Виталия, спасибо за обзор, особенно - за ссылки на практику.
Здравствуйте!
Статья 61 новой редакции Гражданского кодекса от 1 сентября 2014 конкретизировала основания ликвидации юридического лица по решению суда. Принципиально новых оснований не появилось, но теперь они разбиты на пункты и появились указания на допустимых истцов по каждому основанию таких заявлений. Давайте вспомним: за какие «грехи» суд может ликвидировать юридическое лицо?
Истцом может быть: государственный орган или орган местного самоуправления, которому законом предоставлено соответствующее право (как правило, это регистрирующий орган – ФНС, или прокуратура).
Основание подачи иска: признание государственной регистрации юридического лица недействительной.
В таких обстоятельствах ликвидация юр. лица происходит в два этапа: сначала судом признается недействительной регистрация организации и только после этого подается иск непосредственно о ликвидации. Это значит, что необходимым для подачи иска обстоятельством является вынесение решения о недействительности регистрации.
В каких случаях регистрация может быть признана недействительной:
Истцом может быть: государственный орган или орган местного самоуправления, которому законом предоставлено соответствующее право (например: прокурор, ФАС, ФНС, Банк России, Генеральная прокуратура, Следственный комитет и т.д.).
Основание подачи иска: осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения, лицензии, либо при отсутствии обязательного членства в СРО или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО.
На настоящий момент, само по себе отсутствие лицензии, членства в СРО или допуска не являются достаточным основанием для ликвидации юридического лица. Это подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.03.2011 по делу N А33-9410/2010) и позицией Конституционного суда (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П).
Но как суды будут рассматривать такие дела после вступления в силу новой редакции ГК – узнаем из практики.
Истцом может быть: государственный орган или орган местного самоуправления, которому законом предоставлено соответствующее право (например: прокурор, ФАС, ФНС, Банк России, Генеральная прокуратура, Следственный комитет и т.д.).
Основание подачи иска: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
При рассмотрении таких дел суды обращают внимание на степень «грубости» нарушений, их однократность или многократность, наличие или отсутствие вины, на то, носят ли такие нарушения неустранимый характер, и на другие обстоятельства.
Нарушениями, дающими повод подать исковое заявление о ликвидации, могут быть в частности:
Истцом может быть: государственный орган или орган местного самоуправления, которому законом предоставлено соответствующее право (чаще всего, это Минюст).
Основание подачи иска: систематическое осуществление общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.
Это специальное основание для ликвидации, применяемое исключительно к общественным, религиозным организациям и фондам. Некоммерческие организации в отличии от коммерческих обладают специальной правоспособность – это значит, что они могут заниматься только определенной деятельностью и только для достижения уставных целей.
Что же будет, если, например, религиозная организация решит открыть ресторан с сауной в помещении храма или если фонд, созданный для охраны объекта культурного наследия, откроет там автосалон? Вероятно, что и в первом и во втором случае организации будут вести деятельность, явно противоречащую уставным целям. Поэтому после нескольких проигнорированных предупреждений такие организации могут быть ликвидированы в судебном порядке.
Истцом может быть: учредитель (участник) юридического лица.
Основание подачи иска: невозможность достижения целей, ради которых юридическое лицо было создано, в том числе в случае, если осуществление его деятельности становится невозможным или существенно затрудняется.
Это основание принудительной ликвидации на практике встречается крайне редко, поскольку при действительной невозможности продолжать деятельность учредители (участники) в большинстве случаев добровольно ликвидируют юридическое лицо или внесут в устав изменения, которые позволят осуществлять дальнейшую деятельность с другими целями.
Но не стоит забывать про случаи, когда добровольной ликвидации в принципе не может быть. Например, такой возможности по закону лишены фонды. А это значит, что для ликвидации фонда, фактически прекратившего свою деятельность, в любом случае придется подавать исковое заявление в суд. Но в такой ситуации именно с некоммерческой организацией может возникнуть ещё одна проблема – непонятно кому подавать заявление в суд, если участников нет (т. к. нет членства), учредители про фонд могли давно уже забыть, а у действующих руководителей фонда (читаем статью буквально) таких полномочий нет.
Федеральное законодательство содержит множество оснований для принудительной ликвидации юридического лица – в основном это специальные основания, предусмотренные отдельными законами, например: ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ «О банках и банковской деятельности» и т. д. Но все эти основания так или иначе подпадают под пункты 2-4 статьи 61 ГК. Поэтому, что именно законодатель подразумевает под иными случаями, сложно сказать.
Кстати, эти самые «иные случаи» вызывают определенные дискуссии в юридическом сообществе, поскольку открытый перечень оснований для принудительной ликвидации дает потенциальный простор для злоупотреблений.
С точки зрения правовой техники соотнесение основания принудительной ликвидации юридического лица с кругом возможных инициаторов ликвидации по этому основанию – полезное нововведение Гражданского кодекса. Остается надеяться, что и правоприменительная практика не подкачает.
Виталия, спасибо за обзор, особенно - за ссылки на практику.
Написал письмо в МИФНС об исключении по статьи 21, по телефону созванивался отказали в исключении, в связи с тем что отчетность представленна в установленный законом срок за 2013 год. Сотрудник пояснил не сдавать отчетность за 2014 год, и автоматом исключат в 06.2015 году исключат при этом письменно предложать сдать отчетность. Ответ с МИФНС опубликуем как получу.
Не сдали отчет за 2013 год- в надежде что исключат из ЕГРЮЛ (как недействующее), все равно фирма не снята с учета, хотя уже ноябрь 2014.
Из опыта - не сдана отчетность за 2012,2013 год -11 .08. 2014 ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ СВЕДЕНИЙ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СВЯЗИ С ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИЗ ЕДИНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ОСНОВАНИИ
П.2 СТ.21.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 08.08.2001 №129-ФЗ
Виталия, как Вы считаете, длительный корпоративный конфликт акционеров со всеми атрибутами (бесконечные иски, уголовные дела) можно квалифицировать как невозможность достижения целей, для достижения которых создано ЮЛ?
Если, например, фактически ЮЛ не осуществляет никакой хозяйственной деятельности, общие собрания регулярно срываются, акционеры не могут принять решение о передаче реестра специализированной организации? Только судятся и ничего больше.
Интересно, даст ли новая норма возможность прекратить корпоративный конфликт путем принудительной ликвидации.
Скажите пожалуйста сколько по времени занимает процесс ликвидации фирмы? Если сама налоговая решила ликвидировать фирму, за неведение деятельности.. В вестнике написано что фирма находится на ликвидации с 18.07, есть ли временные рамки конкретные? Просто очень хочется ускорить процесс. Муж на работу не может устроится из за того,что числится в этой фирме:((((
Подкажите, как быть в случае ликвидации ЗАО после 1 октября. Сейчас мы находмся на стадии ожидания второй публикации в Вестнике. Процесс ликвидации начался 06 июля. Предприятие самостоятельно вело реестр акционеров. Нужно ли нам заключать договор с реестродержателем? Денег на балансе нет, назначен ликвидатор.
Что то долго ликвидируете, уже в октябре можно было ликвидировать
Очень познавательная статья! Мне как начинающему юристу очень важно,чтоб интересующие меня статьи были кратки и по существу. Спасибо большое!
Всем доброго дня!
Подскажите, пожалуйста.
ЗАО было зарегистрировано в 2012 году, 2 акционера, 10000 УК, никаких изменений не осуществлялись, открыт р/с, по которому никакие операции не проводились (Кроме оплаты комиссии за р/с банку), сдавалась нулевая отчетность. И еще момент - акции ЗАО не были выпущены, эмиссия не осуществлялась. Соответственно, никакой реестр не велся, регисратору ничего не передавалось.
Понимаю, что вернее всего это оставить дальше "спать" наше ЗАО, но сейчас, так или иначе, необходимо что-то решить с ЗАО, никак не можем понять, в каком направлении лучше двигаться.
1. Возможно ли ликвидировать его сейчас без особых затруднений и проблем? С чего начать?
2. Могут ли быть штрафы за то, что акции не были выпущены и зарегистрированы?
3. Возможна ли реорганизация этого ЗАО в ООО?
4. Исключение из ЕГРЮЛ, насколько я понимаю, не возможно, т.к. сдавалась отчетность, хоть и нулевая?
5. Или придется осуществить выпуск акций, что совершать какие-либо действия, кроме как оставить ЗАО в покое, и пускай дальше спит? Какие последствия могут быть в таком случае?
Заранее, всем большое спасибо! Вопрос срочный, прошу помочь разобраться!
С уважением!
Штрафы будут, я вижу только 2 варианта либо реорганизация в ООО , темболее сейчас эта процедура занимает меньше времяни , так как в весник сейчас 2 раза подавать не надо ...если прокатит то вам повезет, либо сер ликвидация .... и это будет дорого но дешевле чем платить штрафы...
