бухгалтер
Посты
10
Лайки
59

От подорожавшей регистрации ККТ освободят немногих

  • 16 июля 2015 в 9:20
  • 6.9К
  • 6
  • 2

    Всем, кто работает с наличной выручкой, эквайрингом и различными видами онлайн платежей необходимо тщательно мониторить продвижение проекта с ID 00/03-24887/04-15/21-14-4 о кардинальных изменениях в применении контрольно-кассовой техники (прилагается). При этом неважно какую систему налогообложения вы используете и в какой сфере деятельности работаете.

    Простое стало еще проще

    Сам проект (далее — проект-2015) представляет собой не просто локальные изменения, а фактически совершенно новый текст Федерального закона от 22.05.2003 № 54 (далее — Закон № 54-ФЗ) не только потому, что объем изменений втрое превышает сам закон. Принятие проекта в полном объеме будет означать отмену всех действующие поблажек, позволяющих в настоящее время работать без контрольно-кассовой техники (далее — ККТ).

    Массовый отказ от применения ККТ стал возможен благодаря выступлению В. В Путина в 2009 году на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству. Тогдашний российский премьер предложил ряд нововведений для упрощения жизнедеятельности малого бизнеса, в частности, освобождение плательщиков единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) от необходимости использования ККТ.

    Указанное предложение было воплощено в части 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 (далее — Закон № 54-ФЗ). Позднее там же были упомянуты ИП, применяющие патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

    По подсчетам производителей ККТ из-за нововведений кассовая отрасль недосчиталась 2/3 потенциальных клиентов, что на сегодняшний день означает более 2,5 миллионов невостребованных единиц ККТ . А ведь кроме организаций и ИП на ЕНВД и ПСН есть и другая не менее многочисленная категория бизнесменов, работающих в сфере услуг населению. Согласно части 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ альтернативу ККТ в сфере услуг населению составляют бланки строгой отчетности (далее БСО).

    Возможность не применять ККТ имеет и масса других представителей микробизнеса, перечисленных в части 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. Однако даже простых лоточников Минфин России, разработавший проект-2015 не счел возможным освободить от применения ККТ, не говоря уже об организациях и ИП, перечисленных в частях 2 и 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. Так, после вступления в силу изменений применять ККТ будут обязаны ныне освобожденные на основании части 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и ИП, осуществляющие:

    • продажу лотерейных билетов;
    • торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

    На этом фоне удивительным выглядит упоминание в проекте-2015 автоматизированных систем для БСО. Указанные системы отнесены частью 3 статьи 1 проекта-2015 к ККТ. Таким образом если организации и ИП, освобожденные от необходимости применять ККТ решат использовать БСО (например, для исполнения законодательства о защите прав потребителей), то им придется использовать типографские БСО, требующие громоздкого, в чем то архаичного учета. 

    Расширение сферы применения ККТ произойдет и за счет всех видов электронных платежей, которые используются, в частности, для покупок на интернет сайтах через такие мобильные сервисы, как, например:

    • Webmoney;
    • Яндекс.Деньги;
    • Moneymail RUR;
    • RBK Money RUR;
    • PayPal.

    В связи с этой новацией изменится само название Закона № 54-ФЗ: слова «с использованием платежных карт» будет заменены на «расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа».

    Цена инновациий

    Жизнеспособность присутствующей в проекте-2015 идее инновационной кассы, то есть ККТ с функцией передачи в онлайн режиме информации о пробитых чеках непосредственно в налоговую инспекцию изначально обеспечили:

    • пункт 61 плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2012 год, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.12.2011 № 2425-р;
    • пункт 12 плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 03.12.2012 № 2250-р.

    Примечательно, что из-за огромного объема информации о пробитых чеках ККТ налоговым органам потребовалось дополнение к инновационным кассам в виде посредника — оператора фискальных данных (ОФД). 

    Минэкономразвития рассмотрело проект, разработанный в 2013 году, и дало отрицательное заключение об оценке его регулирующего воздействия (ОРВ) на соответствующий проект изменений в Закон № 54-ФЗ (прилагается).

