляют налоговые вычеты.

    Вас могут вызывать на НДС-комиссии, где Вам предстоит объяснить, почему доля вычетов превышает 89 процентов. Пример из нашей практики, как мы помогли клиенту обосновать долю вычетов: предприятие было вынужденно делать маленькую наценку на товары (фармацевтический бизнес, где многие цены регулируются государством), вследствие этого доля налоговых вычетов превышала планку. Детальное объяснения налоговикам схемы бизнеса на НДС-комиссии помогло нашему клиенту избежать налоговой проверки.

    Критерий 4: Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Налоговые органы будут обращать внимание на налог на прибыль организации. Данный признак выражается в том, что увеличивается прибыль и при этом уменьшается налог на прибыль. В данном критерии речь только о расходах и доходах от реализации товаров, работ или услуг. Соотношение темпов изменения внереализационных доходов и расходов не учитывается как фактор назначения выездной налоговой проверки.

    Налоговая инспекция часто применяет (и считает его эффективным) такой способ налогового администрирования как вызов налогоплательщика на налоговые комиссии. Такие комиссии бывают разной направленности, например:

    • убыточная комиссия
    • комиссия по возмещению НДС
    • зарплатная комиссия
    • комиссия по легализации налоговой базы
    • комиссия по взысканию налоговых недоимок
    • ситуационная комиссия (суть этой комиссии в том, что предпринимателю сообщают о предполагаемых у него нарушениях, обсуждают его ситуацию и дают возможность исправить эти нарушения, например, подав «уточнёнку». Вызов на эту комиссию - это предупредительная мера, которая влияет на принятие решения – проводить ли у такого предпринимателя выездную проверку).

    Несмотря на то, что комиссии как способ налогового контроля не предусмотрен Налоговым кодексом РФ - он очень широко используется последние несколько лет. На комиссиях налоговики, как правило, применяют различные методы давления (пугают блокировкой счета, сообщением о нарушениях в прокуратуру и самое неприятное (если не устранить нарушения ) пугают выездной налоговой проверкой).

    «СБП» рекомендует своим клиентам, если поступит вызов из налоговой инспекции, прийти на такую комиссию.

    Во-первых, чтобы быть в курсе и понимать, что инспекция на Вашу компанию имеет.

    Во-вторых, для того, чтобы знать - убедили ли инспекторов Ваши доводы относительно того, почему у Вас есть отклонения от нормы.

    В-третьих, имея эту информацию (обратную связь) от налоговиков – Вы сможете предпринимать дальнейшие шаги по защите своих интересов, если это потребуется.

    Теперь перейдем к тому, как налоговые комиссии могут быть использованы для отбора налогоплательщиков на налоговую проверку. В частности, Вас могут вызвать на зарплатную комиссию, если средняя заработная плата в Вашей компании ниже среднего уровня, принятого в Вашем сегменте бизнеса/в регионе – для налоговиков это означает, что к Вам можно применить 5 критерий из «12 критериев для отбора налогоплательщиков на налоговую проверку».

    Критерий 5: Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Вы можете получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в Вашем городе, районе или в субъекте РФ из следующих источников:

    1. Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат);
    2. Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);
    3. По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);
    4. Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ.

    В частности, если Вы работаете в Москве, то по этой ссылке Вы найдете статистическую информацию по среднему уровню зарплат. Вы должны быть готовы дать пояснения налоговым органам о том, почему заработная плата ниже среднеотраслевого уровня. Такому факту могут быть разумные экономические причины, например ваши сотрудники имеют большой социальный пакет, который компенсирует разницу, либо предприятие находится в затруднительном финансовом положении чему есть доказательства. Поэтому, существующая у Вас на предприятии средняя заработная плата, которая ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ – это не всегда свидетельство об уклонении от уплаты зарплатных налогов.

