Меня в списке нет, хоть и почту сто лет не получаю))
Этим летом государственные органы России в очередной раз предприняли ряд мер, направленных на борьбу с фирмами-однодневками, налоговыми махинациями и легализацией денежных средств, полученных преступным путем.
На официальном сайте ФНС в начале лета 2012 года был опубликован список фирм, с которыми отсутствует связь по их официальному, указанному в ЕГРЮЛ, адресу. Занесенными в таблицу оказались организации, которым из налоговых инспекций отправлялись письма, оставшиеся неврученными и позднее вернувшиеся к отправителю. Первоначальный список содержал около 60 тысяч юридических лиц. Вскоре xls-таблица уступила место электронному сервису, который позволяет найти интересующую фирму по ОГРН, ИНН или названию (указанному полностью либо частично).
Появление данного сервиса многие тогда восприняли как предвестник грядущих перемен, и не ошиблись: вскоре контролирующие государственные органы в своих официальных документах стали давать отсылку к этой инициативе налоговиков как к инструменту проверки благонадежности юридических лиц, и попадание в указанный сервис стало равняться признанию организации однодневкой. Так список юридических лиц, с которыми отсутствует связь по их официальному месту нахождения, де-факто стал черным списком фирм-однодневок.
***
Прошло совсем не много времени, и уже в июне 2012 года Центральный банк пошел дальше, автоматически отнеся все организации, обнаруживаемые в этом черном списке, к заподозренным в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма. В письме № 90-Т от 28.06.2012 Банк России рекомендовал кредитным организациям использовать сервис «неполучателей корреспонденции» для оценки рисков, связанных с отмыванием денег. Кроме того, письмо содержит рекомендацию тщательно проверять юридические адреса организаций, принимаемых на расчетно-кассовое обслуживание. ЦБ РФ также советует банкам не заключать договоры банковского обслуживания с «подозрительными лицами», а для клиентов, оказавшихся в черном списке, рекомендует отключить систему банк-клиент и усилить контроль за их операциями. При обнаружении неблагонадежных клиентов банки должны информировать Федеральную службу по финансовому мониторингу.
***
В начале августа Министерство финансов Российской Федерации в письме об установлении добросовестности партнеров (№ 03-02-07/1-197 от 03.08.2012) также рекомендует использовать сервис ФНС. При выборе деловых партнеров предпринимателям вменяется взвешенно оценивать финансовые риски и избегать контактов с «неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности» (sic!). Особое внимание следует уделить адресам массовой регистрации, которые, как зафиксировано в данном документе, «характерны, как правило, для фирм-однодневок».
***
17 августа 2012 года на публичное обсуждение были вынесены предлагаемые Федеральной службой по финансовому мониторингу поправки в НК РФ, КоАП, ГК, УПК, УК и ряд законов. Законодательные инициативы Росфинмониторинга масштабны, и в них, как и следовало ожидать, не осталась неохваченной и тема борьбы с однодневками и легализацией «грязных денег».
Серьезно осложнить жизнь фирмам, созданным с притворными целями, по мнению разработчиков, должна поправка в Налоговый кодекс, согласно которой расчетные счета налогоплательщиков, до которых не доходит официальная корреспонденция налоговых органов, могут быть заблокированы. При возвращении письма в налоговую инспекцию с пометкой об отсутствии адресата налоговый инспектор может оформить запрос в банк об остатках денежных средств на счете и заморозить его.
Согласно другим поправкам полномочия банков, налоговых и следственных органов в отношении фирм-однодневок, заподозренных в операциях по отмыванию денег, полученных преступным путем, существенно расширятся. В частности, банки получат возможность прекращать договор банковского обслуживания по собственному усмотрению, лишь уведомив юридическое лицо о принятом решении. Сумму подлежащего уплате НДС сотрудники налогового ведомства смогут определять самостоятельно, исключив сомнительные операции клиента из расчета. Реорганизовать или присоединить ликвидируемое юридическое лицо станет невозможно. Госрегистратор может отказать в регистрации юридического лицо, если его учредителями являются ликвидированное юрлицо или дисквалифицированное физическое лицо.
***
На сайте ФНС 4 сентября 2012 года появилась информация о запуске нового электронного сервиса, предоставляющего сведения о дисквалифицированных лицах. Он зарегистрирован в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) под названием «Сведения из Реестра дисквалифицированных лиц». Предполагается, что с его помощью органы госвласти и местного самоуправления смогут в электронном виде получать информацию о наличии или отсутствии в реестре информации о дисквалифицированном лице, в частности:
• ФИО, дата и место рождения физического лица;
• статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушенные дисквалифицированным лицом;
• срок дисквалификации (в днях);
• наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
• дата вынесения постановления;
• дата формирования сведений из Реестра дисквалифицированных лиц.
***
Лето 2012 года выдалось жарким для однодневок: органы государственной власти наперебой принимали меры для более комфортного их отлова. Однако данные шаги кажутся не слишком результативными именно в борьбе с однодневками: ведь срок жизни организаций, учрежденных специально для «распила», не слишком продолжителен, и, стало быть, пока указанные меры возымеют действие, такая фирма уже успеет провести операции, для которых она создавалась, и исчезнуть.
Другое дело – сложности для малого бизнеса, которые могут возникнуть в связи с реализацией указанных ведомственных инициатив. Если любую фирму, не получившую вовремя официальное письмо из налогового органа, автоматически, на основании одного только фигурирования ее в сервисе ФНС, относить к однодневкам и подозревать в легализации преступно полученных денежных средств и, ни много ни мало, финансировании терроризма, то такие меры могут привести не к оздоровлению финансового климата (наивно хочется верить, что именно эту цель преследовали ведомства своими летними инициативами), а, напротив, к его ухудшению. Нормальным организациям, никакого отношения к притворной деятельности, налоговым махинациям и money laundering не имеющим, но волею судеб оказавшимся в «черном списке», придется как минимум пройти проверки контролирующих органов, в том числе налоговой службы и Росфинмониторинга. А на то, чтобы заниматься профильной деятельностью, субъектам малого предпринимательства времени не останется.
Понятно, что указанные меры не страшны и не опасны для крупного бизнеса, имеющего штат юристов и налоговых консультантов. Пользователи фирм-однодневок тоже, скорее всего, выйдут сухими из воды… Стало быть, пострадает в первую очередь малый бизнес, не имеющий иммунитета против таких нововведений.
Госорганы продолжают генеральную линию: СКР предлагает установить термин "фиктивная компания" и ввести ответственность за ее регистрацию
Излишне говорить, что все правовые механизмы уже есть, но плохому танцору... :)