    Для того, чтобы Минфин России мог обосновать новую версию изменений в Закон № 54-ФЗ налоговые органы с 1 августа 2014 по 1 февраля 2015 года провели широкомасштабный эксперимент с использованием онлайн касс на территории сразу четырех регионов:

    • Республика Татарстан;
    • Калужская область;
    • Московская область;
    • Москвы.

    Подробности можно найти в публикации и на официальном сайте самого эксперимента. Мнение об успешных результатах эксперимента изложено в докладе. При этом участникам эксперимента разрешено в период с 13 июля по 31 декабря 2015 года по-прежнему закупать онлайн кассы. Соответствующие изменения внесены постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 в Положение о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и ИП, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470.

    Ссылаясь на результаты эксперимента, разработчики проекта-2015 в ходе публичного обсуждения не учли ни одного критического замечания. В частности, усиленно продвигается мысль о том, что инновационные кассы уменьшат расходы бизнеса. Действительно, эксперимент:

    • не предполагал оплату услуг ОФД;
    • позволял использование в качестве инновационных касс электронные девайсы, способные значительно снизить расходы бизнеса: мобильные телефоны, планшеты и прочее.

    Однако, уже сейчас ясно, что услуги ОФД не могут быть дешевы. Помимо специального оборудования со множеством импортных элементов для деятельности ОФД потребуется лицензия на криптографию, выдаваемая ФСБ России. Условия деятельности ОФД предполагают административные штрафы до 1 миллиона рублей и возможность ошибиться только однажды. Такие строгости не могут не сказаться на стоимости услуг. Причем в отличие от договора с ЦТО, проект-2015 предполагает строгий контроль за оплатой услуг ОФД, которому будет способствовать в частности создание специального реестра инновационных ККТ, с индивидуальным номером на каждую единицу.

    Если оплата не поступит, то ОФД сообщает налоговому органу об отключении абонента, а налоговый орган исключает ККТ из реестра. Причем восстановление будет невозможно. Необходимо будет приобрести новую единицу ККТ. Такой же порядок будет действовать и в случае поломки ККТ. Ремонт инновационных ККТ проект-2015 не предполагает.

    Тем не менее даже при отсутствии ремонтных работ от услуг ЦТО вряд ли получится отказаться, так как настройкой связи с ОФД скорее всего будут заниматься они. При этом вполне возможно, что ЦТО также придется получать лицензию на криптографию. Такой вывод напрашивается из-за замены в части 12 статьи 4 Закона № 54-ФЗ слов «фискальной памятью и контрольной лентой» на слова «фискальным накопителем».

    Стоимость инноваций не получится компенсировать и широко разрекламированным в ходе эксперимента отказом от электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ), выпускаемой под эгидой ФСБ. Переход на онлайн режим требует подстраховки, такой подстраховкой станет ЭКЛЗ — небольшая пластиковая коробочка с защитной голограммой и контактным разъемом. Размеры пластикового корпуса ЭКЛЗ не допускают симбиоза не только с мобильным телефоном, но даже с ноутбуком. Удешевление оборудования места кассира-операциониста станет возможным только в том случае когда печатная плата с напаянными радиоэлектронными элементами — собственно основа ЭКЛЗ, изменит свои качественные характеристики.

    В настоящее время срок службы ЭКЛЗ, применяемой в ККТ — один год (это связано с особенностями хранения криптографических данных), стоимость около 6 тыс. руб. Однако для ЕНВД проект-2015 предусматривает применение ЭКЛЗ сроком службы 36 месяцев. Такие ЭКЛЗ также присутствуют на рынке и применяются для тахометров. Их стоимость составляет уже около 11,5 тыс. руб. С одной стороны замена ЭКЛЗ по цене 6 тыс. руб. за три года составит 18 тыс. руб., что ощутимо больше, чем 11,5 тыс. руб. Однако для ИП на ЕНВД, который не знает сможет ли он отработать в выбранной сфере хотя бы год, предпочтительнее единовременные вложения в размере 6 тыс. руб.

    Пожалуй, проблема инноваций не коснется только те отдаленные от сетей связи местности России, где онлайн связь с ОФД будет затруднена. Проект-2015 предусматривает, что критерии указанных местностей должны быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в сфере связи функции по выработке и реализации:

    • государственной политики;
    • нормативно-правовому регулированию.