    Также имейте ввиду, что налоговый орган учитывает информацию, которая поступила на налогоплательщика в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов. Например, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), не оформлении или оформлении с нарушением установленного порядка трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

    В отношении клиента «СБП» налоговая инспекция в суде предъявляла претензии по уплате налогов с заработной платы – налоговики стояли на том, что в штатном расписании оклады не совпадали с теми предложениями, что организация размещала в интернете на сайтах по поиску работы. Однако, суд такой аргумент не принял только потому, что налоговики не смогли собрать должных доказательств и свидетельств того, какая именно и кому выплачивалась заработная плата.

    Критерии 6: Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Что имеется ввиду? Например, для лиц, применяющих УСН опасно приближаться к сумме годовых оборотов сопоставимых с установленным предельным доходом в размере 60 млн. рублей.

    При неоднократном приближении к предельным значениям у налоговиков может возникнуть подозрение, что налогоплательщик намеренно подтасовывает результаты своей деятельности, чтобы остаться в рамках применяемого налогового спецрежима и Вас могут включить в план выездных проверок.

    В практике «СБП» были пример, когда налоговики проводили выездную проверку у организации, находящейся на УСН. Контрагент компании должен был в конце календарного года оплатить ее услуги на значительную сумму, но не сделал этого. Кроме этого, не заплативший контрагент был взаимозависимым лицом с проверяемой компанией. Налоговики радостно потирали руки: «ага, оплата услуг искусственно задержана, чтобы обороты не превысили установленных величин» (у компании на тот момент они и так были у верхней планки). Компании попытались вменить неполученные доходы и из-за превышения предельных значений по полученному доходу – отменить налогообложение по УСН и начислить налоги в соответствии с общей системой налогообложения.

    Специалисты «СБП» сумели найти экономические и гражданско-правовые обоснования, решение по выездной проверки было нами успешно обжаловано в УФНС.

    Критерий 7: Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Данный критерий касается ИП и лиц имеющих право вести предпринимательскую деятельность без регистрации как ИП, но уплачивающих НДФЛ. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса РФ в общей сумме их доходов не должна превышать 83 процента, т.е. с каждых 100 рублей налогообложению должно подлежать не менее 17 рублей.

    Под этот критерий не попадают физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Но нотариусы, адвокаты, частные врачи, детективы, имеющие право вести частную деятельность без регистрации в качестве предпринимателя, исчисляют и уплачивают НДФЛ точно так же, как и индивидуальные предприниматели (п. 1 ст. 221, п. 1 ст. 227 НК РФ) и попадают под действие этого критерия.

    Критерий 8: Данный критерий обозначает налоговую опасность работы с посредниками без разумной экономической цели. А именно, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

    Многие предприниматели организуют свой бизнес, привлекая различных посредников. Это могут быть различные агенты (поверенные), оказывающие услуги по поиску покупателей и организации, которые занимаются перепродажей каких-либо товаров или услуг.

    Обратите внимание: систематическое использование в Вашей деятельности агентов однозначно привлечет к Вам внимание налоговой инспекции, так как зачастую свидетельствует о получении Вами необоснованной налоговой выгоды. При этом, использование посредников не является безусловным обстоятельством, приводящим к назначению налоговой проверки. Оно может быть признано таковым только во взаимосвязи с другими обстоятельствами, чаще всего — это наличие в качестве посредников фирм-однодневок.

    На практике большинство споров по результатам налоговой проверки, когда причиной доначислений явился критерий № 8 рассматривается в арбитражных судах. Чаще всего предоставление возражений на акт налоговой проверки в проверявшей инспекции не дает результатов и немного более результативной может быть апелляционная жалоба в УФНС. В арбитражном суде основным нормативным актом, определяющим «линию защиты и нападения» и для налогоплательщика и для налоговиков, а так же набор необходимых доказательства будет Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

    Это постановление определяет обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Указанное постановление является основополагающим с 2006 года. Его принятия в России формируется концепция добросовестности налогоплательщика. В данном документе указаны важные для налогоплательщика положения о налоговой выгоде. В частности, дано определение налоговой выгоды - это снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика путем получения льгот, вычетов, иных налоговых послаблений.