до 1 сентября с такой же историей реорганизовали в ООО с УК 0.5 млн. прошло удачно, как сейчас не могу нечего подсказать....
А регистрирующий орган может принять решение об исключении юр лица по причине не нахождения его по юр адресу?
у вас же может быть фактический адрес ....если у вас оригинальный договор и регистрация прошла , да и прошло больше месяца ...вам не стоит переживать
По причине отсутствия по месту нахождения (адресу) ФНС может наложить штраф сначала 5 000 руб., потом - 20 000 руб. Так же может наложить штраф на гендира и отправить ему по почте письмо с "радостной вестью". Но все это ФНС будет делать, если компания попадет в поле зрения налоговой, т.е. если им пару раз вернутся письма с пометкой "организация выбыла" и т.п.До того юр лицо может годами существовать без фактического адреса и благополучно числиться в ЕГРЮЛ.
Где-то на Регоруме я сталкивался с упоминанием ситуаций, когда такие компании исключали из реестра, но сейчас уже не вспомню подробностей.
У меня конечно не много опыта в этом так как не сталкивался с этим, но опять же ЕИО компании в соответствии с внутриними документами не обязан находится на работе с 9 до 18
и соответствено при вызове директора в налогувую , если он сможет доказать что он там иногда бывает (в соответствии с купленным адресом и действующем договором аренды) не какого штрафа не будет ... может я ошибаюсь конешно...
То, что до директора на рабочем месте дозвониться не могут - это одно дело. А вот если вернулось письмо с отметкой "организация выбыла" или "не числится среди арендаторов" - это совсем другое дело. Конечно, можно приехать в налоговую и доказать, что письмо "развернули" ошибочно, например, девочка на ресепшене бизнес-центра заработалась, устала, не увидела организацию в списке и отказалась принимать письмо. Но у вас же спросят договор аренды, которого, скорее всего, нет.
Еще веселее, года организация регистрируется на домашний адрес руководителя, сотрудники ФНС приезжают днем по адресу, звонят в дверь, им никто не открывает, и они делают вывод, что "сведения об адресе недостоверные" и отказывают в регистрации...
Виталий совершенно точно Вам ответил.
Напишите письмо от
Кредитора указанной организации в МИФНС № 46 с просьбой отменить решение о
предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ в связи с тем, что у
указанной организации имеется непогашенная задолженность перед Кредитором.
Можно также приложить какие-либо документы, подтверждающие обоснованность этой
просьбы (договор, товарные накладные, акты, счета-фактуры, УПД, акты сверки и
т.п.).
Если в ЕГРЮЛ есть запись о «нехорошем» адресе, то есть смысл после отмены решения МИФНС № 46 поменять адрес.
Clover, проблема в том, что у компании нет договоров и соответственно кредиторов. Компания "нулевка", про нее, как оказалось, забыли, а сейчас она срочно необходима.
Я в прошлом году такое письмо пересылал в региональную инспекцию.
"При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении" (п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ).
Вы в Москве через территориальную инспекцию подавали?
Мы подавали в другом регионе, там было совпадение в одном лице территориальной инспекции и регистрирующего органа.
Тогда как относиться к указанному в законе "регистрирующий орган принимает решение"?
Сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (по конкретной организации в позапрошлом году)
Номер журнала: №__(___) от __.__.____
СВЕДЕНИЯ О ПРИНЯТЫХ РЕГИСТРИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ РЕШЕНИЯХ О ПРЕДСТОЯЩЕМ ИСКЛЮЧЕНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Москва
Регистрирующий орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве
Адрес: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3, стр. 2
Сообщает о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
____. Принято решение № ______ от __.__.____ о предстоящем исключении ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "___", ОГРН:___, дата присвоения ОГРН:__.__.____, ИНН: ___.
Никаких указаний на территориальную инспекцию нет…
Никто это проверять не будет.
Сотворите Кредитора и задолженность перед ним (чтобы не сильно все запутывать, покажите, например, договор займа).
Кстати, мы в другой регион отправляли в прошлом году такое письмо в виде электронного обращения через сайт nalog.ru (без ЭЦП), в котором указали что копии документов, заверенные Кредитором, будут переданы в налоговую в виде почтового отправления. Это делали чтобы выиграть время. Народ, как всегда, опомнился в последние дни 3-месячного срока. Потом отправили документы. Налоговая решение отменила.