    Критерии станут основанием для включения той или иной местности в перечень, который должен будет утвердить региональный орган государственной власти. Только в этом случае организации и ИП смогут применять не инновационную ККТ.

    Запас времени

    После окончание публичного обсуждения начались публичные консультации Минэкономразвития с производителями ККТ и другими заинтересованными лицами. Их итоги будут отражены в министерством в заключении об ОРВ, однако с промежуточные итоги таких мероприятий как правило не оглашаются. Тем не менее мониторить ситуацию вполне возможно через центры технического обслуживания ККТ (далее — ЦТО).

    Поскольку ЦТО обескуражены, что проект-2015 нивелирует их роль (например, отсутствует упоминание об обязательной опломбировке касс), производители нередко выступают в роли своеобразных психотерапевтов, раскрывая на различного рода конференциях суть происходящего. Основной вопрос, который необходимо выяснить у знакомого мастера ЦТО, а лучше — у его руководителя, если у вас нет возможности следить за новостями на нашем сайте — в какой даты и в каком объеме вступят в силу изменения, предусмотренные проектом-2015.

    При этом необходимо понимать, что некоторые советы работников ЦТО могут быть продиктованы желанием сиюминутной выгоды. Например, уже сейчас некоторые ЦТО объявили о том, что осенью повысят цены на реализуемые ККТ и услуги по их регистрации в налоговых органах, как минимум, на 30%.

    Дело в том, что законодательство позволяет работать с ККТ не менее 7 лет (срок амортизации). Таким образом, зарегистрировав не инновационную ККТ накануне вступления в силу изменений, предусмотренных проектом-2015, вполне можно забыть об онлайн связи на довольно значительный промежуток времени. Такие советы ЦТО кажутся весьма разумными, так как проект предусматривает переходный период не более, чем полгода.

    Однако вряд ли на практике полгода окажутся достаточными для России. Как правило после принятия закона только год уходит на принятие различного рода подзаконных актов. Разработка инновационной ККТ (так как уже сейчас понятно, что электронные девайсы не смогут послужить заменой). Сертификация займет, по оценкам специалистов, около двух лет.

    Внедрение огромного количества инновационных ККТ скорее всего будет проходить на позаказной основе и займет не менее трех лет. Однако такие сроки специалисты называют, из самых скромных подсчетов. Тогда как текст проекта-2015 может преподнести еще немало сюрпризов, так как составлялся хотя и прогрессивными специалистами, вероятно активно пользующимися онлайн связью, однако далекими от технических вопросов создания ККТ. Например, проектом установлено, что требования к инновационной ККТ устанавливает Правительство РФ, в то время как по законодательству нашей страны требования к продукции устанавливают технические регламенты.

    Добавить
    бухгалтер
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Тема непростая... Одно ясно - лучше от изменений большей части пользователей ККТ не станет, что печально. 

    17 июля 2015 в 0:31

    Просто убийственная тема. Мы вообще пользуемся автоматизированными системами БСО, их производители называют  сейчас "мертвой темой", мол, оставьте свои надежды. Так что то ли чаю успокоительного пойти выпить, то ли сразу повеситься. Очень боюсь пропустить момент, когла нужно будет закупить ККТ старого образца и успеть поставить их на учет. Оказывается действовать они могут не 7 лет, а 10 - срок эксплуаации определяет завод-производитель и проставляет в паспорте. И что потом делать с теми потребителями, которым  понадобится чек ККТ, который выцветет или будет потерян - не понятно, особенно когда наряду с офф-кассами, будут работать "онлайновые".

    17 июля 2015 в 9:47

    Прямой эфир

    Александр Саратов4 декабря 2024 в 11:43
    Участник ООО не смог оспорить в суде «размытие» своей доли
    Александр Саратов4 декабря 2024 в 11:41
    Два опциона на один и тот же предмет. Кому в итоге он достанется?
    Андреев Николай27 ноября 2024 в 11:06
    Непубличное АО, наименование на английском, смена адреса. Вопросы из чата