    Налоговая выгода уменьшает размер налогового бремени и подразумевается, что она является следствие экономически оправданных действий налогоплательщика.

    Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции, проведенные не в соответствии с их действительным экономическим смыслом.

    Необоснованной выгодой будет считать выгода, полученная от операций, целью которых было только получение налоговой выгоды и не было иной экономической разумной цели или иной цели делового характера.

    Также налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением им реальной деятельности.

    Например, если налогоплательщик учитывает в целях налогообложения операцию по покупке товара у некой организации и при этом не происходит реального движения товара, а лишь имитируется хозяйственная деятельность и происходит движение денежных средств — это необоснованная налоговая выгода от учета данной операции - незаконное снижение НДС и налога на прибыль.

    Другой пример - налогоплательщик использует услуги посредника — агента, поверенного и т. п., который помогает ему найти покупателей его товаров/услуг. Само по себе это нормально, однако необходимо быть готовым объяснить почему налогоплательщик сам непосредственно не ищет покупателей. Варианты обоснования, которые помогут убедить суд могут быть такими:

    • для поиска клиентов нужны определенные качества, которыми обладает только посредник (связи в каких-либо кругах, специальные познания, подтвержденные документами и т. п.).
    • территориальное расположение клиентов (удалены от налогоплательщика и их удобнее привлекать через местного посредника)

    Особое внимание при анализе критерия № 8 налоговики обратят на взаимозависимость участников цепочки. Взаимозависимость определяется в соответствии с НК РФ (новый раздел 5.1. ч. 1 НК РФ).

    Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и/или результаты сделок, и/или экономические результаты деятельности то указанные лица могут быть признаны взаимозависимыми:

    1. организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
    2. физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
    3. организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
    4. организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
    5. организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);
    6. организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;
    7. организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
    8. организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
    9. организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
    10. физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
    11. физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и не полнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

    Взаимозависимость участников хозяйственного оборота так же опасна тем, что ее наличие влечет за собой возможность применения налоговым органом контроля за ценами на основании ст. 40 НК РФ. Для налогоплательщика это всегда «лишняя головная боль», так как налоговики применяют не самые выгодные коэффициенты для налогоплательщика и пользуются своим правом в случаях когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных товаров (работ или услуг) доначислить налоги и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен.

    Но опасаться взаимозависимости юридических лиц стоит только тогда когда между ними есть какие-либо товарно-денежные отношения. Если же Ваши взаимозависимые структуры созданы для других целей (например сохранение активов, разделение направлений бизнеса и т. п.) то особого контроля налоговиков можно не опасаться.

    Если налогоплательщик осуществляет хозяйственные операции с компаниями-посредниками, обладающими признаками фирм-"однодневок", или установлена взаимозависимость компаний, участвующих в цепочке, то шансы попасть под выездную проверку у предпринимателя очень велики.

    Для того чтобы обезопасить себя от претензий налоговиков необходимо выстраивая цепочки движения товара и/или привлекая посредников помнить - такие действия должны иметь объективный экономический смысл и следует заранее подготовить аргументы и письменные доказательства для его обоснования.

    Критерии 9-12 будут рассмотрены в следующем выпуске.

    P.S. Незнание законов не освобождает Вас от ответственности. Берегите себя.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Добро пожаловать и спасибо за интересный материал!

    Критерий 1: Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

    Здесь работает традиционный русский принцип: "не высовываться".

    Критерии 9-12 будут рассмотрены в следующем выпуске.

    Будем ждать :)

    12 ноября 2012 в 13:021

    >В частности, в концепции говориться

    говориТСя

    12 ноября 2012 в 15:361

    zloff, на концепцию это, имхо, не влияет

    и ли Вы думаете? ...

    12 ноября 2012 в 16:27

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом