Приветствую всех!
Не так давно коллега опубликовал ликбез о регистрации кассового аппарата. Данная тема вызвала обсуждение. Я решила рассказать о некоторых тонкостях, на которые необходимо обратить внимание при регистрации ККТ.
ОСН и спецрежимы
Никаких специальных правил регистрации ККТ (контрольно-кассовой техники) в зависимости от налогового режима организации или индивидуального предпринимателя (далее – ИП) не существует. Налогоплательщики на ОСН (общая система налогообложения) регистрируют ККТ точно также, как те, кто применяют специальные налоговые режимы:
- упрощенную систему налогообложения (далее – УСН);
- единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД);
- патентную систему налогообложения (далее – ПСН).
Особенности, которые зависят от налогового режима, скорее лежат в плоскости возможности отказа от применения ККТ. Правом отказаться от применения ККТ обладают те налогоплательщики, чья выручка не интересует фискальные органы. Согласно пункту 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ) к имеющим право на выбор отнесены:
- организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД;
- ИП, применяющие ПСН, при осуществление видов деятельности, в отношении которых законами субъектов РФ предусмотрено применение указанного спецрежима.
Применение ЕНВД перестало носить обязательный характер с 1 января 2013 года. Тем не менее многие хозяйствующие субъекты до сих пор совмещают применение ЕНВД с УСН или ОСН. В таком случае, как и при ПСН возможность не применять ККТ распространяется только на деятельность, облагаемую ЕНВД. Данное положение отсутствует в Законе № 54-ФЗ, однако соответствующие разъяснения даны и в Информации, и в Письме Минфина России от 06.11.2009 № 03-01-15/10-492.
Также не упомянуты в Законе № 54-ФЗ налогоплательщики ЕНВД, осуществляющие розничную торговлю алкоголем. Однако обязательное применение ККТ указанной категорией установлено пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее – Закон № 171-ФЗ), который регламентирует оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Таким образом, организации, осуществляющие в городских поселениях розничную реализацию алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, а также сидра, пуаре и медовухи), должны иметь ККТ.
Нарушение требований статьи 16 Закона № 171-ФЗ запрещена (ст. 26 Закона № 171-ФЗ) и влечет за собой административную ответственность. Из разъяснений налоговиков и Минфина следует, что положения Закона № 54-ФЗ не противоречит нормам Закона № 171-ФЗ в части обязательного применения ККТ. Подробные разъяснения даны в:
- в Информации ФНС РФ от 29.09.2009 б/н «О применении ККТ плательщиками ЕНВД» (далее – Информация);
- Письме ФНС РФ от 16.09.2009 № ШТ-17-2/167@);
- Письмах Минфина РФ от 03.09.2009 № 03-01-15/9-441, от 09.09.2009 № 03-01-15/9-451, от 03.09.2009 № 03-01-15/9-441, от 01.09.2009 № 03-01-15/9-435, от 26.08.2009 № 03-01-15/8-429; от 06.11.2009 № 03-01-15/10-492.
В Информации также разъяснено, что отказ от ККТ – право а не обязанность налогоплательщиков., о чем сказано, например, в Информации ФНС РФ от 29.09.2009 б/н «О применении ККТ плательщиками ЕНВД» (далее – Информация). Некоторые категории налогоплательщиков, указанных в пункте 2.1 Закона № 54-ФЗ, как впрочем и все остальные организации и ИП, подпадают под действие пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. Указанной статьей предусмотрено право налогоплательщиков не выдавать покупателям (клиентам) никаких документов, подтверждающих покупку Такое право определяется спецификой деятельности или особенностями местонахождения.
Остальные категории организаций и ИП, применяющих ЕНВД и ПСН, при отказе от ККТ в соответствии со статьей 2.1 Закона № 54-ФЗ обязаны выдавать:
- документ (товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) по требованию покупателя (клиента) бланк строгой отчетности (далее – БСО) если реализована услуга населению (п. 2 ст.2 Закона № 54-ФЗ).
После ряда неоднозначных разъяснений ФНС РФ и Минфина России, вопросы о том можно ли использовать снятую с учета ККТ или ККТ без электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЗЛ) для внутреннего пользования, потеряли свою актуальность. Для того, чтобы клиенты в принципе не сталкивались с проблемами, которые были обозначены сразу двумя ведомствами, производители наладили выпуск:
- чекопечатающих машинок;
- автоматизированных систем для БСО (далее АС БСО).
И машинки, и системы созданы на базе самых разнообразных кассовых аппаратов, но тем не менее к ККТ не относятся и, соответственно, им не требуется регистрация в налоговых органах. При этом если чекопечатающие машинки могут использовать только организации и ИП, поименованные в пункте 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, то АС БСО доступны всем, кто оказывает услуги населению.
Документы для регистрации: обычный порядок и экспериментальный
Расширенный перечень документов, например, тот, который приведен в ликбезе, ставшем причиной написания этого материала – вполне могут существовать на практике из-за:
- некомпетентности некоторых налоговых органов;
- желания центров технического обслуживания (далее – ЦТО), которые за плату оказывают помощи при регистрации ККТ, придать вес оказываемой услуге.
Если же генеральный директор будет самостоятельно регистрировать кассовый аппарат организации, то кроме паспорт ККТ понадобятся всего лишь два документа:
- заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ (о порядке ее заполнения читайте Письмо ФНС России от 03.04.2012 № АС-4-2/5537@ и раздел «Контрольная работа/Контрольно-кассовая техника/Информационные материалы» официального сайта ФНС России;
- договор о технической поддержке подлежащей регистрации контрольно-кассовой техники, заключенный заявителем с лицом, обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку модели контрольно-кассовой техники, включая поставку запасных частей или с ЦТО.
Указанный исчерпывающий перечень документов приведен в пункте 25 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н. Аналогичный перечень, еще до введения в действие указанного административного регламента был утвержден пунктом 15 Положения о применении ККТ, используемой организациями и ИП, утвержденного Постановление правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее – Положение № 470).
Не смотря на такой длительный период существования исчерпывающего перечня, компетентным органам регулярно приходится подтверждать, что ни договор на аренду, ни паспорт версии с дополнительным листом, ни любые другие документы для регистрации контрольно-кассовой техники в территориальном налоговом органе не требуются. Об этом сказано, например, в Письме ФНС России от 31.07.2013 № АС-4-2/13871@, Письмо УФНС РФ по г. Москве от 12.08.2010 № 17-15/085378, Письмо Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-406 (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 21.08.2009 № ШТ-17-2/161@).
Существует очень высокая вероятность, что уже в следующем году перечень документов, да и сам порядок регистрации ККТ кардинально изменится. Изменения зависят от эксперимента, который в настоящее время проводится в ряде российских регионов и закончится 1 февраля 2015 года. Подробности об этом можно прочитать в публикации.
Результативность эксперимента будет оценена до 10 марта 2015 года. В настоящее время для регистрации инновационной кассы участники эксперимента направляют в ФНС России, лишь подписанное квалифицированной электронной подписью заявление на регистрацию ККТ. Подробности на официальном сайте эксперимента.
Обособленные поразделения
Порядок регистрации ККТ организациями, которые ведут деятельность через обособленные подразделения, изменился еще в 2007, после вступления в силу Положения № 470. Тем не менее вопросы возникаю до сих пор, о чем свидетельствуют обсуждения ликбеза.
В Письме ФНС России от 25.11.2013 № ЕД-4-2/21059 разъяснено, что заявление о регистрации кассового аппарата, используемого в обособленном подразделении, организация подает в налоговый орган, где такое подразделение состоит на учете (п. 15 Положения № 470).
Например,головной офис, в котором расположена администрация организации, состоит на учете в ИФНС России № 10 по г. Москве. Торговый павильон организации находятся на территории ЦПКиО им. Горького. Таким образом организации необходимо зарегистрировать обособленное подразделение, а потом кассовый аппарат организации необходимо регистрировать в ИФНС России № 6 по г. Москве.
Если несколько торговых точек находятся в одном муниципальном образовании, но подведомственны разным территориальным инспекциям, компания самостоятельно выбирает, в какой из них встать на учет и, соответственно, регистрировать все ККТ указанных подразделений (Письмо Минфина России от 18.08.10 № 03-01-15/7-183).
Впрочем организациям и предпринимателям не следует торопиться с регистрацией обособленного подразделения только для того, чтобы зарегистрировать кассовый аппарат – читайте в моем следующем материале «БСО как альтернатива ККТ».